Концепция воспитательной системы МОУ ДОД эколого-биологического центра г. Комсомольска-на-Амуре

Разделы: Администрирование школы


В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных ценностей следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена "экологическая культура" и её воспитание у современных школьников.

Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "человек - природа". Не это ли имел в виду Н. Рерих, говоря о том, что "жизнь может быть преображена утверждающим понятием "культура"?

Культура - та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к экологической проблематике представляется вполне корректным и оправданным.

Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Экологическая культура - новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественных изменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии с окружающим миром. Для характеристики качественных изменений личности используем такие категории, как "потребности", "мотивы", "привычки", "способности" и др. На уровне взаимодействия личности учащегося с окружающей его средой задействованы такие понятия, как "отношение", "поведение", "деятельность" и др.

Как показывают исследования, основную причину затруднений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического воспитания.

Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии.

МОУ ДОД эколого-биологический центр - это образовательное учреждение, которое реализует следующую цель - воспитание экологической культуры ребенка, личности свободной, гуманной, духовной, творческой и социально-мобильной к современным условиям.

Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению. Это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как: высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других; умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор своей жизнедеятельности.

Человек культуры - гуманная личность, в которой любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, готовность оказывать помощь, понимая ценность и неповторимость каждого человека, стремится к миру, согласию, добрососедству, умеет проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям.

Человек культуры - духовная личность, с высоким уровнем духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве.

Человек культуры - личность творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, неудовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.

Воспитательная система центра создает необходимые условия для развития такой личности, которые обеспечиваются посредством решения следующих задач:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся;
  • создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей воспитанников;
  • организация содержательного досуга;
  • внедрение и развитие инновационных воспитательных технологий;
  • воспитание интереса к творческой и исследовательской деятельности;
  • предоставления каждому ребенку возможностей для максимальной самореализации;
  • формирование здорового образа жизни воспитанников;
  • жизнью центра, содержанием образования формировать у воспитанников чувства патриотизма, сознание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать жизненный выбор;
  • ориентация детей на общечеловеческие ценности, взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу воспитания;
  • развитие потребности в самопознании, саморазвитии и профессиональном самоопределении;
  • выявление и поддержка одаренных детей;
  • способствование росту авторитета города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края как активно развивающегося Наукограда.

В целом, воспитательная система воспитания центра выполняет следующие функции:

  • ценностно-ориентационные, направленные на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей;
  • социально-адаптационные, обеспечивающие ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом общества, приобретать качества гражданина, полезного для своего общества;
  • профориентационные, позволяющие подрастающему человеку достаточно рано получить представления о профессиях, профессионально самоопределиться, получить первоначальное допрофессиональное образование;
  • рекреационные, восполняющие психофизические силы человека, способствующие восстановлению творческой и социальной активности, здоровому образу жизни;
  • культурообразующие, способствующие активному включению ребенка в самые разные пласты культуры через формирование национального самосознания.

Воспитательная система является открытой для новых инициатив, гибко реагирующей на новые требования современного общества и образовательные запросы населения города, в ней активная деятельность учащихся рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе образовательно-воспитательные задачи, развивать ребенка в целом, интеллектуально, нравственно, физически и эмоционально.

Ведущими принципами, в соответствии с которыми реализуются основные взаимодействия воспитательного процесса, провозглашаются следующие:

  1. Принцип природосообразности. Он предписывает учитывать половозрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Каждому ребенку, пришедшему заниматься в центр, должна быть предоставлена сфера деятельности, обеспечивающая ему "ситуацию успеха", даже если его способности не совсем соответствуют избранному объединению. Реализовать принцип природосообразности чрезвычайно трудно, ибо то, что было противопоказано данному ребенку вчера, сегодня становится насущным и актуальным для его развития. И здесь очень важно подобрать необходимые формы, методы и средства вовлечения ребенка в ценностную деятельность, соответствующую особенностям его индивидуального развития и обеспечивающую ему "ситуацию успеха".
  2. Принцип целостности. Принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
  3. Принцип личностного подхода. Бережное отношение к личности ребенка, уважение и доверие, оптимистический подход к нему. Охрана прав ребенка. Ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка. Порождает максимально индивидуализированный образовательно-воспитательный процесс, вариативно реализующийся в гибких образовательных программах и планах.
  4. Деятельностный принцип. Предполагает включение ребенка в личностно значимую для него учебную и социокультурную совместную со взрослыми деятельность. Реализация данного принципа означает превращение каждого личностно значимого результата, "продукта" деятельности одного человека или группы в общественное достояние, предмет гордости для тех, кто принимал участие в его создании.
  5. Принцип сотрудничества и сотворчества. Предусматривает перевод всех видов деятельности с монологической на диалогическую основу, от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным. Педагог и воспитанник постоянно как бы меняются ролями. Здесь речь идет, прежде всего, о развитии у обучающихся навыка самостоятельно открывать новые способы действия, находить нестандартные решения важных жизненных задач. Педагог в свою очередь не должен "пичкать" воспитанников готовыми "рецептами", а должен научиться творить совместно со своими детьми, отталкиваясь от их возможностей и видения, и приходить к совместному результату
  6. Принцип интеграции. Совместная деятельность всех социальных институтов воспитания: семьи, школы, центра, учреждений культуры и спорта, различных общественных формирований, движений и др., совместная деятельность с которыми может послужить успешному решению задач, стоящих перед центром.
  7. Принцип добровольности. Выбор участия в деятельности центра, свободный переход из одного формирования в другое.
  8. Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в центре и на занятиях такой общей атмосферы, которая комфортна и для детей, и для взрослых.
  9. Принцип коллективного принятия решений целевой гармонизации всех участников образовательного процесса. Реализация данного принципа предполагает согласование всех мнений участников образовательного процесса (в том числе и коллектива обучающихся) при решении жизненно важных, стратегических вопросов. Данный принцип автоматически переносится на жизнедеятельность объединений, где также все важные решения принимаются коллегиально.
  10. Принцип социальной справедливости. Предусматривает такое управление педагогическим коллективом и коллективом обучающихся, при котором каждый находится в равном положении с другими и все взаимодействие строится на основе понимания человека как цели управления, а не как его средства. Реализация данного принципа позволяет избежать конфликтных ситуаций и создавать оптимальную рабочую атмосферу, способствующую достижению реальных результатов деятельности.
  11. Принцип постоянного обновления. Предусматривает процесс непрерывного поиска новых путей, методов, способов и форм деятельности. Реализация данного принципа обеспечивает непрерывность развития воспитательного процесса в центре, обеспечивает превращение его в живой, постоянно растущий организм, способный к гибким изменениям.

Воспитательная система центра выполняет следующие функции:

  • Интегрирующую - соединение в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий.
  • Регулирующую - упорядоченность педагогических процессов и их влияние на формирование личности учащегося, педагогического и ученического коллективов.
  • Развивающую - стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, в развитии ученического и педагогического коллективов.
  • Защитную - социальная защищенность учащихся и педагогов, нейтрализация влияния негативных факторов окружающей среды на личность.
  • Компенсирующую - создание условий для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей.
  • Корректирующую - целесообразная коррекция поведения и общение учащегося с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.

Реализация целей и функций воспитательной системы возможна при соблюдении следующих педагогических условий:

  1. Обеспечение готовности личности учащегося и педагога к формированию качеств человека культуры: формирование позитивной "Я - концепции" личности ребенка и взрослого.
    1. Формирование в ученическом и педагогическом сообществе среды, содействующей воспитанию человека культуры:
    2. Поддержание благоприятного климата в центре (интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического);
    3. Обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности;
    4. Существование реальных возможностей для проявления учащимися и педагогами своих интеллектуальных и творческих способностей;
    5. Построение воспитательных систем объединений;
    6. Создание системы мониторинга за изменениями в развитии личности и коллектива.
  2. Существование государственно-общественной поддержки центра в реализации концепции построения и развития воспитательной системы:
    1. Установление научно-методических контактов с преподавателями и методистами АмГПГУ, ГИМЦ, ФХКИППКиПК;
    2. Осуществление помощи со стороны отдела образования администрации города в кадровом и финансовом обеспечении развития воспитательной системы центра;
    3. Обсуждение и решение вопросов организации жизнедеятельности центра с родителями и общественными организациями.

Направленность воспитательной работы в центре определяется следующими основными характеристиками:

  • повышение уровня комфортности воспитанников;
  • развитие их коммуникативных способностей;
  • адаптация ребенка в коллективе и обществе;
  • развитие творческих и организаторских способностей, инициативы воспитанников;
  • создание единого сплоченного детского коллектива центра, который не подавляет личностную индивидуальность, а помогает ей раскрыться, реализоваться;
  • непрерывность образовательного процесса, развитие интереса к познанию, умственное и нравственное воспитание детей и молодежи;

сплочение семьи, предоставление возможности детям и родителям лучше узнать и понять друг друга в процессе семейного сотворчества.

Содержание и организация воспитательной работы выстроена в следующих линиях деятельности:

  1. Познавательная (расширение своих знаний в области экологии, краеведения, биологии, химии, валеологии, географии);
  2. Практическая (оказание посильной помощи в деле охраны и рационального использования природных ресурсов);
  3. Художественно-эстетическая (выражение своего восприятия мира в образах, художественном творчестве, изучение и пропаганда русской народной культуры);
  4. Оздоровительная (совершенствование и познание себя в процессе внеучебных занятий, сочетающаяся с познанием родной природы и практическими действиями по ее охране);
  5. Пропагандистская (просвещение сверстников и населения об экологическом состоянии города и прогнозирование изменений экологической ситуации).

Одним из условий нормального, систематичного и действенного функционирования программы воспитания центра является существование согласованных ценностных представлений, педагогических принципов, определенных норм и правил, в соответствии с которыми действует каждый член педагогического коллектива.

Ведущими ценностными ориентирами педагогического коллектива центра являются следующие:

  • Воспитанник центра как человек, самостоятельно постигающий мир и созидающий свою судьбу;
  • Педагог центра как яркий представитель своей профессии, в основе деятельности которого заложена любовь к жизни и людям;
  • Педагогический коллектив центра как коллектив творческих единомышленников, хорошо видящий свои общие цели и умеющий их достигать;
  • Высокое качество работы, которое проявляется в стабильности результатов, массовости и устойчивости спроса на образовательные услуги центра.

Роль системообразующего фактора, благодаря которому создается и поддерживается целостность, устойчивость и неповторимость системы выполняют такие основные виды деятельности, как:

- туристско-краеведческая

- естественнонаучная

- эколого-биологическая

- художественно-эстетическая

- познавательная

- оздоровительная

- общественно-значимая.

Системоинтегрирующими формами организации воспитательной системы, которые обеспечивают эффект соединения людей по интересам деятельности являются:

- филиал краевой очно-заочной экологической школы (КОЗЭШ);

- экологический штаб школьников города;

- опытно-исследовательская деятельность;

- отряд "Экологический патруль";

- экспедиции;

- социальные проекты ("День практической помощи парку "Судостроитель", "Чистый парк", озеленение, изучение памятников природы и др.);

- экологические праздники;

- годовой цикл ключевых традиционных дел.

Содержание воспитательной деятельности центра.

Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений.

Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров, заданных обществом - эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов.

В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от педагогов максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности воспитанника, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

К настоящему времени в центре создана целостная воспитательная система. Разработаны тематические программы, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

Оценка результативности воспитательной системы осуществляется на 3-х уровнях:

  • На уровне воспитанников центра - по критериям сформированности качеств и свойств личности, включенных в "Модель выпускника";
  • На уровне педагогов - по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетентности и методологической культуры;

На уровне центра - фактическим подтверждением положительной динамики данной воспитательной системы, достижениями коллектива и воспитанников центра.