Тема: Россия в XVII веке.
Модуль: Уроки логического мышления.
Тип урока: Семинар.
Цели урока: охарактеризовать международное положение России и внешнюю политику первых Романовых
Основные термины и понятия урока: Смоленская война, Переяславская Рада, Русско-турецкие войны, освоение Сибири, тройной гнёт (феодальный, национальный, религиозный), шляхта, голытьба, реестры, М.Б.Шеин, Богдан Хмельницкий, В.В.Голицын, Андрусовское перемирие, Зборовский мир,
Бахчисарайский договор, Вечный мир, Нерчинский договор.
Ход урока
Учащиеся работают в группах, сформированных вначале изучения темы.
I. Мотивационная беседа. Интрига.
1. Повторение понятий:
Мелкотоварное производство, наёмный труд, мануфактуры, промышленники, всероссийский рынок, барщина, оброк, черносошенные крестьяне, казаки, 1649г.
2. Один из участников группы получает предмет, спрятанный в коробке.
- Перо, которым запорожцы писали письмо султану.
- Шишка из сибирской тайги: что она думает о присоединении Сибири к России.
- Турецкий кинжал расскажет о том, чего ожидала и что получила Турция от России в 17 веке.
- Перстень польского короля Владислава - о чём может рассказать нам он?
II. Постановка проблемы.
Во внешней политике России в 17 веке проходили интенсивные и важные события:
- Смоленская война – 1632-1634
- Воссоединение Украины с Россией – 1654
- Русско-польская война – 1654 – 1667
- Русско-турецкая война – 1678-1681
- Крымские походы князя В.В. Голицына – 1687 и 1679
- Освоение Сибири
III. Работа в группах по выполнению 3-х заданий.
1. Смоленская война, Русско-польская война, воссоединение Украины с Россией.
Каждая группа получает задание по разделам § 9, стр. 68 – 72. (учебник Данилова, Косулиной). Группы читают параграф и готовят ответ на вопрос.
- Группа 1. Каковы были причины военных столкновений России с Речью Посполитой?
- Группа 2. Какое значение для развития Украины и Российского государства имело заключение Переяславского договора 1654 года?
- Группа 3. Как ход военных действий с Речью Посполитой свидетельствует о состоянии Русской Армии?
- Группа 4. Почему отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики России на протяжении всего XVII века?
При подготовке ответа учащиеся используют опорный конспект «Взаимоотношения России с Польшей и Украиной в XVII веке» - таблица у каждой группы и слайд. (Симонова Е.В., Поурочные разработки по истории России», изд. «Экзамен», М. 2009, стр. 72)
Во время ответа остальные группы:
- задают вопросы на получение дополнительной информации,
- отмечают недочёты и неточности ответа,
- дают оценку ответа.
2. Взаимоотношения России с Турцией и Крымом.
Группы работают с учебником стр. 72-73. Готовят ответ на вопрос: Можно ли считать, что Россия вела активную и успешную внешнюю политику на южных рубежах государства? Назовите договоры, подписанные русским государством. Какие из них принесли приращение территории России? (схема «Взаимоотношения России с Турцией и Крымом», Симонова, стр. 73)
3. Рассказ учителя, работа с картой
Постановка задания: Почему за западные и южные земли шла ожесточённая борьба, а восточные земли были присоединены практически бескровно? Нарисуйте символ российской политики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Освоение новых земель – одна из важнейших заслуг русского народа. В конце 16 века началось освоение русским народом Сибири. Оно открыло в нашей истории одну из самых интересных и ярких страниц.
«Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков перешли на свой страх и риск океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки на мёрзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана».
А.И.Герцен
Это было стремительное и грандиозное по своим масштабам движение. За одно столетие эти люди в три раза увеличили территорию России. Удивительная территория – 10 млн. кв. км. В 1,5 раза превышает по размерам всю Европу. Природные условия: на севере – пустынная тундра, южнее – бескрайние непроходимые леса, знаменитая «тайга», ставшая символом этого края, на юге – засушливые степи, переходящие в горы и нагорья. В 17 веке Сибирь, особенно восточная её часть, производила сильное, порой даже жуткое впечатление на русского человека. Сибирь пугала своей дикой красотой, подавляла своим величием и манила богатством. Западная Сибирь была присоединена к России ещё в конце 16 века. (города: Тобольск, Тюмень, Берёзов, Сургут). В середине 17 века усилилось количество экспедиций в Восточную Сибирь и на Дальний восток. (города: Якутский острог, Албазинский, Иркутское зимовье, Нерчинский). Нерчинский договор с Китаем. 1689.
IV. Действенное закрепление
может быть проведено как вопросы и ответы учащихся друг другу.