Цель урока: повторить теорию темы, обобщить знания и провести контроль знаний по теме.
Задачи урока:
обучающие: применить знания и умения по теме в процессе эксперимента;
воспитательные: формировать рефлексию, привычку оказывать помощь и поддержку друг другу при выполнении практической работы, добросовестное отношение к выполняемому заданию;
развивающие: развитие речи, памяти, внимания, интереса к предмету, умения работать с физическими приборами, с учебником, дополнительной литературой, умения выделять главное, применять знания на практике.
Оборудование: компьютер, проектор, лабораторное оборудование по теме.
Содержание урока
1. Организационный момент. Озвучивание темы урока. Постановка цели урока. Мотивация темы.
2. Ключевые фразы темы. Повторение теории темы - озвучить законченное предложение по данной теме (фронтальная форма обучения - змейка) - развитие речи, памяти и умения работать с текстом учебника. Учащиеся по памяти озвучивают ключевые фразы темы, например, молярная масса – это масса одного моля вещества. Фразы не должны повторяться.
3. Актуализация знаний (повторение темы) – физический диктант на экране проектора (фронтально-первичная проверка знаний) <Приложение 1>. Проверка проводится на листочках и по окончании проверяется соседом по парте (парная взаимопроверка).
4. Выступления учащихся с сообщениями по теме “Из истории создания термометра” - развитие умения работать с учебником и дополнительной литературой. Краткие сообщения учащиеся готовят дома заранее, предварительно обсудив с учителем. Так как в течение всего урока будет показываться презентация, во время выступления учащиеся могут использовать её слайды 8, 9, 10 для наглядности <Приложение 2>.
5. Выполнение физического эксперимента в процессе групповой работы (3 группы по 4 чел.) - развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Количество заданий можно увеличить в зависимости от количества групп. Заполнение рабочей карточки группы. Коллегиальная оценка деятельности каждого участника групповой работы.
1. Залейте горячую воду в пластиковую бутылку, закройте крышку, взболтайте, вылейте воду из бутылки, закройте крышку и поставьте её на стол. Что происходит с бутылкой? Объясните данное явление. Какой изопроцесс вам это напоминает?
Оборудование: пустая пластиковая бутылка, ёмкость с горячей водой.
2. Зажгите свечу и поставьте коробку отверстием к свече так, чтобы её пламя было на уровне отверстия. Попробуйте погасить свечу, ударив по коробке как раз напротив отверстия. Объясните данное явление. Какой изопроцесс вам это напоминает?
Оборудование: свеча, спички, пустая картонная коробка с отверстием.
3. Налейте горячую воду в мензурку и прогрейте в ней стеклянную трубку в течение 2-3 минут. Затем зажмите пальцем отверстие трубки, переверните её и опустите в мензурку с водой комнатной температуры. Что происходит с водой? Объясните данное явление. Какой изопроцесс вам это напоминает?
Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, мензурки с горячей водой и водой комнатной температуры.
Рабочая карточка группы |
||
класс |
старший |
|
состав группы |
отметка |
|
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
6. Физкультминутка. Снятие усталости. Предложить учащимся выпрямить спины, запрокинуть руки за спинки стульев, сложив кисти обеих рук, и потянуться в течение 5-10 секунд.
7. Выполнение индивидуального тестового задания в печатном виде по теме (2 варианта по 10 вопросов) - развитие навыков выполнения заданий части А ЕГЭ. Заполнение карточки тестового задания. Рефлексия. Самостоятельная проверка результатов тестового задания по критериям оценки.
