Содержание программы
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание программы на каждый год обучения .
- Методическое обеспечение программы.
- Мониторинг отслеживания результатов воспитанников.
- Литература.
- Средства обучения.
- Приложения .
Характеристика программы:
- по типу программ – модифированная;
- по направлению деятельности – художественно-эстетическая;
- по виду деятельности - декоративно-прикладная;
- по характеру деятельности - творческая, образовательная;
- по педагогическим целям: познавательная, профессионально-прикладная,
социальной адаптации; с этно-культурным компанентом;
- по возрастным особенностям: от 11 до 14 лет;
- по временным показателям: 3 года обучения;
- формы занятий: индивидуальные, групповые;
- по уровню освоения программы – общеразвивающая;
- по форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности – интегрированная;
- по образовательным областям – искусство;
- по контингенту воспитанников – общая.
Нормативно-правовую основу модифицированной образовательной программы “Ямальские россыпи” составляют.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Концепция духовно-нравственного воспитания.
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утверждены научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства Образования Российской Федерации 03.06.2003 г.
- Устав образовательного учреждения “Устав МОУ Красноселькупской средней общеобразовательной школы “Радуга”.
1. Пояснительная записка
Особое место среди различных видов искусства занимает декоративно-прикладное творчество. Наши предки любили красоту и умели ее творить. Вещи, окружавшие их, украшали резьбой, вышивкой, многоцветной росписью. Самые простые изделия под рукой мастера становились редкой драгоценностью. Искусство и красота незаметно существовали рядом с человеком от его рождения до смерти. Произведения декоративно-прикладного искусства оказывают особое воздействие на ребенка. Знакомясь с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. В каждом регионе есть свои народные промыслы, и восприятие их произведений детьми способствует формированию у них эстетических чувств, эмоционально-положительного отношения к народным мастерам и традициям. Народное искусство, благодаря многообразию красок, особому ощущению радости, содержит огромный потенциал для творческого развития детей.
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному, и присущая человеку вообще тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает перед ними огромный мир чувств, рождает возвышенный образ мыслей, одухотворяет его. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер человека. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается эмоциональная сфера ребенка, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Этнокультурный компонент способствует воспитанию у детей патриотических чувств, любви к своей “Малой Родине”, к своему народу, своей семье, к родным и близким, прививает чувство гордости и любви к своему краю.
Программа “Ямальские россыпи” имеет художественно эстетическое, краеведческое направление, использует межпредметные связи: технологии, изобразительного искусства, культуры народов Ямала, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся 11-14 лет (5-8 классы).
В программе решаются проблемы:
- социальная: занятость детей;
- эстетическая: сохранение художественных традиций народов Ямала;
- технологическая: использование технологий изготовления
художественных изделий из меха, сукна, бисера, кожи, ткани.
В современном декоративно-прикладном искусстве использование народных традиций, возвращение к истокам художественного творчества разных народов является актуальным, так как утрачивается самобытная культура народов Ямала. Программа создана, чтобы способствовать сохранению и возрождению художественных традиций народов Ямала, чтобы донести эти традиции до будущих поколений. Школьники должны знать культуру, искусство народов, рядом с которыми они проживают. Этому и способствует программа “Ямальские россыпи”.
Новизна: отличает данную дополнительную образовательную программу от существующих программ:
- национальный колорит, применение национально-регионального компонента;
- cистемный подход к содержанию материала;
- инновационный характер обучения творчеству;
- развитие межпредметных связей в сфере декоративно-прикладного искусства.
Важным принципом, на котором основывается данная программа, является принцип взаимосвязи обучения и развития, то есть программа строится на основе обучения, которое носит развивающий характер.
Программа основывается на положении о том, что творческое развитие должно пронизывать всю жизнь ребенка, а не ограничиваться только специальными занятиями.
Программа кружка включает теоретическую часть и практическую работу. Практические работы являются важнейшим элементом общетрудовой подготовки. Качество работ во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметке, резании, сшивании изделия и т.д.
При изготовлении изделий из кожи, меха, сукна, бисера, ткани используются технологии, применяемые народами Севера. Отсутствие программ, по ознакомлению подрастающего поколения с декоративно-прикладным творчеством народов Ямала, способствовало созданию данной программы “Ямальские россыпи”.
Цель программы:
Формирование художественно-эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов Ямала.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
- Развивать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
- Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в технологии.
- Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.
- Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.
- Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.
- Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
- Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные знания, для адаптации в будущей жизни.
Из поставленных целей и задач вытекает педагогическая целесообразность данной дополнительной образовательной программы, которая способствует привитию интереса и любви к декоративно-прикладному искусству народов Ямала, развивает чувство красоты, соразмерности, прививает усидчивость, трудолюбие. Содержание знаний в программе построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается изучением предыдущих. Таким образом, новые знания будут опираться на пройденный учебный материал. Программа составлена с учетом требований современной педагогики, знания возрастных, психолого-педагогических, физических и национальных особенностей детей подросткового возраста. Социальная сторона программы – для развития осознанной потребности участвовать в общественно полезном труде.
Программа рассчитана на детей 11-14 лет (не исключается возможность посещения занятий детьми более раннего или позднего возраста), соответствует данной возрастной группе, посильна, доступна, предназначена для педагогов дополнительного образования, преподавателей технологии и предметов регионального цикла.
Программа реализуется в течение 3 лет, ежегодно в период с 01.09. по 31.05., что составляет 36-38 недель. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия, что составляет 1,5 часа в день из расчета на 0,25 ставки по 45 минут (согласно Сан ПиН 2.42.11.78 – 2 [II]) с перерывами на отдых по 10 минут. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса и творческих способностей воспитанников, участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, на развитие следующих качеств личности (ожидаемый результат):
- приобретение учащимися специальных умений и навыков, которые они в дальнейшем могли бы применять во взрослой жизни;
- обеспечение интеллектуального и эстетического развития учащихся;
- адаптацию учащихся к социально-экономическим условиям жизни, для того, чтобы они не терялись в различных жизненных ситуациях;
- осуществление самообразования детей;
- сохранение национальных и региональных традиций;
- воспитание аккуратности, целеустремленности, усидчивости, внимательности, трудолюбия;
- формирование художественно-эстетического вкуса, раскрытия творческих возможностей.
Формами подведения итогов являются школьные и районные выставки детского творчества, внеклассные мероприятия, предметные недели эстетико-технического цикла. Дети поощряются призами, благодарственными письмами, грамотами.
2. Учебно-тематический план 1 года обучения.
3. Содержание программы 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. 2 ч.
Организационное занятие, вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе,
инструктирование учащихся. 1 час
Теория: Беседа “История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала” 1 час
Тема 2. Работа с природным материалом. 7 ч.
Экскурсия на природу, сбор материала (шишек, веток, листьев), утюжка листьев, складирование. 2 ч.
Темы 3-5. Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из сухих листьев.
Теория: Понятие об аппликации. Инструменты, материалы. Подготовка к работе.
Практика: Составление букета из сухих листьев. 5 ч.
Упражнения: В наклеивании сухих листьев на картон.
Результатом обучения является: Аппликация из сухих листьев “Осенний букет”.
Анализ изготовленных работ.
Темы 6-14. Работа с сукном. 18 ч.
Теория: “Игрушки народов Ямала”. Составление технологической карты. 2 ч.
Практика: Раскрой куклы. Обработка клюва утки. Изготовление орнамента. Пошив одежды для куклы. Изготовление ложной косы. Соединение деталей куклы. 16 ч.
Упражнения: В обработке куклы косыми стежками.
Результат: Национальная кукла “Акань” из сукна. Устное оценивание.
Темы 15-23. Аппликация из сукна: национальная сумочка. 18 ч.
Теория: Понятие об аппликации. Инструменты, материалы. Подготовка к работе.
Составление технологической карты. 2 ч.
Практика: Изготовление шаблонов. Раскрой игольницы. Подбор орнамента для игольницы. Раскрой. Пришив орнамента к игольнице. Оформление игольницы бисером. Изготовление подушечки для игл. 16 ч.
Упражнения: В обработке игольницы косыми стежками.
Результат: Селькупская игольница из сукна. Устное оценивание.
Темы 24-41. Плетение из бисера. Подвеска (цепочка и кулон) 36 ч.
Теория: История возникновения бисера, бисероплетения. 2 ч.
Практика: Составление схемы плетения цепочки и кулона. 2 ч.
Техника плетения цепочки по схеме. 14 ч. Техника плетения кулона по схеме. 14 ч. Оформление подвески бахромой. 4 ч.
Упражнения: В низании бисера на леску.
Результат: Подвеска, выполненная плетением из бисера. Устное оценивание.
