Цели урока:
- Образовательные:
- создание условий для введения формулы сокращённого умножения (а – в)(а + в) = а2 – в2.
- формирование умений распознавать формулу в различных ситуациях.
- Развивающие:
- формирование умений обобщать и исследовать полученные результаты, контролировать свою деятельность.
- способствование развитию логического мышления и грамотной математической речи.
- Воспитательные:
- создание условий для активизации познавательной деятельности.
- развитие коммуникативных способностей школьников при работе в парах, взаимопроверке.
- создание доброжелательной психологической обстановки при совместной работе – учитель – ученик.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Ввод урока. Сообщение о теме урока, форме
проведения и задачах урока.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Введение нового материала (работа в парах).
4. Первичное осмысление и применение изученного.
5. Постановка домашнего задания.
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
ХОД УРОКА.
Эпиграф к уроку:
…Всё в твоих руках
Слова из старинной притчи
I. Организационный момент
– Добрый день. Ребята, сегодня у нас на уроке
присутствуют гости. Это мои коллеги, учителя
математики нашего района. Прошу Вас
поприветствовать их.
Не волнуйтесь, я с вами!
Эпиграфом к уроку я взяла слова из старинной
притчи: «Всё в твоих руках». Как вы думаете:
«Почему?»
Цели урока:
- Знакомство с новой формулой сокращённого умножения.
- Будем применять её при умножении многочленов.
- Повторим уже известные формулы.
Но для этого нам нужны знания. Зададим себе вопрос: «А зачем нужна нам новая формула сокращённого умножения? Да, и вообще, нужна ли она???»
Кто не знает куда идёт, вероятно, придет неверно.
II. Актуализация опорных знаний
– Давайте докажем, что мы на правильном пути.
1) Проведём разминку.
№1 Прочитайте выражения:
а) m – n; m + n; – m + n; 2m – 3n.
б) m2 – n2; m2 + n2; (3a)2 – (2b)2; a2 – 25.
в) (b – c)2; (a + 2c)2; (– x – y)2.
№2 Возведите в квадрат данные выражения:
8c; 0,9a; 1/4x; 2/7a3; 0,05y2.
2) Какие формулы сокращённого умножения вы знаете? Напишите на доске эти формулы. (x + y)2 = x2 + 2xy + y2; (x – y)2 = x2 – 2xy + y2. Прочитайте данные тождества.
3) С помощью тестов проверим свои знания и умения применять эти формулы. У каждого из вас на столе лежат листочки с тестом, они составлены по образцу материала для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме, два первых задания с выбором ответа, два – на соответствие, а в последнем задании надо написать только ответ. На выполнение тестов отводится 5 минут. Подпишите тесты.
Тесты.
Вариант 1
1. Преобразуйте в многочлен выражение (2а + 3с)2:
а) 2а2 + 12ас + 3с2;
б) 4а2 + 9с2;
в) 4а2 + 12ас + 9с2;
г) 4а2 + 6ас + 9с2.
2. Найдите удвоенное произведение выражений 2х2 и 3у:
а) 6х2у; б) 12х2у; в) 6ху2; г) 12ху2.
3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:
а) 25х2у2; б) 9в4; в) 16с8.
1) (3в2)2
2) (4с4)2
3) (5ху)2
4) (9в2)2
а)"____; б) "____; в) "____.
4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.
( * + 3в4)2 = 25а4 + 30а2в4 + 9в8
а) 25а2; б) 5а2; в) 5а; г) 5а4.
5. Дополнительно: Упростите выражение: (4х + 3)2 – 24х.
Ответ:________________
Вариант 2
Преобразуйте в многочлен выражение (а – 9у)2:
а) а2 – 18ау + 81у2;
б) а2 – 81ус2;
в) а2 – 18ау + 9у2;
г) а2 – 9ау + 81у2.
2. Найдите удвоенное произведение выражений 2у2 и 5х:
а) 10х4у2; б) 10х2у2; в) 20ху2; г) 10ху2.
3. Соотнесите каждый одночлен с квадратом выражения:
а) 4а2; б) 0,64х4у2; в) 36с16.
