Цели и задачи:
- Обобщение знаний детей по данной теме, подготовиться к контрольной работе.
- Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
- Развитие умения работать в группе, паре, индивидуально.
- Развитие навыка самопроверки.
Оборудование: наборы звуковых моделей у детей, предметные картинки, листы бумаги для групповой работы, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
В школу мы пришли
Учиться,
Не лениться,
А трудиться.
Повторение изученного.
- Сегодня мы с вами повторяем все, что знаем о звуках и подготовимся к первой контрольной работе.
- Назовите две группы звуков. (Гласные и согласные).
- Какой схемой показываем гласный звук? (Дети показывают звуковую модель. Приложение 1).
-Какой схемой показываем согласный звук? (Дети показывают звуковую модель. Приложение 1).
-Чем отличаются гласные и согласные звуки? (Гласные звуки тянутся, их можно пропеть, при произнесении гласных звуков рот открыт и воздух не встречает препятствий. Согласные звуки не все тянутся, их нельзя пропеть, при их произнесении возникает во рту препятствие: или губы, или зубы, или язык. Гласные звуки – ртооткрыватели, а согласные – ртосмыкатели. Схематическое изображение дополняется. Приложение 2.).
Работа со звуковыми моделями.
- Я произношу звук, а вы показываете карточку с соответствующей моделью звука.
-[а, м, т, р, у, з, и, к, о, э].
-Молодцы! А сейчас наоборот. Я показываю карточку с моделью звука, а вы называете звуки, которые эта модель обозначает.
Рефлексия. Молодцы! Вы умеете различать гласные и согласные звуки.
- А какие бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие).
- Покажите карточки с моделями звонких и глухих звуков. (Приложение 1)
Работа в парах.
- У вас на столах стоят тарелки с разными предметами. Ваша задача – разложить предметы в две кучки. Поставьте тарелку посередине парты. Справа от тарелки нужно положить предметы, названия которых начинаются с глухого согласного, а слева – предметы, названия которых начинаются со звонкого согласного звука. (В тарелке лежат предметы: кубик, ручка, пуговица, скрепка, ластик, точилка, закладка, шахматная фигура, нитки, блокнот).
-Проверяем. Одна пара выходит к доске и называет предметы каждой кучки, остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
Рефлексия. Кто справился с заданием? Молодцы!
- А какими еще бывают согласные звуки? (Мягкими и твердыми).
- Покажите карточки с моделями мягких и твердых звуков.(Приложение 1).
Игра «молчанка».
- Я показываю картинки, а вы мне – модель первого звука. (Картинки в приложении 3).
- Как назвать одним словом? Кто это? (Животные).
Рефлексия. Молодцы! Вы умеете различать мягкие и твердые звуки.
Физкультминутка.
Ручки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А теперь их разведем
И скорей к себе прижмем,
И еще раз поднимаем,
Опускаем, приседаем,
Дружно хлопаем все вместе
И опять сидим на месте.
Групповая работа.
- А сейчас мы будем составлять звуковые модели слов.
- Каждая группа получает по четыре слова.(Приложение 4) По-очереди записываем модели слов на листочках. Чтобы не путаться, каждую модель пишем в нужной строчке.
Проверка на доске. (Вывешиваются все работы, сравниваются. Если есть ошибки, анализируем).
Рефлексия.
- Кто справился без ошибок?
- Кто нашел свои ошибки?
- Молодцы! Будем избавляться от ошибок.
Работа в парах.
- У меня в руках два предмета. (Кукла и книга). Какое задание вам предстоит? (Сделать звуковую модель).
- Работаем по вариантам: I вариант – книга, II вариант – кукла.
- На листочках делаем модели. Кто затрудняется – можно посоветоваться с соседом по парте.
- Авосик и Небосик тоже делали модели этих слов. Давайте проверим, что у них получилось.(Приложение 5)
-Сейчас проверьте свои модели и, если есть ошибки, исправьте их.
Рефлексия.
- Кто из вас готов к проверочной работе?
-Давайте проведем маленькую проверочную работу.
- На парте лежат карточки с картинками. (Приложение 6) На листочках в клеточку составляем звуковые модели слов.
Итог урока.
- Что вы уже хорошо умеете делать?
- А над чем надо еще поработать?
- Вы сегодня здорово поработали!
- Всем спасибо за урок!