Темы 42- 50. Работа с мехом. Аппликация из меха. Коллаж. 18 ч.
Теория: Меховая одежда народов Ямала. Свойства меха. Инструменты, материалы. 2 ч.
Практика: Составление рисунка для аппликации. Изготовление шаблонов. Подбор меха для аппликации. Подготовка меха, нарезание полосок меха из оленьей шкуры. Технология наклеивания полосок меха на картон. Оформление работы. 16 ч.
Упражнения: В нарезании полосок меха и наклеивании их на картон. Оценка работ.
Результат: Коллаж из меха на северную тематику.
Темы 51-59. Работа с тканью. Национальный платок. 18 ч.
Теория: Национальная одежда из ткани народов Ямала. Просмотр видеокассет. 2 ч.
Практика: Подбор ткани для платка и полосок. Раскрой платка и полосок. Пришив полосок к платку. Обработка срезов платка. Изготовление кистей для платка. Пришив кистей к платку. Оформление платка. 16 ч.
Упражнения: В выполнении национального запошивочного шва, косых стежков.
Результат: Национальный платок из ткани с кистями. Устное оценивание.
Темы 60-68. Технология домашних ремесел. Вышивка. 18 ч.
Теория: Вышивка в изделиях народов Ямала. Проект: комплект чайных салфеток с национальным орнаментом (1 бол.+6 мал) (коллективная работа). 4 ч.
Практика: Выбор ткани, орнамента. Перевод рисунка орнамента на ткань. Обработка срезов салфетки петельным швом. Вышивка орнамента швом “крест”. Окончательное оформление салфетки. Стирка, накрахмаливание, утюжка. 14 ч.
Упражнения: В выполнении петельного шва, шва “крест”.
Результат: Салфетка, вышитая национальным орнаментом. Устное оценивание.
Темы 69-76. Национальная кухня. 18 ч.
Теория: Лекарственные растения Сибири. 2 ч.
Викторина о родном крае. 2 ч.
Практика:Составление рецептов национальной кухни. Приготовление блюд национальной кухни. 14 ч.
Результат: Сборник рецептов национальной кухни. Устное оценивание.
Темы 77-80. Экскурсия (в краеведческий музей), сбор материала, оформление альбома. 9 ч.
Теория: “История народов Ямала (обычаи, традиции, обряды, жилище, одежда, транспорт, ДПИ)” 2 ч.
Практика: Сбор материала. Оформление альбома. 7 ч.
Результат: Альбом, оформленный по теме “История народов Ямала”. Анализ работы.
Темы 81-85 Итоги года: 9 ч.
Теория: Творческий проект: спортивно- развлекательная программа “Игры народов Ямала”. Составление сценария. 2 ч.
Практика: Подготовка к играм. Проведение игр. 5 ч.
Результат: Проведение спортивно-развлекательной программы “Игры народов Ямала”.
Анализ проведенного мероприятия. 1 ч.
Итоги за учебный год. 1 ч.
Знания, умения и навыки 1 года обучения
учащиеся должны знать:
- историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Ямала;
- игрушки народов Ямала, способы их изготовления;
- историю возникновения бисера и бисероплетения;
- меховую одежду народов Ямала, свойства меха;
- инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха;
- одежду народов Ямала, сшитую из ткани;
- виды декоративно-прикладного искусства народов Ямала;
- культуру поведения в семье, основы семейного уклада коренных жителей;
- семейные традиции, праздники, игры.
учащиеся должны уметь:
- выполнять поделки из природного материала (шишек, веток, листьев);
- уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу;
- обрабатывать изделия косыми стежками;
- рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;
- осваивать технологию плетения из бисера;
- выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж;
- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде);
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань;
- закреплять рабочую нитку без узла;
- выполнять свободную вышивку по рисованному контуру;
- работать петельным швом и швом “крест”;
- технологически последовательно выполнять вышивку.
2. Учебно-тематический план 2 года обучения.
3. Содержание программы 2 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. 2 ч.
Организационное занятие, вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.1 час.
Теория: Беседа ““История возникновения северных орнаментов. Использование северных орнаментов в одежде народов Ямала” 1 час.
Тема 2. Работа с природным материалом. 7 ч.
Экскурсия на природу, сбор материала (шишек, веток, листьев), утюжка листьев, складирование. 2 ч.
Темы 3-5. Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из сухих листьев.
Теория: Понятие об аппликации. Инструменты, материалы. Подготовка к работе.
Практика: Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из сухих листьев 5 ч.
Упражнения: В наклеивании сухих листьев на картон.
Результатом обучения является: Аппликация из сухих листьев “Сказочная птица”.
Анализ изготовленных работ.
Темы 6-14. Работа с сукном. 18 ч.
Теория: Ягушка женская (в уменьшенном виде). Составление технологической карты. 2 ч.
Практика: Конструирование и моделирование ягушки. Свойства сукна. Раскрой ягушки. Технология пошива ягушки. Обработка плечевых и боковых срезов ягушки. Изготовление полосок и орнамента для ягушки. Раскрой орнамента. Отделка орнаментом ягушки. Пришив орнамента. Окончательная отделка ягушки. Изготовление завязок, пришив завязок. 16 ч.
Упражнения: В оформлении орнаментом ягушки.
Результат: Летняя ягушка из сукна (в уменьшенном виде).
Устное оценивание.
Темы 15-23. Аппликация из сукна: национальная сумочка. 18 ч.
Теория: Понятие об аппликации. Инструменты, материалы. Подготовка к работе.
Составление технологической карты. 4 ч.
Практика: Изготовление шаблонов орнамента. Раскрой орнамента. Раскрой
сумочки. Пошив сумочки. Пришив орнамента к сумочке. Оформление сумочки металлической фурнитурой, бисером. Окончательное оформление сумочки. Изготовление кармашка для наперстка. 14 ч.
Упражнения: В обработке сумочки косыми стежками.
Результат: Национальная сумочка из сукна с орнаментом. Устное оценивание.
Темы 24-41. Плетение из бисера. Кошелек с национальным орнаментом. 36 ч.
Теория: История появления бисера, бисероплетения на Севере. 2 ч.
Практика: Основы плетения. Составление схемы плетения кошелька. Техника плетения орнамента по схеме. Техника плетения кошелька по схеме. Пошив подкладки для кошелька. Пришив подкладки и молнии к кошельку. 34 ч.
Упражнения: В низании бисера на леску.
Результат: Кошелек, выполненная плетением из бисера. Устное оценивание.
Темы 42- 50. Работа с мехом. Аппликация из меха (“Мишка”, “Северяночка”) 18 ч.
Теория: Орнаменты на меховой одежде народов Ямала. Свойства меха. Инструменты, материалы. 2 ч.
Практика: Подбор ткани для платья и ленты. Раскрой платья Составление рисунка для аппликации. Изготовление шаблонов. Подбор меха для аппликации. Подготовка меха, нарезание полосок меха из оленьей шкуры. Технология наклеивания полосок меха на фанеру или ДВП. Оформление работы. 16 ч.
Упражнения: В нарезании полосок меха и наклеивании их фанеру или ДВП.
Результат: Аппликация “Мишка” или “Северяночка”. Устное оценивание.
Темы 51-59. Работа с тканью. Национальное платье. 18 ч.
Теория: Национальная одежда из ткани, народов Ямала. Просмотр фотографий. 2 ч.
Практика: Подбор ткани для платья и ленты. Раскрой платья. Пошив платья национальным запошивочным швом. Обработка нижнего среза платья швом вподгибку с закрытым срезом, с кантом. Обработка воротника и манжет. Пришив воротника и манжет к платью. Пришив полосок ленты к платью. Окончательное оформление платья 16 ч.
Упражнения: В выполнении национального запошивочного шва, косых стежков.
Результат: Национальное платье из ткани. Устное оценивание.
Темы 60-68. Технология домашних ремесел. Вязание на спицах. Шарфик с национальным орнаментом. 18 ч.
Теория: Из истории вязания. Вязание на Севере. Подбор орнамента. Составление схемы. 4.ч.
Практика: Вязание шарфика с орнаментом по схеме. Окончательное оформление изделия кистями. 14 ч.
Упражнения: В вязании на спицах.
Результат: Шарфик с национальным орнаментом, связанный на спицах. Оценка изделия.
Темы 69-76. Национальная кухня. 18 ч.
Теория: Лекарственные растения Сибири. 2 ч.
Викторина о родном крае. 2 ч.
Практика:Составление рецептов национальной кухни. Приготовление блюд национальной кухни. 14 ч.
Результат: Сборник рецептов национальной кухни. Устное оценивание.
Темы 77-80. Экскурсия (в краеведческий музей), сбор материала, оформление альбома. 9 ч.
Теория: “Трудовая деятельность коренных жителей Ямала (оленеводство, охотрыбпромысел). 2 ч.
Практика: Сбор материала. Оформление альбома. 7 ч.
Результат: Альбом, оформленный по теме “Трудовая деятельность коренных жителей Ямала”. Анализ работы.
Темы 81-85. Итоги года: 9 ч.
Теория: Творческий проект: утренник “Яркие россыпи Ямала”. Составление сценария. 2 ч.
Практика: Подготовка к утреннику. Проведение утренника. 5 ч.
Результат: Проведение утренника “Яркие россыпи Ямала”.
Анализ проведенного мероприятия. 1 ч.
Итоги за учебный год. 1 ч.
Знания, умения и навыки 2 года обучения
учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами;
- свойства материалов: сукна, ткани, меха и бисера;
- понятие о композиции в орнаменте одежды народов Ямала;
- виды отделки в одежде;
- историю народных промыслов, традиции и обряды народов Ямала;
- технологическую последовательность изготовления изделий из сукна;
- историю появления бисера и бисероплетения на Севере;
- трудовую деятельность коренных жителей Ямала: оленеводство, рыболовство, охотпромысел, звероводство;
- традиции, праздники, игры народов Ямала.
учащиеся должны уметь:
- составлять технологическую карту на изделие;
- подготавливать материалы к работе, подбирать материал по цвету;
- конструировать национальную одежду (в уменьшенном виде);
- изготавливать поделки из сукна, с применением северных мотивов;
- оформлять изделия из сукна национальным орнаментом;
- плести орнамент из бисера по схеме;
- выполнять национальный запошивочный шов, шов в подгибку с закрытым срезом;
- вязать на спицах, с применением северного орнамента;
- собирать материал на северную тематику, учиться оформлять его в альбом.
2. Учебно-тематический план 3 года обучения.
3. Содержание программы 3 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. 2ч.
Организационное занятие, вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся. Правила техники безопасности. 1 час
Теория: Беседа ““Особенности художественных традиций народов Ямала”. 1 час
Тема 2. Работа с природным материалом. 7 ч.
Экскурсия на природу, сбор материала (шишек, веток, листьев), утюжка листьев, складирование. 2 ч.
Темы 3-5. Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из сухих листьев
Теория: Понятие об аппликации. Инструменты, материалы. Подготовка к работе.
Практика: Изготовление поделок из природного материала. Аппликация из сухих листьев 5 ч.
Упражнения: В наклеивании сухих листьев на картон.
Результатом обучения является: Аппликация из сухих листьев “Фантастические рыбы”.
Анализ изготовленных работ.
Темы 6-14. Работа с сукном. 18 ч.
Теория: Малица мужская (в уменьшенном виде). Составление технологической карты. 2 ч.
Практика: Конструирование и моделирование малицы. Свойства сукна. Раскрой малицы. Технология пошива малицы. Обработка плечевых и боковых срезов малицы. Обработка срезов рукавов. Пришив рукавов. Раскрой капюшона. Пришив капюшона. Окончательная отделка малицы. Пришив молнии, вдевание шнура в капюшон 16 ч.
Упражнения: В пошиве малицы косыми стежками.
Результат: Летняя малица из сукна (в уменьшенном виде). Устное оценивание.
Темы 15-23. Аппликация из сукна: декоративное панно (или газетница). 18 ч.
Теория: Рисунок аппликации. Инструменты, материалы. Подготовка к работе.
Составление технологической карты. 4 ч.
Практика: Изготовление шаблонов деталей. Раскрой деталей. Раскрой основы для панно. Пришив деталей панно к основе. Оформление деталей панно мехом бисером. Окончательное оформление панно. Оформление краев панно полосками ткани вместо рамы. 14 ч.
Упражнения: В обработке панно зигзагообразной строчкой.
Результат: Декоративное панно из сукна по северным мотивам. Устное оценивание.
Темы 24-41. Плетение из бисера. Пояс или ободок (по выбору). 36 ч.
Теория: Бисероплетение разных народов. Демонстрация бисерных украшений. 2 ч.
Практика: 2 Основы плетения. Составление рисунка и схемы плетения пояса или ободка 2 ч. Техника плетения орнамента по схеме. 14 ч. Техника плетения пояса или ободка по схеме. 14 ч. Пошив подкладки для пояса или ободка. Пришив подкладки к поясу или ободку. Оформление пояса застежкой или ободка висульками из бисера 4 ч.
Упражнения: В низании бисера на леску.
Результат: Пояс или ободок, выполненный плетением из бисера. Устное оценивание.
Темы 42- 50. Работа с мехом. Меховая мозаика. Коврик. 18 ч.
Теория: 1 Орнаменты на меховой мозаике народов Севера. Свойства меха. Инструменты, материалы. 2 ч.
Практика: Составление рисунка для меховой мозаики. Изготовление шаблонов. Подбор меха для мозаики. Подготовка меха. Нарезание меха из шкур разных животных (белки, ондатры, норки). Технология изготовления коврика из меха. Пошив деталей коврика. Окончательное оформление коврика хвостами, лапками, головками животных. 16 ч.
Упражнения: В пошиве деталей из меха между собой.
Результат: Коврик из меха животных. Устное оценивание.
Темы 51-59. Работа с тканью. Селькупское платье. 18 ч.
Теория: Особенности одежды селькупов (томских, тазовских) просмотр видеозаписи. 2 ч.
Практика: Конструирование и моделирование селькупского платья. Эскизы. Технология изготовления женского легкого платья селькупов. Обработка нижнего среза платья швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка воротника и манжет. Пришив воротника и манжет к платью. Окончательное оформление платья. 16 ч.
Упражнения: В выполнении шва “назад иголку”.
Результат: Легкое летнее платье селькупов. Устное оценивание.
Темы 60-68. Технология домашних ремесел. Вязание крючком (по кругу, квадратом). 18 ч.
Теория: Из истории вязания. Вязание спиралью, кругом, плотное и ажурное вязание. Условные обозначения. Составление схемы для вязания крючком. 4 ч.
Практика: Вязание салфетки по схеме. Вязка столбиков без накида, с 1, 2 накидами. Окончательное оформление краев салфетки воздушными петлями. 14 ч.
Упражнения: В вязании столбиков без накида, с 1, 2 накидами, воздушных петель.
Результат: Ажурная салфетка, связанная крючком. Оценка изделия.
Темы 69-76. Национальная кухня. 18 ч.
Теория: Лекарственные растения Сибири. 2 ч.
Викторина о родном крае. 2 ч.
Практика:Составление рецептов национальной кухни. Приготовление блюд национальной кухни. 14 ч.
Результат: Сборник рецептов национальной кухни. Устное оценивание.
Темы 77-80. Экскурсия (в краеведческий музей), сбор материала, оформление альбома. 9 ч.
Теория: “История края: 400 лет Мангазее. Стройка века: Долгое. Собор Василия Мангазейского”. 2 ч.
Практика: Сбор материала. Оформление альбома. 7 ч.
Результат: Альбом, оформленный по теме “История края”. Анализ работы.
Темы 81-85. Итоги года: 9 ч.
Теория: Творческий проект: праздник “Праздник селькупской культуры”. Составление сценария. 2 ч.
Практика: Подготовка к празднику. Проведение праздника. 5 ч.
Результат: Проведение праздника “Праздник селькупской культуры”.
Анализ проведенного мероприятия. 1 ч.
Итоги за учебный год. 1 ч.
Знания, умения и навыки 3 года обучения
учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности, при работе с инструментами;
- особенности художественных традиций народов Ямала;
- технологию пошива национальной одежды (в уменьшенном виде).
- специальную терминологию и их значение;
- виды бисерных украшений разных народов;
- виды простейших ручных швов, машинных строчек;
- способы обработки меха, технологию изготовления поделок из меха;
- орнаменты на меховой мозаике народов Севера;
- особенности одежды селькупов;
- историю края: Мангазея. Долгое.
учащиеся должны уметь:
- изготавливать аппликации из сухих листьев;
- шить национальную одежду (в уменьшенном виде);
- пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами;
- составлять рисунок на северную тематику, изготавливать шаблоны деталей;
- обращаться с мехом, чертить, раскраивать мех, склеивать и пришивать лоскутки меха;
- соединять детали между собой, с подкладкой, использовать прокладочные материалы;
- составлять схемы вязания с помощью условных обозначений;
- закреплять навыки плетения орнамента для изделий из бисера;
- оформлять изделия различными способами;
- участвовать в творческих проектах по подготовке праздников по культуре и традициям народов, проживающих на Ямале.