1) (0,8х2у)2
2) (2а)2;
3) (6с8)2
4) (4а)2.
а) "____; б) "____; в) "____.
4. Замените * одночленом так, чтобы данное равенство стало тождеством.
(5х4 – *)2 = 25х8 – 40х4у3 + 16у6
а) 4у6; б) 16у3; в) 4а; г) 4у3.
5. Дополнительно: Упростите выражение: (2х – 5)2 + 20х.
Ответ:________________
Проверим:
Вариант 1. №1 в); №2 в); №3 а) – 2; б) – 3; в) – 1. №4 б); №5 3а2 + 3.
Вариант 2. №1 б); №2 б); №3 а) – 3; б) – 1; в) – 2. №4 а); №5 4 + 4х2.
Оцени себя:
на «5» – 4,
на «4» – 3,
на «3» – 2
Задание №5 – +1 балл.
Проведём рейтинг ваших оценок.
У кого оценка «5», «4», «3». Молодцы!
III. Введение нового материала
– Запишите число и тему урока «Умножение разности двух выражений на их сумму». Сейчас нам предстоит творческая работа. На каждом столе лежит лист с таблицей. Работая в паре, заполните таблицу. Для этого вам надо выполнить умножение двух многочленов. Чтобы заполнить таблицу надо умножить каждый многочлен, стоящий в каждой строчке на каждый многочлен стоящий в каждом столбике. Работаем по принципу игры «Морской бой». Время на заполнение таблицы – 10 минут. Все вычисления записываем в тетради.
Выполните умножение.
1. |
2. |
3. |
||
а – 5 | 2 + а | 1 – а | ||
1. | а + 5 | а2 – 25 | 7а + 10 + а2 | – 4а – а2 + 5 |
2. | 2 – а | 7а – 10 – а2 | 4 – а2 | а2 – 3а + 2 |
3. | а + 1 | а2 – 4а – 5 | 3а + а2 + 2 | 1 – а2 |
Закончили заполнять таблицу. Ответьте на вопросы:
– Какие выражения получились в клетках?
(многочлены)
– Что за многочлены получились в
выделенных клетках?(Двучлены, представляющие
разность квадратов выражений, которые
перемножали)
– Какие сомножители участвовали в
получении данных двучленов? ( Отличающиеся лишь
знаком перед вторым слагаемым)
– Запишите на доске эти равенства.
(а + 5)(а – 5) = а2 – 25
(2 – а)(2 + а) = 4 – а2
(а + 1)(1 – а) = 1 – а2
– Скажите, чем отличаются эти
сомножители? Прочитайте двучлен, который
получился в результате произведения этих
выражений.
– От чего зависит расположение
квадрата одночлена в двучлене? (От его знака)
– Какую формулу можно записать, обобщив
данные равенства?
(а – в)(а + в) = а2 – в2
Запишите эту формулу в тетрадь. Прочитайте эту
формулу. Кто затрудняется, может посмотреть
правило на 149 стр. учебника. (Работа с книгой).
Обратите внимание на схематическую запись
данной формулы на плакатике-подсказке. За
хорошую работу на уроке каждый из вас получает в
подарок эту формулу. Приклейте её себе в тетрадь
или в дневник.
IV. Закрепление нового материала
1. Ребята, рассмотрите выражения изображённые на экране
- (2а + в)(в – 2а) и 4а2 – в2
- (а2 – в)(а2 + в) и а4 + в2
- (4 – а2)(а2 + 4) и 16 – а4
Скажите, между какими из них можно поставить знак равно, чтобы получилось тождество. Почему это равенство является тождеством?
2. А теперь давайте попробуем применить эту формулу для нахождения произведения двух выражений. Возьмите следующие листы с таблицей и выполните задания. Я предлагаю вам тест на соответствие.
Преобразуйте произведения в многочлены стандартного вида и запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.
Работаем по вариантам, первый вариант – первые 4 примера, а второй – последние. Все вычисления записываем в тетрадь.
