Цель урока: конкретизировать способ проверки орфограмм слабой позиции в окончаниях слов типа папа, дядя.
Тип урока: решение частной задачи.
Оборудование:
- листы А4;
- маркеры;
- мультимедиапроектор;
- учебники по русскому языку для 3-го класса В.В.Репкина;
- рабочие тетради;
- презентация (Приложение).
Ход урока.
1. Организационный момент.
- У вас хорошее настроение?
- У нас будет урок русского языка?
Давайте еще раз улыбнемся друг другу и пожелаем всем удачи.
Напишем дату и классную работу.
На доске:
Нам дан во владение самый богатый, могучий и волшебный русский язык.
К.Паустовский
Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание Константина Паустовского. Как вы понимаете значение этого высказывания? Как вы думаете, на каком уровне мы находимся в постижении владения русским языком? Покажите, пожалуйста, это на схеме. (На доске и на листках у учащихся числовая прямая. Дети показывают уровень знаний, где, по их мнению, они находятся).
Но у нас все впереди. Мы обязательно будем грамотными, узнаем многие секреты великого, могучего русского языка
2. Создание ситуации успеха.
- Какую учебную задачу мы решали на последних уроках?
Слайд 1.
Как проверить орфограмму слабых позиций в падежных окончаниях слов, называющих предмет и признак предмета?
- Как мы эту задачу показали в модели?
- Как вы думаете, мы научились проверять орфограмму в падежных окончаниях слов, называющих предмет?
- Признак предмета?
- Значит, мы можем убрать вопросительный знак в схеме?
- А какие умения нужны для этого?
Уметь определять:
- что называет слово: предмет или признак предмета;
- род;
- число;
- падеж;
- уметь выбрать проверочное слово.
- Кто уверен, что может очень быстро и правильно может проверить орфограмму в падежном окончании?
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
- Упражняться в проверке орфограмм падежных окончаний.
- Чтобы вам было легко и удобно работать, я набрала порядок действий для проверки орфограмм. Прочитайте, пожалуйста. (Ребята должны заметить ошибку).
Слайд 2.
- Выбрать проверочное слово с тем же набором падежных окончаний.
стена какой?
стол
окно
рожь - Определить, что называет слово (признак или предмет).
- Выбрать букву для для обозначения фонемы.
- Определить фонему в проверяемом окончании.
- Подставить проверочное слово в высказывание.
Работа в группах.
- Что-то тут перепуталось. Исправьте, пожалуйста, ошибку.
Запишите по порядку только номера действий.
С каждой группы 1 ученик выходит к доске для защиты работы, которые выполнены на листках А-4 и прикрепляются к доске..
- Давайте проверим ответы.
Слайд 3.
2, 1, 5, 4, 3
Использование способа проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях.
Слайд 4.
К нам на длин_й мокр_й ножк_
Дождик скачет по дорожк_.
В лужиц_ - смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В тепл_м дождик_ кусты.
- Прочитайте стихотворение.
- Ваше мнение о стихотворении. О чем это стихотворение? Какие чувства вызвало это стихотворение?
Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу.
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
Кто может выполнить это задание сам? Выполняйте.
(взаимопроверка)
Слайд 5.
- Чей сосед написал без ошибки?
К нам на длиной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице - смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты.
- У вас действительно хорошо получается. Как построим урок дальше: еще будем тренироваться или пойдем дальше?
3. Постановка частной задачи.
- Ребята, вчера моей соседке третьекласснице Маше мама оставила записку на столе, но кошка Маруська использовала мамину записку как игрушку и расцарапала некоторые места. Вот эта записка.:
Маша, я поехала к бабушке. Коля с пап__и дяд__ приедут поздно. Погуляй с собакой сама.
Помогите Маше восстановить записку.
- На какой вопрос будем искать ответ?
Слайд 6.
-Какой набор окончаний подходит для проверки падежных окончаний слов папа, дядя?
4. Анализ условий частной задачи и ее решение.
Форма организации: обсуждение групповых работ, межгрупповое взаимодействие.
- Как надо поступить, чтобы найти проверочное слово?
- Изменить слова по падежам, выделить окончание и проверить, какой набор окончаний подходит.
Слайд 7.
- Изменить слова дядя, папа по падежам;
- Найти набор окончаний для этих слов;
- Проверить;
- Выделить окончания.
Работа в группах.
И. есть папа, дядя
Р. нет папы, дяди,
Д. даю папе, дяде
В. вижу папу, дядю
Т. доволен папой, дядей
П. думаю о папе, дяде
Вывод: подходит слово стена
Значит, записка должна выглядеть так:
Маша, я поехала к бабушке. Коля с папой и дядей приедут поздно. Погуляй с собакой сама.
А какие слова типа дядя, папа вы еще знаете?
- Дедушка, юноша, слуга, Саша…
- Какой вывод можно сделать? Как склоняются эти слова?
5. Итоговая рефлексия.
Что важного было сегодня на уроке?
Как назвали бы урок?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Работает ли способ проверки?
Сможем ли мы по нашей шкале подняться еще вверх?
Молодцы! Спасибо за урок!