I вариант
1. Количество вещества измеряется в:
А. молекулах Б. молях В. атомах Г. килограммах Д. 1/моль Е. кг/моль
2. Молярная масса – это: А. масса вещества Б. масса одного моля вещества В. относительная молекулярная масса Г. масса одной молекулы (одного атома) Д. количество вещества
Е. 1/12 массы атома углерода
3. Постоянная Авогадро численно равна:
А. 6,02 Б. 8,31 В. 6,02*10-23 Г. 6,2*1023 Д. 1,38*10-23 Е. 6,02*1023
4. Графиком изотермического процесса является:
А. парабола Б. прямая В. ломаная Г. кубическая парабола Д. гипербола Е. эллипс
5. Закон Гей-Люссака математически записывается так:
А. p*V=const Б. p*T=const В. V*T=const Г. p/T=const Д. V/T=const Е. p/V=const
6. Количество вещества равно отношению:
А. массы молекулы (атома) к молярной массе Б. молярной массы к постоянной Авогадро В. массы вещества к относительной молекулярной массе Г. массы вещества к молярной массе Д. числа молекул (атомов) к молярной массе Е. массы молекулы (атома) к постоянной Авогадро
7. Постоянная величина в уравнении Клапейрона называется:
А. постоянной Авогадро Б. постоянной Больцмана В. универсальной газовой постоянной Г. абсолютной температурой Д. количеством вещества Е. молярной массой
8. При изотермическом процессе: А. при увеличении давления объём уменьшается Б. при увеличении давления объём увеличивается В. давление и объём не меняются Г. при уменьшении давления объём уменьшается Д. при увеличении температуры объём увеличивается Е. при увеличении объёма температура уменьшается
9. При изобарном нагревании:
А. давление и температура неизменны Б. температура растёт, а давление увеличивается В. температура постоянна, а давление растёт Г. объём увеличивается, а давление неизменно Д. температура растёт, а давление уменьшается Е. объём и температура неизменны
10. При изотермическом сжатии:
А. температура постоянна, а давление уменьшается Б. температура постоянна, а давление увеличивается В. объём увеличивается, а давление уменьшается Г. объём и давление уменьшаются Д. объём и температура уменьшаются Е. давление и температура неизменны.
II вариант
1. Молярная масса измеряется в:
А. молекулах Б. молях В. атомах Г. килограммах Д. 1/моль Е. кг/моль
2. Закон Шарля математически записывается так:
А. p*V=const Б. p*T=const В. V*T=const Г. p/T=const Д. V/T=const Е. p/V=const
3. Графиком изохорного процесса является:
А. парабола Б. прямая В. ломаная Г. кубическая парабола Д. гипербола Е. эллипс
4. Постоянная Больцмана численно равна:
А. 8,31 Б. 1,38 В. 1,38*1023 Г. 1,38*10-23 Д. 8,31*10-23 Е. 6,02*1023
5. Абсолютная температура измеряется в: А. градусах по Фаренгейту
Б. градусах по Цельсию В. градусах по Реомюру Г. Кельвинах Д. молях Е. термометрах
6. Постоянная Авогадро – это:
А. масса одного моля вещества Б. число молекул в единице объёма вещества В. число молекул в моле вещества Г. универсальная газовая постоянная Д. отношение массы вещества к его молярной массе Е. отношение числа молекул вещества к числу молекул в моле вещества
7. Количество вещества равно отношению: А. массы молекулы (атома) к молярной массе Б. молярной массы к постоянной Авогадро В. массы вещества к относительной молекулярной массе Г. числа молекул (атомов) к постоянной Авогадро Д. числа молекул (атомов) к молярной массе Е. массы молекулы (атома) к постоянной Авогадро
8. При изобарном процессе: А. при увеличении давления объём уменьшается Б. при увеличении давления объём увеличивается В. давление и объём не меняются Г. при уменьшении давления объём уменьшается Д. при увеличении температуры объём увеличивается Е. при увеличении объёма температура уменьшается
9. При изохорном охлаждении: А. давление и температура неизменны Б. температура растёт, а давление увеличивается В. температура постоянна, а давление растёт Г. объём увеличивается, а давление неизменно Д. температура и давление уменьшается Е. объём и температура неизменны
10. При изотермическом расширении:
А. температура постоянна, а давление уменьшается Б. температура постоянна, а давление увеличивается В. температура увеличивается, а давление уменьшается Г. объём и давление уменьшаются Д. объём и температура уменьшаются Е. давление и температура неизменны.
дата | ответ на I вопрос | ||
класс | ответ на II вопрос | ||
учащийся | ответ на III вопрос | ||
вариант | ответ на IV вопрос | ||
верные ответы | ответ на V вопрос | ||
ответ на VI вопрос | |||
баллы | ответ на VII вопрос | ||
ответ на VIII вопрос | |||
отметка | ответ на IX вопрос | ||
ответ на X вопрос |
8. Подведение итогов, просмотр видеоролика “Строение Земли” <Приложение 3>, инструктаж домашнего задания <Приложение 2>.