Тип урока: ОНЗ ("открытие" нового знания)
Основные цели:
1. сформировать способность к нахождению падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,
2. повторить разные по структуре предложения, изученные знания об имени существительном, состав слова.
3. развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
1. Блокноты обратной связи.
2. Таблица " Падежи".
3. Эталоны для самопроверки.
4. Слайды на компьютере.
5. Компьютер.
6. Мультимедийная доска.
7. Три картинки с изображением настроения (грустное, весёлое, спокойное)
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности. (2 минуты)
ЦЕЛЬ: мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
. определить содержательные рамки урока.
"Русский язык в умелых устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и внимателен". - писал А. И. Куприн. (слайд 1)
Я желаю как можно лучше изучать русский язык, чтоб он в вашей речи был бы ещё краше. Я желаю вам подняться по лестнице успеха.
- Хватит ли у нас вами умений и знаний? (Если не будем лениться, а будем хорошо трудиться)
- Давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлом уроке.
Неужели мы ещё не всё узнали об имени существительном.
Нужно это выяснить. Хотите?
(При проведении каждого этапа урока на доске открывается каждая ступенька, начиная с нижней. Так к концу урока учащиеся открывают новое знание - падежи. Получается такая структура урока - своеобразная лестница успеха)
---падежи-----------
--словосочетания--------------
----сравним-----------
----формы слова ----------
--слов. работа---------
---схемы-------------
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (6-8 минут)
ЦЕЛЬ:
1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.
3. Зафиксировать необходимость введения нового понятия - падежи.
1. Составьте схемы предложений.
1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали.
2. Сороки, вороны, вороны слетелись к кормушке.
3. На морозе переливалась серебром раскидистая берёза.
4. Я проводил их всё тем же советом: "Не попадайтесь зимой".
5. " Учитель наш, граф Лев Николаевич. Он с нами часто играет после уроков", - ответил мальчик.
- Поменяйтесь файлами, проверьте схемы (по 2 слайду). Поставьте оценки соседу.
- Назовите в третьем предложении грам. основу.
- Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее?
- Что такое глагол, имя существительное?
- Собственное или нарицательное имя существительное?
- Одушевлённое или неодушевлённое?
- Как изменяются существительные?
- Мы с вами поднялись на первую ступень лестницы успеха.
2. Определите род существительных и прилагательных. (блокноты обратной связи)
Берёза на берёзе подберёзовик у берёзы березняк
Берёзовый (веник) берёзой берёзу берёзонька берёзка
(слова на карточках выставляются на доску)
- Назовите однокоренные слова
- Берёза
- Подберёзовик
- Березняк
- Берёзовый
- Берёзка
- Берёзонька
- Выделите основу в этих словах.
- ЧТО ЗАМЕТИЛИ?
- Выделите в оставшихся словах основу.
- У берёзы
- Берёзой
- На берёзе
- берёзу
- Что можно сказать про основу? (она одинаковая)
- Выделите окончания.
- Что такое окончание?
- Что заметили? (окончания разные)
- А почему разные окончания? (отвечают на разные вопросы)
- А для нужно изменять окончания?
- Как можно назвать эти слова? (форма одного и того же слова)
- Проверьте, правильно ли вы выделили основу в словах по слайду.
- Мы с вами поднялись на вторую ступень лестницы успеха.
(слайд 3)
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (2 МИНУТЫ)
ЦЕЛЬ:
1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия.
2. Согласовать тему и цель урока.
- А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам?
- А хотите узнать?
- Oткройте учебник на стр. 67,
- Прочитайте тему "Изменение имён существительных по вопросам".
- Поясним каждое слово.
- Что значит изменить слово (изменить его окончание)
- В результате этого изменения получается новое слово? (Нет. Формы этого слова).
- Знаете ли, вы, что такое падежи?
- А хотите узнать?
- Какая же тема нашего урока?
- Какие задачи ставите перед собой?
(Слайд 4- тема урока)
ФИЗМИНУТКА.
4. Проектирование и фиксация нового знания. (15- 20минут)
Цель:
1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения понятия падежи.
2. Зафиксировать понятие падежи.
(Слайд 5 - картинка цирк)
- Упражнение № 108
- Прочитайте задание.
- Выпишите слово цирк с вопросами.
- Обозначьте основу и окончание.
- Так что же меняется в слове основа или окончание?
- Какой вывод можно сделать?
- Почему существительное меняет свои окончания в тексте? (для связи слов в предложении)
- От чего зависит, какое именно окончание у существительного цирк в каждом случае? (от вопроса)
Вывод: В зависимости от вопроса изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили это упражнение по 6 слайду.
- Поставьте себе отметку на полях.
- Вот ещё преодолена ступень.
Упражнение № 109
- Выпиши в один столбик однокоренные слова, а - в другой формы одного и того же слова. (два ученик работают у доски)
- Как ты это определил? (надо выделить основу и окончание в словах)
- Проверьте по слайду.
- Что общего и чем отличаются основы 1-го и 2-го столбиков?
- Сделай вывод. (слайд 7)
Вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется и основа слова.
- давайте прочитаем вывод в упражнении № 110.
- Совпадает ли наш вывод?
- Поднялись ещё на одну ступень.
- Узнали вы, что такое падеж?
- Упражнение № 111.
- чтение отрывка, дописывание окончаний.
- Трудно ли тебе было выполнять это задание?
- Почему?
- Выпиши словосочетания по образцу.
- Проверьте по 8 слайду.
- Работа с текстом определения. (с. 69)
- Прочитайте 1-ю часть определения.
- Какое такое изменение? (Изменение по вопросам)
- Что вы узнали про падежи?
- Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга)
- Послушайте грамматическую сказку, а вы проговорите про себя падеж, вспомогательное слово и вопросы.
(Показ 9 слайда)
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный. (1-я строчка)
Родился - стал Родительный. (2-я строчка)
Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. (3-я строчка)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (6-я строчка)
- Повторите все падежи.
- Прочитайте вопрос под рамкой.
-Почему у падежа два вопроса?
- Запомните, как пишется слово падеж.
5. Первичное закрепление. (5 минут)
Цель: зафиксировать понятие падеж в громкой речи.
- Определите падеж у слова кот.
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь о кота.И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та,
Видя грозного кота,Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
- Наконец поднялись на самую последнюю ступень.
6. Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)
Цель:
1. Оценить результаты собственной деятельности.
2. Согласовать домашнее задание.
- Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?
- Вы поняли, что такое падежи?
- Я по вашему настроению пойму, кто и как понял эту тему.
(Настроение (картинки - лица с изображением разного настроения: грустное, весёлое, спокойное) - дети выставляют картинку на доску на магнитах)
Д.З. выучить падежи.