Цель урока: изучить нормы правового регулирования брачно - семейных отношений
Задачи урока
- Усвоить основные понятия
- Совершенствовать навыки работы в группах
- Развивать критическое мышление
Планируемый результат: После изучения темы учащиеся должны:
Знать
- Документы, которые регулируют семейно-брачные отношения
- Личные и имущественные права и обязанности супругов
- Содержание прав и обязанностей родителей и детей
Уметь:
- Работать в группе
- Анализировать источники информации и делать выводы
- Решать ситуационные задачи
Основные понятия: семья, брак, личные и имущественные права супругов, брачный договор, порядок вступления и расторжения брака, права и обязанности родителей и детей.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: коллективно-самостоятельное обучение
Оборудование: компьютерная презентация, стенд «Правовые основы брака и семьи», репродукция картины В.В. Пукирева «Неравный брак»
Раздаточный материал: технологические карты, карточки-задания (ситуационные задачи), семейный кодека РФ, учебник Кравченко А.И. «Обществознание» 11 кл.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент
- Изучение нового материала (работа в группах)
2.1.условия и порядок заключения брака
2.2. имущественные отношения и брачный договор.
2.3. Порядок расторжения брака
2.4. Права и обязанности родителей и детей. - Закрепление изученного материала. Практическая работа.
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов
Ход урока
Создание проблемной ситуации
-Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и важную тему» Правовые основы брака и семьи»
Все отношения, которые возникают в семье и браке, регулируются семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 года.
Семья. Материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства.
На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Приходит время, и у молодых людей возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека.
Вопрос: Какие ассоциации возникают у вас со словом «семья»?
(записать определение в тетрадь)
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. ( слайд на доске)
(Привести примеры пословиц и поговорок о семье)
Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Семья - это один из фундаментальных институтов общества придающие ему стабильность и способность восполнять население, одновременно она выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.
Семья рождается после заключения брака.
Вопрос: Что такое брак?
Слово «Брак» происходит от древнерусского слова «брачите» - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.
Записать определение.
Брак – добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви, уважения, взаимопомощи, это нормы морали.
Каковы же правовые нормы создания семьи?
Для изучения правовых основ брака и семьи разделимся на 4 группы. Каждой группе выдается задание: изучить определенные статьи Семейного кодекса РФ и заполнить опорные листы.
Задания:
- 1 группа - Условия и порядок заключения брака
- 2 группа - Имущественные отношения
- 3 группа - Брачный договор. Порядок расторжения брака.
- 4 группа - Права и обязанности родителей и детей.
Для выполнения задания отводится 10 минут.
Затем каждой группе предоставляется слово для выступления по заданному вопросу.
Брак представляет собой контракт, который заключается женщиной с мужчиной и государством. В отличии от других контрактов, в нем оговорена только дата заключения, но не проставлена дата окончания действий. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.
Закон определяет условия, при которых человек может вступить в брак.
1 группа:
1. Назовите условия необходимые для вступления в брак?
- добровольное согласие на вступление в брак.
- достижение определенного возраста
- отсутствие других браков
- отсутствие близких родственных связей
- дееспособность
(слайд на доске)
2. Какие обстоятельства препятствуют вступлению в брак?
Нельзя заключить брак, если:
- Лицо состоит в другом браке
- Близкие родственники
- Усыновители и усыновленные
- Недееспособны в силу психического расстройства (данный факт признан судом)
(Слайд на доске)
Комментарий учителя:
После регистрации брака у супругов возникают новые права и обязанности. Если семейная жизнь проходит спокойно и счастливо, то вопросы, связанные с имуществом решаются без разногласий. Нет необходимости в разграничений имущества на «твоё» и «мое». Но все бывает иначе, когда семья распадается или уже распалась. Поэтому Семейный кодекс делит имущество супругов на 2 категории.
2 группа рассказывает об имущественных отношениях супругов:
Семейный кодекс делит имущество супругов на две категории:
- собственность каждого из супругов.
- совместная собственность обоих супругов.
(слайд на доске)
Имущество, составляющее первую группу, принадлежит только одному из супругов. А вещи, нажитые во время брака, относятся к числу общих, то есть принадлежат обоим. Например, статья 36 устанавливает, какое имущество относится к собственности каждого из супругов:
- имущество, принадлежащее одному из супругов до вступления в брак.
- имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в качестве наследства.
- все вещи индивидуального пользования (кроме драгоценностей и предметов роскоши).
К совместной собственности относится имущество, нажитое супругами во время брака. Это доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности. Это получение пенсии, пособий и т.д. общим имуществом являются приобретенные во время брака движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации. Не имеет значения, на чье имя внесены денежные средства. Все это совместная собственность супругов. В случае расторжения барк она будет поделена в равных долях.
Комментарии учителя: кроме законного режима владения и распоряжения имуществом, существует договорным режим (пример из сказок)
Помните пушкинскую «Сказку о царе Салтане»? Трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком»? Каждая мечтала о том, что она сделала бы , став царицей. Царь, конечно, выбрал ту, которая бы «для батюшки царя родила богатыря». А объявив ей о своем решении, поставил условие: И роди богатыря мне к исходу сентября!» Ну чем не брачный договор? А царевна - лягушка которая согласилась стать женой Ивана –царевича лишь при условии, что он не тронет лягушечью шкурку, и бросила мужа, когда он это условие нарушил…
3 группа рассказывает о брачном договоре (слайд на доске)
Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и ( или) в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.
