В своей практической работе мне постоянно приходится иметь дело с негативными последствиями игнорирования родителями наличия проблем в развитии своего ребенка или же, наоборот, излишней родительской активности в их преодолении.
Практика показывает, что очень часто в семьях наблюдается неадекватность в принятии ребенка таким, какой он есть, что провоцирует развитие как у самих родителей, так и у ребенка, дезадаптивных черт личности и негармоничных форм взаимодействия с окружающим миром. Это в свою очередь создает проблемы в процессе социальной адаптации ребенка. Особенно ярко это проявляется в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Современные подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родители являются для ребенка первыми людьми, которые обучают, несут информацию об окружающем, ведут к определенному пониманию. Самый простой способ обучения – обучение по подражанию. Родители, хотят они этого или нет, оказывают очень сильное влияние на своего ребенка через «трансляцию» своих привычек, убеждений, взглядов на жизнь. Родительский стиль поведения, общения, отношения к окружающему миру становятся для ребенка примером для подражания. Когда заходит речь о «правильности или неправильности» большинство родителей убеждены, что они неизмеримо правы в своей ситуации. И это понятно, потому что человеку свойственно безоговорочно принимать то, что больше всего соответствует его представлениям. И я не раз убеждалась, что как только меняются сложившиеся представления о ситуации, меняется и отношение к ней. Сформировать более адекватное родительское понимание ребенка помогает знакомство с психологическими знаниями о процессе и психологических законах развития. Но работать с родителями в этом направлении и педагогу, и психологу нелегко. Как правило, у них уже сложилась мощная психологическая защита от любого внешнего педагогического воздействия. Преодолеть ее крайне важно, если хочется оказать действенную помощь ребенку. Поэтому так необходимо вызвать у родителей интерес к психологическим знаниям, потому что потом они начинают активный поиск наиболее адекватных средств и методов для развития своего ребенка.
Хочу предложить вниманию коллег методическую разработку психологического занятия для родителей. Данная работа – это попытка поиска эффективной технологии психологического просвещения родителей. На мой взгляд, в применении на практике такой организационной формы работы с родителями позволяет в ненавязчивой, занимательной манере уточнять и закреплять знания родителей об основных общеизвестных психологических понятиях, показывать на практике сущность их индивидуального сходства и разнообразия, дать родителям почувствовать на себе воздействие некоторых специальных приемов изучения, развития и коррекции, которые применяются в работе с детьми.
Мне очень понравилась идея научно-популярного изложения для младших подростков основных понятий психологии личности в книге К.В. Васильченко «Путешествие в страну «Я»». Адаптируя ее содержание для взрослых и организуя работу в форме занятия-тренинга для родителей, можно проводить успешную просветительско-коррекционную работу с родителями. Обучение здесь строится в форме диалога, а живое общение всегда приятнее слушания лекций и демонстрации наглядного материала. После такого занятия легко устанавливаются доверительные контакты и принимаются все адресные советы по отношению к детям.
Материалы для занятия могут усложняться, если на первом занятии психолог сумеет вызвать настоящий интерес и сформировать активную позицию у его участников. Но здесь уже многое зависит от личностных и профессиональных качеств самого психолога.
К занятию необходимо подготовить один большой справочник для демонстрации текстов с психологическими понятиями (лучше это сделать в форме слайдов) и в бумажном варианте на каждого участника. Также для каждого участника готовятся тестовые материалы по соответствующей тематике. Эти материалы должны быть небольшими по объему, простыми в исполнении и, в то же время, - информативно-показательными. В начале основной части вручается папка-«Портфолио», куда участники будут складывать свои работы. Заранее готовится плакат с предлагаемыми правилами поведения участников на занятии.
Содержание и количество занятий зависит от особенностей контингента участников и от задач, которые ставит перед собой психолог. Можно провести одно занятие упрощенно-ознакомительного характера, можно – серию занятий с более глубоким изучением психологических понятий и обучением навыкам организации работы с ребенком дома.
Количество участников – 7-10. Большее количество затрудняет индивидуальность общения и затягивает время.
Примерный план занятия
Тема: Путешествие в страну «Я».