Е | (2х + 1)(1 – 2х) | 1. | 49х2 – 4 | С |
А | (2х – у)(2х + у) | 2. | 1 – 4х2 | Е |
М | (2х + 3у)(3у – 2х) | 3. | 9у2 – 4х2 | М |
Т | (х2 – 2)(2 + х2) | 4. | 0,25у2 – х4 | И |
С | (7х – 2)(7х + 2) | 5. | 25х2 – 64у2 | О |
К | (4 + 5у)(5у – 4) | 6. | х4 – 4 | Т |
О | (8у + 5х)(5х – 8у) | 7. | у2 – х2 | И |
И | (х2 + у)(0,5у – х2) | 8. | 25у2 – 16 | К |
9. | 4х2 – у2 | А |
На доске решаем по одному примеру с каждого
варианта. Каждая буква соответствует результату
выполненного действия.
– Какое слово получилось? (Cемиотика)
Полученное слово – семиотика – название науки о знаках. Вам уже известны некоторые знаки и символы, используемые в математике. Например, знак «+» – обозначает сложение, % – заменяет слово процент, а знак – принадлежность. Использование знаков и символов даёт возможность сделать записи более короткими, лаконичными и наглядными.
V. Психологическая разгрузка
– Устали? Давайте немного отдохнём. Я
предлагаю Вам зарядку для глаз. Расслабьтесь,
сядьте поудобней. Одними глазами смотрим в
правый верхний угол над доской, теперь – в левый,
вверх – на потолок, на пол. Теперь – по кругу:
вправо, вверх, влево, на пол, вправо и наоборот:
влево, на пол, вправо, вверх.
А теперь – на меня.
С новыми силами продолжаем закреплять материал.
Ведь как гласит пословица: «Повторенье – мать
ученья».
VI. Применение
– Давайте вернёмся к нашей формуле. Посмотрите на экран. Что я хотела вам сказать этим слайдом?
(100 – 1)(100 + 1) = 1002 – 12 = 10000 – 1 = 9999
37 * 43 = (40 + 3)(40 – 3) = 402 – 32 = 1600 – 9 = 1591
Где ещё можно применить эту формулу вы узнаете при выполнении домашнего задания № 914стр 149.
VII. Задание на дом
Запишите задание на дом. Пункт 33 № 914, 917 – на
«4».
Кто желает заработать оценку «5», может взять со
стола себе дополнительную карточку .
(х + у)(х – у)(х2 + у2)(х4 + у4)(х8 + у8) – на «5».
V??I. Итог урока
– Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: «А зачем нужна нам новая формула сокращённого умножения? Да, и вообще, нужна ли она???» (Да, Нужна! Она позволяют быстро считать и упрощать выражения)
Обобщим все изученные на сегодня нами формулы в Графическом диктанте.
(взаимопроверка карандашом)___да, нет
Нормативы оценок
«5» – нет ошибок
«4» – 1-2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» – 5 и более ошибок
1 вариант |
2 вариант |
(а + в)2 = а2 + в2 | (а – в)2 = а2 – в2 |
(– 3 – а)2 = (– (3 + а))2 = 9 + 6а + а2 | (– в – 7)2 = – (в + 7)2 = – (в2 + 14в + 49) |
Значение суммы не изменится если поменять знак каждого слагаемого на противоположный. | От перемены мест слагаемых сумма не меняется. |
25а2 – в2 = (5а – в)(5а + в) | x2 – 36 = (х – 6)(х + 6) |
16 – п2 = (4 – п )2 | 25 + х2 = (5 + х )2 |
____ |
__ __ |
IX. Рефлексия
– Найдите на столах картинку со смешариками и выразите своё впечатление по сегодняшнему занятию. Отметьте любым способом понравившегося вам смешарика.
– Возможно, за рамками урока у вас остались какие-то сомнения. Выразите их знаками «+» и « – » в таблице.
Фамилия
Разминка | Выполнение теста | Заполнение таблицы | Применение формулы при закреплении |
|
Оценки с комментариями!
Спасибо за поддержку и урок! До свидания.