Комментарии учителя:
Заключая брак, супруги, конечно, мечтают о счастливой семейной жизни. Но в повседневной жизни часто бывают конфликты по самым разным поводам. В благоприятном случае конфликты разрешаются примирением через взаимные уступки, в неблагоприятном - приводят к распаду семьи.
Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в XVIII веке до н.э. Долгое время право на развод имели только мужья. В Семейном кодексе Российской Федерации ст.17 гласит: «Муж не имеет право без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка».
Право обоих супругов на развод создает условия для изменения своего положения в сфере семейных отношений. Но это не делает развод привлекательным, во всех странах развод считается крайней мерой для решения проблем семейной жизни.
Обучающиеся рассказывают о порядке расторжения брака (слайд на доске)
Расторжение брака может произойти либо в загсе, либо в судебном порядке.
В загсе - по обоюдному согласию супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. В судебном порядке брак расторгается обязательно, если в семье есть несовершеннолетние дети. Если у супругов нет нотариально заверенного соглашения, то суд рассмотрит следующие вопросы:
- определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.
- определить, с кого из родителей, и в каких размерах взыскивать алименты на их детей.
- по требованию супругов ( одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности.
- по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер его содержания.
Брак – это институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт регламентирующий кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. После появления детей союз двух супругов превращается в полноценную семью, в которой появляются новые социальные роли (родительские). Новые отношения, новые права и обязанности. Ребенок появляется на свет – значит, он должен быть кому-то нужен, кто-то хотел, чтобы он жил, радовался всему новому и доброму и радовал своим существованием близких ему людей. Внимание учащихся обращается на слайд «Я счастлив!».
Вопрос: Что нужно ребенку для счастья?
Учащиеся 4группы рассказывают о правах ребенка (слайд на доске)
Ребенок должен воспитываться в семье, иметь мать и отца. Права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей одновременно соответствуют обязанностям родителей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту.
Учащиеся 4 группы рассказывают об обязанностях родителей (слайд на доске)
Комментарий учителя: Я хочу прочитать вам одну историю. Эту пожилую женщину можно часто видеть на нашем дворе. Татьяна Ивановна одиноко сидит на лавочке. До последнего времени все считали, что у нее нет родных, поэтому помогали ей кто чем мог: хлеб, молоко принести, в аптеку сходить. Ведь никогда она никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но вот перед самым Новым годом рядом с нашим домом остановился автомобиль, и из него вышел молодой респектабельный мужчина. Оказалось, что это сын Татьяны Ивановны. Нет, он приехал не затем, чтобы узнать о ее здоровье, помочь. Он решил продать ее квартиру, а мать устроить в дом для престарелых.
Вопрос: Какие чувства возникли у вас, услышав эту историю?
Теряя семью, человек становится слабым, беззащитным, теряет веру в себя, думая, что теперь он никому не нужен на всей земле.
Учащиеся 4 группы рассказывают об обязанностях детей (слайд на доске)
Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Вывод: Семья как фундамент успешных начинаний в жизни должна быть основой построения отношений в человеческом обществе, подготовительным этапом ко взрослому осмыслению действительности, позитивным примером для подражания, помощником в решении трудных задач, спасательным пристанищем в любые периоды жизни. Родной дом, уют, созданный совместно с родными и близкими людьми, благоприятная обстановка для обмена мыслями и положительными эмоциями, для творчества, труда и отдыха – вот то, что так важно для человека, для становления его личности, осмысления жизни, подаренной ему на земле. Социологи утверждают: если человек самостоятельно и серьезно строит свою семью, умеет создать в собственном доме атмосферу теплоты и уюта, то он достигает обычно больших успехов и в своей профессиональной деятельности. В любви, в семье, в детях человек достигает вершины человеческого счастья. Хочешь быть счастливым – научись дарить счастье другим, и тебе воздастся по заслугам.
Закрепление изученного материала. Практическая часть.
1. Юридическая консультация.
Каждой группе предлагается выступить в роли сотрудников юридической консультации и разрешить проблемные ситуации пришедших к ним «клиентов». Работа выполняется с опорой на Семейный кодекс.
Учащимся предлагается рассмотреть в группах ситуации и дать им юридическое толкование (см. приложение)
2. Игра «Мое и наше»
Группам выдаются наборы перемешенных карточек, на которых указаны различные виды имущества. Необходимо разложить их в две стопки:
- Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»)
- Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «мое»). Итоги работы комментируются и обобщаются.
- Задание: Что из перечисленного является совместной собственностью супругов:
- Зарплата жены
- Зарплата мужа
- Дом, полученный мужем в наследство в годы брака
- Автомобиль, купленный женой до брака
- Выигрыш мужа в лотерею
- Случайный заработок мужа
- Проценты супруга на счет в банке, открытый после бракосочетания
- Проценты супруга на счет в банке, открытый до бракосочетания
- Материальная помощь, выписанная жене на работе
- Страховка, выплаченная мужу
- Акции, купленные мужем в годы супружества
- Гонорар, полученный мужем за книгу, написанную и сданную в печать до свадьбы.
Норковая шуба
Туфли мужа
Дом, полученный в порядке наследования
Дача, приобретенная в период брака
Домашнее задание: в периодической печати найти материал, относящийся к семейному праву.