Цели урока:
- учить детей умению распознавать слова, написание которых необходимо проверять и подбирать к ним проверочные слова;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление;
- прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык», индивидуальные дощечки (для каждого ребёнка), мел (для каждого ребёнка), карточки, ребусы, прожектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
II. Гимнастика для глаз по тренажёру
III. Повторение изученного материала
1) Работа по карточкам (3-4 человека)
КАРТОЧКА №1
Вставь пропущенную букву. Подбери проверочное
слово и напиши. Гл…за – |
КАРТОЧКА №2
Вставь пропущенную букву. Подбери проверочное
слово (устно). На небе зажглась зв…зда. Мы пошли в лес за гр…бами. Идут д…жди. |
КАРТОЧКА №3
Найди и исправь ошибки. Объясни. Солнце село за сило. На саснегниздо. В гнизде птичьи яйца. |
КАРТОЧКА №4
Придумай 3 слова с проверяемой гласной в корне
и запиши вместе с проверочным словом. |
2) Групповая работа (4-5 человек).
– Составить текст из пяти предложений. В каждом предложении должно быть одно или два слова с проверяемой безударной гласной. (Каждый читает по предложению, находит слова на данное правило и подбирает к нему проверочное слово.)
3) Устный опрос (для оставшихся ребят)
– Сколько основных гласных звуков в русском
языке?
– Сколько букв их обозначают?
– Какие гласные звуки называются ударными?
– Какие гласные в словах нужно проверять? Почему?
– Как проверить безударный гласный в словах из
двух слогов?
IV. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, сегодня мы будем продолжать работать с безударными проверяемыми гласными. На уроке вы узнаете об особенностях проверочных слов.
V. Чистописание
– Перед вами, ребята, буквы а, о, е, и, я. Запишите их в соединении с любыми согласными буквами так, чтобы прослеживалось нижнее соединение, среднее и верхнее.
VI. Словарная работа
– На доске слова: за.ц, .дежда, р.бята, стр.на, л.сица, .зык. Здесь спряталось лишнее слово. Найдите. Почему? Запишите в тетрадь только словарные слова.(1 ученик у доски)
VII. Работа над темой урока
Объяснение нового материала. Работа в тетради.
– Какое слово может быть проверочным?
– Что для этого нужно сделать?
– Поработаем над словами. (Вывожу на экран через
проектор слова в 2 столбика).
Час часы
Слово слова
Дом дома
– В каком столбике слова, которые надо проверять? В каком числе они стоят? Как их надо проверить? В каком числе стоят проверочные слова?
Вывод: Как подобрать проверочное слово?
Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем проверяемое, поставьте ударение (3 человека у доски).
– Прочитайте следующие слова в двух столбиках. (Вывожу через проектор на экран слова в 2 столбика).
Окна окно
Козы коза
Травы трава
– В каком столбике слова, которые надо проверять? В каком числе они стоят? Как их надо проверить? В каком числе стоят проверочные слова?
Вывод: Как подобрать проверочное слово?
– Запишите в тетрадь сначала проверочное слово, затем проверяемое, поставьте ударение (3 человека у доски).
2) Физминутка.
3) Самостоятельная работа. Упражнение 186. Выборочная работа.
– В тексте есть слова с пропущенными буквами. Ваша задача: выписать эти слова, подобрать к ним проверочные, записать, поставить над словами знак ударения. (Индивидуальный подход.)
Взаимопроверка.
VIII. Закрепление изученного материала
Разгадайте ребусы. Подберите к ним проверочные слова.
2) Игра «Проверь себя!»
– Ребята, я прочитаю вам слова с безударной гласной в слоге. Вы подумайте, какая должна писаться в слове буква и запишите её на дощечке.
Река
Земля
Сады
Волна
Поля
Грибок
Моря
IX. Домашнее задание
– Придумать 5-7 слов с проверяемыми безударными гласными и записать. Повторить правила на с.с.104,105.
X. Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке?
– Какие задания были самыми интересными и
лёгкими? Почему?
– Что вызывало затруднение? Почему?
– С какими словами работали на уроке?
– Как их надо проверить?
XI. Организация на перемену
– Спасибо, ребята, за урок! Молодцы!