Цель: Психологическое просвещение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Задачи:
- вызвать у родителей познавательный интерес к психологическим знаниям,
- уточнить и расширить имеющиеся у родителей представления об основных психологических понятиях, используемых в педагогике,
- дать родителям возможность почувствовать на себе воздействие некоторых специальных приемов изучения особенностей индивидуального развития человека,
- обсудить необходимые и достаточные условия, влияющие на формирование личности.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Упражнение «Человек на стуле».
Цель: введение в тему и знакомство. Кроме того, упражнение дает возможность участникам почувствовать свои сильные и слабые стороны.
Описание: Психолог дает группе следующую инструкцию: «Давайте познакомимся! Каждый из вас должен рассказать о себе в третьем лице. Встав за спинку своего стула, вы представляете всей группе человека, который как бы сидит на этом стуле. («Сейчас на этом стуле сидит …. Он...») Выберите ту информацию, которая вам по душе, но постарайтесь искренне ответить на вопрос, что вы ожидаете от этой встречи.
Упражнение не обсуждается. Психологу имеет смысл «задать тон», выполнив упражнение первым.
Время: 10 минут.
Упражнение «Броуновское движение».
Цель: вступление в контакт каждого с каждым для облегчения дальнейшего группового взаимодействия, сплочение, снятие психологического напряжения.
Описание: Группе, стоящей в кругу дается инструкция: «Сейчас мы все будем перемещаться в кругу – хаотично. Задача каждого – поприветствовать каким-нибудь образом каждого.
Обсуждение не требуется. Психолог тоже участвует в процессе.
Время: 3 минуты.
Ознакомление с темой занятия и его целью.
Принятие правил поведения во время занятия.
Текст с правилами заранее вывешивается на экране. Проводится обсуждение предлагаемых правил поведения во время занятия и выбираются те правила, с которыми участники занятия соглашаются. (Каждое правило следует написать крупными буквами на отдельных листах, тогда их будет удобнее компоновать по требованию).
2. Основная часть.
Закройте глаза и представьте себя ребенком, которому увлекательно путешествовать, узнавать мир. Вот сегодня мы и отправимся в путешествие по планете Психология для того, чтобы хоть немного познакомится с самой интересной и непознанной страной, которая называется «Я» или что называется личностью.
И какое же путешествие без карты. Наш маршрут мы будем отмечать вот на этой карте. (Демонстрация карты).
Обратите внимание на то, что территория Страны Я или Личности делится на две большие зоны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя зона называется социальное, а внутренняя - биологическое. Под словом «социальное» ученые понимают то, что воздействует на человека в течение его жизни среди себе подобных. Так называемые социальные факторы влияют на личность и формируют ее характер, силу воли, под их влиянием человек учится контролировать себя, свои эмоции, чувства, настроение, соизмерять свои потребности с возможностями, ставить перед собой правильные цели и искать пути их достижения. С их помощью человек учится общаться с другими людьми. В конце концов, он становится личностью.
Только что родившийся ребенок — это представитель вида Homo Sapiens, или Человек Разумный, это индивид, это еще не личность. Личностью не рождаются, ею становятся. Если по каким-либо причинам нарушается процесс взаимодействия индивида с социальной средой, он может, подобно Маугли, никогда не стать личностью и навсегда останется с багажом чисто биологического.
-Что же заложено биологического в человеке? (Высказывания)
- Посмотрите на карту внимательнее. Это: темперамент, тип телосложения человека, его пол, задатки и, в какой-то мере, способности, таланты и то, что позволяет ему получать знания об окружающем мире – память, мышление, ощущения, восприятие, воображение.
Определенные особенности уже заложены в человеке от природы, переданы от родителей. А вот то, разовьются ли все эти ростки или нет, зависит от социального. /На стене рядом с картой помещаются карточки с называемыми психологическими терминами/.
- Куда же мы отправимся сначала? Давайте начнем наше путешествие с владений Его Величества Темперамента. Обратимся к справочнику. (Знакомство с материалами справочника, Практическая работа: определение своего типа темперамента).
- А сейчас мы отправляемся в святая святых человеческого существа, в обширную область психических процессов, в Долину Познания. Здесь обитают Психические познавательные процессы – внимание, память, мышление, ощущения, восприятие, воображение.
Познакомимся с каждым поближе.
Ответьте на вопрос: Что Вы понимаем под словом - сознание и что значит - иметь сознание?
- Давайте откроем наш справочник. (Чтение текста «Справочника»)
- Начнем мы наше знакомство вот с этой любопытной равнины - показывая на карте.
А) Внимание.
Представьте, что вы идете по своеобразным болотным кочкам, идти вам очень неудобно. Кроме того, эти кочки жутко скользкие, иногда они могут предательски разойтись, и Ваши ноги глубоко проваливаются в холодную грязную воду.
- Что необходимо для успешного окончания пути?
Мы в Долине Внимания. Будем знакомиться со своим вниманием. Сделаем это, используя прием, который психологи называют корректурной пробой. Это очень просто. Кстати, и для тренировки внимания очень полезно
(Знакомство с материалами справочника, Выполнение простейшей корректурной пробы).
После выполнения пробы проверить друг у друга, насколько внимательно каждый выполнил задание.
- Некоторые люди обладают удивительным вниманием - шахматисты, любители преферанса; эти игры способствуют его развитию. А для представителей некоторых профессий внимание — на вес золота. Это авиадиспетчеры, операторы атомных электростанций, летчики-истребители, разведчики, бухгалтеры, водители транспортных средств.
Б) Ощущения.
Простейший эксперимент. Обсуждение его результатов. Знакомство с материалами справочника.
Ощущения у каждого человека сугубо индивидуальны.
В) Память. Что люди знают о памяти?
(Знакомство с материалами справочника. Практическая работа: «Проверим свою память!»
- Я предлагаю Вам два кубка. В одном из кубков Напиток Забвения. Выпив его, вы навсегда избавитесь от тяжелых воспоминаний, и ваша жизнь превратится в сплошной праздник. В другом кубке - Напиток Абсолютной памяти. Вы будете помнить абсолютно все. Ваше право сделать свой выбор. /Высказывания/
Вы правы, ни один из напитков не сделает нас счастливыми, более того - человек, потерявший память, превращается в полного идиота. Впрочем, как и тот, кто будет обладать абсолютной памятью. Дело в том, что мозг человека устроен так, чтобы постепенно забывать неприятности, которые с ним произошли. Если их помнить всегда, жизнь превратиться в сплошную муку.
Память можно и нужно тренировать. Этому способствуют логические игры - их придумано много.
Г) Восприятие.
Мы на территории восприятия. Представьте себе, что тропинка по которой Вы идете, вдруг выныривает на полянку с метровыми мухоморами. Стоит мертвая тишина. Птиц не слышно, ветер не играет листвой.
Какое состояние вы испытываете? Вспомните сказку о спящей царевне. Она спала в хрустальном ящике, с помощью которого она была изолирована от внешнего мира полностью, и ничто не тревожило ее сон. Стоило царевичу разбить его, дотронуться до нее и она проснулась.
Что же такое восприятие, что оно дает человеку? Что о нем говорится в справочнике...
Восприятие окружающего нас мира дает нам необходимую информацию для того, чтобы правильно ориентироваться и поступать в разных ситуациях. Но, прежде всего, передача информации в мозг поддерживает его работу на должном уровне. Когда человек не видит, не слышит, не чувствует, ученые говорят, что такой человек находится в состоянии сенсорной изоляции.
Жить, не видя, не слыша, не чувствуя очень трудно. Некоторые люди от рождения лишены зрения и слуха. Остается лишь чувствительность кожи. Но если остается даже всего один канал связи человека с окружающим миром, мозг все равно работает. И специальное обучение и воспитание такого человека позволяет ему стать вполне нормальным, способным трудиться, любить, чувствовать, общаться.
Ученые проводили эксперимент. Человека, с его согласия, конечно, помещали в бассейн с водой, температура которой была равна температуре тела, надевали шлем, закрывающий доступ света и звука. В результате человек ничего не чувствовал. Через некоторое время испытуемый терял счет времени, а отсутствие информации, поступающей в мозг, заставляло его «спасать положение» - мозг начинал «сочинять» ощущения. Человеку чудились звуки, перед глазами всплывали картины жизни, одним словом - возникали галлюцинации, похожие на сны наяву. Этот эксперимент долго не продолжался из-за опасения за психическое здоровье человека. Но, что удивительно, после его окончания он отметил, что чувствует себя хорошо отдохнувшим.
Д) Мышление - хранитель знаний. Перевернем следующую страницу Справочника».
Небольшая тренировка мышления никогда не повредит. /Тестовые задания/.
Знание никуда не исчезает. Вся информация хранится в мозгу человека. Ее нужно только оттуда извлечь.
Е) Воображение.
Представьте. Голая белесая плоскость под таким же белесым небом. Это Луг воображения. Закройте глаза, сосредоточьтесь, и через мгновение Вы можете наблюдать, как вокруг Вас из ничего возникает что-то более интересное, чем скучная белая поверхность.
В результате получилось вот что… (Высказывания).
У женщин воображение, как правило, развито лучше.
Продолжаем путешествие в Стране Я. Как вы уже убедились, страна это большая и полная тайн. Теперешний наш маршрут пойдет «в гору». Будем знакомиться со Способностями, Талантом и посмотрим на Гениальность. Поразмышляем над перспективой и возможностью вдруг стать гениальным и способным…
Некоторые ученые склоняются к мысли, что способности человека даются ему от природы, что они генетически заложены в нем. А разовьются они или нет, зависит … (От социальных факторов).
Изучите самостоятельно, что сообщает Справочник о способностях и задатках. (Самостоятельная работа). Вопросы для обсуждения:
В чем разница и какая связь между способностями и задатками?
Что лучше, иметь общие способности или специальные?
Как правило, не бывает людей, обладающих только специальными способностями - обычно у них хорошо развиты и общие. Некоторые ученые утверждают, что в каждом человеке заложена куча способностей, остается только вовремя развить их. А это можно сделать только путем самовоспитания и самосовершенствования. Психологи связывают способности человека с устойчивостью его интересов к какому-либо делу, с его склонностями, а также с направленностью личности, то есть с тем количеством устойчивых побуждений к деятельности, которое помогает ему ее осуществлять.
Направленность личности можно измерить с помощью несложного теста, который я могу вам предложить. (Выполнение практической работы)
Если говорить об общих способностях, то нужно просто, - хотя это не просто - развивать свой интеллект с раннего детства.
Что такое интеллект? Внимание на экран, смотрим справочник.
А сейчас я вам раздам задания, постарайтесь справиться со всем заданием, как можно быстрее. (Выполнение теста интеллекта Айзенка в сокращенном варианте). Обсуждение трудностей при выполнении заданий.
Сейчас мы на собственном опыте убедились, что «хочу» и «могу» - это не одно и то же.
Всем известно, что нет предела человеческим желаниям. Это - факт, от которого никуда не деться. Все люди мечтают о приобретении благ, сначала мелких, потом побольше, потом еще больше, потом еще, еще, еще. Вспомните сказку Пушкина о рыбаке и рыбке.
В принципе, ничего плохого в улучшении своей жизни нет, главное - иметь чувство меры и не превратить этот процесс в самоцель.
Все это можно наблюдать в Стране «Я» сколько угодно. Есть там две симпатичные и довольно загадочные территории - Деревня Мотивов и Княжество Потребностей. В деревне живут симпатичные человечки, похожие на гномов – мотивы. Они совершенно не похожи друг на друга и все время в заботах – им неведомо слово лень. В княжестве правят сестры-потребности, и маленькие человечки исполняют малейшие их прихоти. Сестры все время бодрствуют. Иногда они позволяют себе вздремнуть, но не одновременно, и сон этот не бывает крепким, иначе человеческие мотивы остались бы без работы, а это для них равносильно смерти… Но о них мы поговорим с вами на следующей нашей встрече.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Решим кроссворд». (Коллективная работа).
Цель: Подведение итогов занятия, закрепление представлений о психологических понятиях теоретического материала занятия.
Упражнение: «Пожелания».
Цель: рефлексия, обозначение перспективы для саморазвития.
Инструкция: Сейчас задачей каждого будет сказать, чего он сам себе желает в отношении темы занятия.
Если у участников группы есть желание, можно обсудить то, что покажется им важным.
Литература:
- К.В. Васильченко. Путешествия в страну «Я». – Д.: Сталкер, 1998. – 448 с.: ил. (Серия «Для дошкольников»).