Молекулярно-кинетическая теория. Свойства газов. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цель урока: повторить теорию темы, обобщить знания и провести контроль знаний по теме.

Задачи урока:

обучающие: применить знания и умения по теме в процессе эксперимента;

воспитательные: формировать рефлексию, привычку оказывать помощь и поддержку друг другу при выполнении практической работы, добросовестное отношение к выполняемому заданию;

развивающие: развитие речи, памяти, внимания, интереса к предмету, умения работать с физическими приборами, с учебником, дополнительной литературой, умения выделять главное, применять знания на практике.

Оборудование: компьютер, проектор, лабораторное оборудование по теме.

Содержание урока

1. Организационный момент. Озвучивание темы урока. Постановка цели урока. Мотивация темы.

2. Ключевые фразы темы. Повторение теории темы - озвучить законченное предложение по данной теме (фронтальная форма обучения - змейка) - развитие речи, памяти и умения работать с текстом учебника. Учащиеся по памяти озвучивают ключевые фразы темы, например, молярная масса – это масса одного моля вещества. Фразы не должны повторяться.

3. Актуализация знаний (повторение темы) – физический диктант на экране проектора (фронтально-первичная проверка знаний) <Приложение 1>. Проверка проводится на листочках и по окончании проверяется соседом по парте (парная взаимопроверка).

4. Выступления учащихся с сообщениями по теме “Из истории создания термометра” - развитие умения работать с учебником и дополнительной литературой. Краткие сообщения учащиеся готовят дома заранее, предварительно обсудив с учителем. Так как в течение всего урока будет показываться презентация, во время выступления учащиеся могут использовать её слайды 8, 9, 10 для наглядности <Приложение 2>.

5. Выполнение физического эксперимента в процессе групповой работы (3 группы по 4 чел.) - развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Количество заданий можно увеличить в зависимости от количества групп. Заполнение рабочей карточки группы. Коллегиальная оценка деятельности каждого участника групповой работы.

1. Залейте горячую воду в пластиковую бутылку, закройте крышку, взболтайте, вылейте воду из бутылки, закройте крышку и поставьте её на стол. Что происходит с бутылкой? Объясните данное явление. Какой изопроцесс вам это напоминает?

Оборудование: пустая пластиковая бутылка, ёмкость с горячей водой.

2. Зажгите свечу и поставьте коробку отверстием к свече так, чтобы её пламя было на уровне отверстия. Попробуйте погасить свечу, ударив по коробке как раз напротив отверстия. Объясните данное явление. Какой изопроцесс вам это напоминает?

Оборудование: свеча, спички, пустая картонная коробка с отверстием.

3. Налейте горячую воду в мензурку и прогрейте в ней стеклянную трубку в течение 2-3 минут. Затем зажмите пальцем отверстие трубки, переверните её и опустите в мензурку с водой комнатной температуры. Что происходит с водой? Объясните данное явление. Какой изопроцесс вам это напоминает?

Оборудование: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, мензурки с горячей водой и водой комнатной температуры.

Рабочая карточка группы

класс

старший

 
 

состав группы

отметка

1

   

2

   

3

   

4

   

6. Физкультминутка. Снятие усталости. Предложить учащимся выпрямить спины, запрокинуть руки за спинки стульев, сложив кисти обеих рук, и потянуться в течение 5-10 секунд.

7. Выполнение индивидуального тестового задания в печатном виде по теме (2 варианта по 10 вопросов) - развитие навыков выполнения заданий части А ЕГЭ. Заполнение карточки тестового задания. Рефлексия. Самостоятельная проверка результатов тестового задания по критериям оценки.

I вариант

1. Количество вещества измеряется в:

А. молекулах Б. молях В. атомах Г. килограммах Д. 1/моль Е. кг/моль

2. Молярная масса – это: А. масса вещества Б. масса одного моля вещества В. относительная молекулярная масса Г. масса одной молекулы (одного атома) Д. количество вещества

Е. 1/12 массы атома углерода

3. Постоянная Авогадро численно равна:

А. 6,02 Б. 8,31 В. 6,02*10-23 Г. 6,2*1023 Д. 1,38*10-23 Е. 6,02*1023

4. Графиком изотермического процесса является:

А. парабола Б. прямая В. ломаная Г. кубическая парабола Д. гипербола Е. эллипс

5. Закон Гей-Люссака математически записывается так:

А. p*V=const Б. p*T=const В. V*T=const Г. p/T=const Д. V/T=const Е. p/V=const

6. Количество вещества равно отношению:

А. массы молекулы (атома) к молярной массе Б. молярной массы к постоянной Авогадро В. массы вещества к относительной молекулярной массе Г. массы вещества к молярной массе Д. числа молекул (атомов) к молярной массе Е. массы молекулы (атома) к постоянной Авогадро

7. Постоянная величина в уравнении Клапейрона называется:

А. постоянной Авогадро Б. постоянной Больцмана В. универсальной газовой постоянной Г. абсолютной температурой Д. количеством вещества Е. молярной массой

8. При изотермическом процессе: А. при увеличении давления объём уменьшается Б. при увеличении давления объём увеличивается В. давление и объём не меняются Г. при уменьшении давления объём уменьшается Д. при увеличении температуры объём увеличивается Е. при увеличении объёма температура уменьшается

9. При изобарном нагревании:

А. давление и температура неизменны Б. температура растёт, а давление увеличивается В. температура постоянна, а давление растёт Г. объём увеличивается, а давление неизменно Д. температура растёт, а давление уменьшается Е. объём и температура неизменны

10. При изотермическом сжатии:

А. температура постоянна, а давление уменьшается Б. температура постоянна, а давление увеличивается В. объём увеличивается, а давление уменьшается Г. объём и давление уменьшаются Д. объём и температура уменьшаются Е. давление и температура неизменны.

II вариант

1. Молярная масса измеряется в:

А. молекулах Б. молях В. атомах Г. килограммах Д. 1/моль Е. кг/моль

2. Закон Шарля математически записывается так:

А. p*V=const Б. p*T=const В. V*T=const Г. p/T=const Д. V/T=const Е. p/V=const

3. Графиком изохорного процесса является:

А. парабола Б. прямая В. ломаная Г. кубическая парабола Д. гипербола Е. эллипс

4. Постоянная Больцмана численно равна:

А. 8,31 Б. 1,38 В. 1,38*1023 Г. 1,38*10-23 Д. 8,31*10-23 Е. 6,02*1023

5. Абсолютная температура измеряется в: А. градусах по Фаренгейту

Б. градусах по Цельсию В. градусах по Реомюру Г. Кельвинах Д. молях Е. термометрах

6. Постоянная Авогадро – это:

А. масса одного моля вещества Б. число молекул в единице объёма вещества В. число молекул в моле вещества Г. универсальная газовая постоянная Д. отношение массы вещества к его молярной массе Е. отношение числа молекул вещества к числу молекул в моле вещества

7. Количество вещества равно отношению: А. массы молекулы (атома) к молярной массе Б. молярной массы к постоянной Авогадро В. массы вещества к относительной молекулярной массе Г. числа молекул (атомов) к постоянной Авогадро Д. числа молекул (атомов) к молярной массе Е. массы молекулы (атома) к постоянной Авогадро

8. При изобарном процессе: А. при увеличении давления объём уменьшается Б. при увеличении давления объём увеличивается В. давление и объём не меняются Г. при уменьшении давления объём уменьшается Д. при увеличении температуры объём увеличивается Е. при увеличении объёма температура уменьшается

9. При изохорном охлаждении: А. давление и температура неизменны Б. температура растёт, а давление увеличивается В. температура постоянна, а давление растёт Г. объём увеличивается, а давление неизменно Д. температура и давление уменьшается Е. объём и температура неизменны

10. При изотермическом расширении:

А. температура постоянна, а давление уменьшается Б. температура постоянна, а давление увеличивается В. температура увеличивается, а давление уменьшается Г. объём и давление уменьшаются Д. объём и температура уменьшаются Е. давление и температура неизменны.

дата   ответ на I вопрос  
класс   ответ на II вопрос  
учащийся   ответ на III вопрос  
вариант   ответ на IV вопрос  
верные ответы   ответ на V вопрос  
ответ на VI вопрос  
баллы   ответ на VII вопрос  
ответ на VIII вопрос  
отметка   ответ на IX вопрос  
ответ на X вопрос  

8. Подведение итогов, просмотр видеоролика “Строение Земли” <Приложение 3>, инструктаж домашнего задания <Приложение 2>.