Урок развития речи (подготовка к изложению). 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Данный урок является программным уроком развития речи в курсе "Русский язык" в 8-м классе.

Цель урока: углубить знания учащихся по анализу текста при подготовке к изложению; формировать умения учащихся по составлению плана текста изложения. Урок интегрированный:

а) анализ текста изложения комплексный;

б) искусство слова тесно связано с музыкой;

в) текст иллюстрируется видами православных храмов, видами храма Покрова на Нерли;

г) анализ текста сопровождается колокольным звоном

д) прослеживается тесная связь с курсом Мировой художественной культуры.

Чтобы повысить познавательный интерес учащихся к процессу подготовки написания изложения, урок построен по технологии развития аналитического мышления через чтение и письмо изложения с использованием методики погружения в тему.

Связь с музыкой, культурой Православия, с героическими страницами прошлого позволяет глубже заинтересовать учащихся текстом и качественно подготовить к творческой работе.

Урок носит гражданский, нравственный характер, воспитывает чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Этот урок не оставил никого равнодушным и способствовал созданию грамотной творческой работы учащихся.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма героическими примерами прошлого, умение работать в группе и нести ответственность за результат коллективной работы.

2. Воспитывать эстетический вкус посредством искусства слова, музыки, архитектуры.

3. Обратить внимание на особенности речи Осетрова, как-то: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой сыновей любовью к Родине, её прошлому, тревогой за настоящее и будущее.

Образовательные задачи.

1. Продолжить работу по анализу текста.

2. Углубить знания по составлению плана изложения, определению темы, идеи, микротем текста.

3. Расширить знания учащихся о выразительных средствах языка.

Развивающие задачи.

1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Методические приемы: эвристическая беседа, работа в группах по анализу текста изложения.

Педагогическая технология: развитие аналитического мышления и письма.

Тип урока: урок-исследование.

Средства обучения.

1. Текст Е. И. Осетрова "Живая Древняя Русь".

2. Запись колокольного звона, пьесы Баха.

3. Выставка иллюстраций с видами Православных Храмов.

Оборудование урока.

1. На каждой парте текст Осетрова.

2. Словарь-справка по тексту Осетрова.

3. Иллюстрация с видами храма Покрова на Нерли.

Эпиграф:

На нерлинском холме возвышаешься,
Белым лебедем величаешься,
Изяслава останки хранишь,
О герое-подростке скорбишь.
Изумрудом живым окаймлённая,
С Божьей помощью возведённая,
Ты стоишь почти тысячу лет
И несёшь Православия свет.
А. И. Пыхтина.

Ход урока

1. Организационный момент:

а) сообщение темы урока;

в) постановка цели и задачи урока.

Сегодня у нас урок интересный, творческий: мы должны подготовиться к созданию своей творческой работы (изложение). Мы познакомимся с текстом Е. И. Осетрова о Храме Покрова на Нерли, определим его основную мысль, идею, определим стиль, тип речи, жанр текста, отметим выразительные средства языка, составим план, накопим материалы к изложению. А, главное, настроимся на творческий, поэтический лад . Постараемся проникнуться той высокой нравственной идеей, которую несут разнообразные виды искусства, дарят нам мастера художественного слова, чудесные русские зодчие, великие музыканты и народные искусники колокольного звона.

2. Актуализация знаний.

Поставленные задачи будем решать в процессе беседы, чтения текста, его анализа.

3. Работа по теме.

1. Прослушивание музыки; рассматривание изображений православных храмов; беседа:

-Учитель. Рассмотрите фотографии храмов внимательно. Есть ли среди них храм, который вам знаком? Что вы знаете о нём? (Когда, где, кем и почему он воздвигнут?)

-Дети. Это храм Василия Блаженного. А построили его зодчие Постник и Барма из Владимира в честь победы Ивана Грозного над Казанью в 16 веке. По приказу Ивана Грозного зодчих ослепили, чтобы они не могли создать храма прекраснее, чем этот.

-Учитель. Верно. Такая легенда живет в народе почти 450 лет. Традиция воздвигать храмы-памятники в честь воинских побед на Руси древняя. Она возникла вскоре после крещения русичей и принятия Православия.

2. -Послушаем пение колоколов. Как вы считаете, с колоколен каких храмов могли изливаться эти неповторимые колокольные звоны? Покажите эти храмы и объясните свою мысль. Какой звон? Тревожный, печальный, ликующий?

-Дети. Звоны праздничные. Мне думается, что их посылают в небесные просторы звонари больших храмов в праздничные дни.

-Учитель. Я разделяю ваше мнение. А сейчас послушайте мелодию (на выбор учителя). Как вы думаете, изображению какого храма она больше соответствует и почему?

-Дети. Мелодия спокойная, проникновенная, скромная и ласковая, как ласковы и приветливы зелёные луга, голубая лента реки, ясное небо и тёплое солнце, которыми дышит иллюстрация с изображением церкви Покрова на Нерли.

-Учитель. А почему вы так думаете?

-Дети. Храм Покрова на Нерли естественно вписывается в окружающую его природу. Словно вырастает из изумрудных недр Нерлинского простора.

-Учитель. Очень красиво и точно сказал! А вы знаете что-нибудь об этом храме? Нет. Хотите знать?

- Дети. Да

4. Работа с текстом.

1. -Учитель. Слушайте, ребята, когда и почему возникло это рукотворное чудо на Нерлинском холме? (Учитель читает текст изложения).

- Учитель. Скажите, ребята, какую идею, по-вашему, вынашивал в сердце автор этого прекрасного произведения, рассказывая нам о своём восприятии этого памятника русского зодчества?

- Дети. Я думаю, идею вечности христианства, идею сохранения в памяти народной тех подвигов наших предков, которые совершались во имя свободы Руси и её народа.

-Учитель. Верно! А ещё на что обращает наше внимание автор?

- Дети. Осетров любуется сам храмом Покрова на Нерли и нас зовёт увидеть, почувствовать всю красоту, всю прелесть этого рукотворного чуда.

- Учитель. Очень хорошо! Давайте, ребята, найдём ключевые слова в тексте и вынесем их в заглавие.

-- Дети. Храм Покрова на Нерли - лучистая звезда мироздания.

- Храм Покрова на Нерли парус на волнах времени.

- Храм Покрова Богородицы на Нерли.

- Учитель. Я думаю, что любое из этих заглавий вы можете выбрать. Каждое отражает идею текста. Запишите заглавие текста в тетрадь. Вернёмся к тексту. Текст цельный или делим? - Делим.

- Сколько в нём микротем? (-12-13). Давайте определим тему, идею каждого абзаца и составим план текста, план изложения.

- Дети читают текст, определяют основную мысль каждой микротемы, составляют и записывают план изложения под руководством учителя.

ПЛАН

1. И храм, и парус, и звезда.

2. Среди духмяных трав.

3. Тайны белого храма.

4. Сказочное видение в подводной глубине.

5. Печаль родных полей.

6. Силуэт храма во время дождя.

7. Храм в зимней сказке.

8. В честь подвига юного Изяслава Боголюбского.

9. Посвящён Богородице.

10. В лучах восходящего солнца.

11. Лебедь Храм на просторах столетий.

12. Какие мысли и чувства вызвало у меня знакомство с храмом Покрова на Нерли?

- Учитель. План составили. Давайте ещё раз прочитаем этот прекрасный текст. Читаем проникновенно, размышляя о времени, о жизни, о месте в ней храма Покрова на Нерли.

- Дети читают текст на фоне музыки.

-Учитель. Хороший текст, да? Тронул струны вашей души? Почему?

-Дети. Очень тепло, сердечно рассказывает автор о храме, о впечатлении, какое он произвёл на него.

-Учитель. К какому жанру мы отнесём это произведение Осетрова? Очерк, статья, эссе, путевые заметки? - Дети. Я думаю, эссе. Автор размышляет обо всём, что увидел, узнал, почувствовал и делится своими размышлениями с нами.

- Учитель. А к какому стилю речи эссе относиться?

-Дети. Стиль речи публицистический, потому что рассчитан текст на широкий круг читателей и призван воздействовать, прежде всего, на их чувства.

-Учитель. Какими же средствами языка автор достигает этой цели? Каков язык текста?

-Дети. Язык выразителен: в тексте много эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

-Учитель. Следует добавить ещё стилистические фигуры, образы-символы, ряды однородных членов предложений и предложений. Давайте выпишем выразительные средства языка. Читайте текст и называйте их.

Эпитеты: благородные пропорции; духмяные травы; безмолвная звезда; лазоревые цветы; недвижимый камень; удивительным и таинственным образом, солнечные подпалины, белопенный храм:

Метафоры: безбрежные волны времени, лучистая безмолвная звезда, печаль родных полей, лютая сеча, задумчивость:

Образ-символ: цветущие вишни, плат-покров, белоснежный лебедь, река времён, печаль родных полей, река жизни, лебедь-храм. .

Сравнения: храм-парус, как ковёр, как сказочное видение, похожи на вишни, как белоснежный лебедь:

Олицетворения: камень перекликается, вспыхивают леса, осень крадётся, умирали цветы, строение ожидает кого-то, играют лучи, храм плывёт, века пронеслись:

-Учитель. Я надеюсь, что все выписанные средства языка помогут вам при написании изложения. Ребята, текст вам понравился? А чему мы можем поучиться у автора?

-Дети. Текст задушевный, выразительный, богатая лексика помогает автору создавать

художественные образы. Этот текст можно брать за образец.

-Учитель. Вы правильно оценили мастерство писателя и публициста Е. И. Осетрова. У него особая манера письма, а язык его произведений выразителен и убедителен. Мы закончили подготовку к изложению, и я надеюсь, что вы успешно напишите работу. Сейчас прошу вас передать мне тексты.

-Учитель. Ребята, когда я прочитала эссе Осетрова, у меня родились в душе эти стихи. Я их отважилась взять эпиграфом к уроку. Как вы считаете, соответствуют они содержанию урока?

-Дети. Соответствуют. Мы анализировали текст о храме Покрова на Нерли, готовясь к изложению.

-Учитель. А какая строфа соответствует теме текста? (1-я). Что же отражает 2-я строфа?

-Дети. Я думаю, что 2-ая строфа отражает идею Православия, духовную идею, идею патриотизма, идею сохранения памятников старины для грядущих поколений

-Учитель. