Цели урока:
- Познакомить учащихся с буквами Д, д, звуками [Д], [Д,], учить давать характеристику звукам, учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению.
- Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, расширять кругозор учащихся.
- Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
- “Русская азбука” В.Г.Горецкий.
- Рисунки: царевна, кот ученый, русалка, дуб, морская звезда, звезда в небе, звезда на погонах.
- Звуковая схема к слову дельфин.
- Рисунок избушки (“Путаница”).
- Раздаточный материал (карточки с изображением дивана, дельфина, дома, душа, дракона, листика).
- Раздаточный материал (карточки “Обведи букву).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
Ребята, любите ли вы сказки? Какие сказки вам нравятся? Сегодня к нам на урок пришли сказочные персонажи. Откуда они, я думаю, вы мне скажете позже.
<Рисунок1>
Кот ученый. Кот сидит рядом с избушкой, в которой запутались буквы. Давайте поможем ему разобраться, какие буквы запутались. (Дети называют буквы, учитель выставляет их на доску.)
<Рисунок 2>
О У И Е Б Ы
– Назовите лишнюю букву. Почему она лишняя?
– Назовите буквы, которые указывают на мягкость предшествующих согласных.
– Какая из этих букв может обозначать 2 звука? Какие? Когда она обозначает 2 звука?
Кот ученый благодарит вас за работу и приглашает нас к следующей гостье. Вы ее узнали? (Русалка.)
<Рисунок 3>
– Кто такие русалки? (Высказывания детей.)
– Какая книга поможет нам дать точное определение этого слова? (Толковый словарь.)
Русалка – мифическое или сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.
Русалочка что-то прячет за собой. Для того, чтобы она сошла с места, нам нужно хорошо поработать на уроке. И в начале отгадать загадку, которую она приготовила для нас:
Раскидистый, могучий,
Поднялся к самой туче. (Дуб.)
<Рисунок 4>
– Из какого стихотворения этот дуб? Кто его написал?
Звукобуквенный разбор слова дуб.
Характеристика звука [Д].
– Дуб, береза, ольха, сосна – как назвать их одним словом? (Деревья.)
– Назовите 1-й звук в этом слове.
Характеристика звука [Д,].
3. Сообщение темы урока.
На письме звуки [Д], [Д,] обозначаются согласной буквой Д. (Знакомство с буквой Д.)
– Как выдумаете, в русской азбуке 1 или 2 буквы Д?
– Для чего нам нужна большая буква Д? (Ответы детей.)
– Ребята, русалочка очень довольна вашей работой и приглашает вас прогуляться по ее домику. Какая буква у нее в руках? (Д) Она поднялась на верхний этаж и буква д встала перед буквой а. Что у нас получилось?
<Рисунок 5>
– Давайте вместе с русалочкой почитаем слоги-слияния. (ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДЕ, ДИ)
– Назовите слоги с мягкими согласными. Что указало на мягкость?
Ф и з м и н у т к а.
– С какой буквой мы познакомились на уроке?
Работа в парах:
<Рисунок 6>
– Перед вами лежат карточки с рисунками. Выложите их в ряд. Отложите во 2-й ряд карточки со словами, которые начинаются на букву Д.
– Проверка. (Диван, дельфин, душ, дом, дракон.)
– Какие звуки может обозначать буква Д?
– Разделите карточки на 2 группы – в 1-й группе слова, в которых мы слышим мягкий звук [Д,], а во второй группе слова, в которых мы слышим твердый звук [Д].
Проверка.
– Посмотрите внимательно на карточки и назовите слово, которое подойдет к схеме, которая появилась у русалочки.
<Рисунок 7>
Дельфин.
– Кто из вас видел дельфинов?
– Где их можно увидеть? (В морях, в дельфинарии, в океанариуме…)
– Итак, мы вместе с русалочкой отправляемся в океанариум. Давайте прочитаем, каких животных мы можем здесь встретить.
На доске:
Дельфин – дельфины
Рыба – рыбы
Звезда – ?
Чтение слов 1 столбика. Что общего?
Чтение слов 2 столбика. Что общего?
– Кто догадался, какое слово пропущено? (Звезды.)
– Что обозначает это слово?
<Рисунок 8, 9, 10>
Давайте представим, что недавно мы были в океанариуме, и хотим об этом рассказать русалочке, используя слова с доски.
– С чего начнем свой рассказ?
– О чем скажем в основной части?– Как мы можем завершить свой рассказ?
– Молодцы! А теперь русалочка приглашает нас туда, где живут морские звезды – на морское дно.
4. Работа по учебнику. (стр.109)
На морском дне работают водолазы.
– Кто это такие?
Водолаз – специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением.
Чтение учителем.
– Кем работают папы Нади и Димы?
Чтение по цепочке.
Работа над содержанием.
Как можно озаглавить рассказ?
Жужжащее чтение.
Чтение отдельными учениками.
5. Обобщение.
Русалочке понравилось как вы работаете, но она забыла, как называется буква, с которой мы познакомились на уроке. Подскажите ей. Какие звуки она может обозначать?
6.Самостоятельная работа на карточках “Обведи букву”.
<Рисунок 11>
Проверка.
Итог урока.
<Рисунок 12>
Русалочке понравилось как вы сегодня работали, и она хочет подарить вам вот такую волшебную звезду, на которой она сама написала букву Д.
<Рисунок 13>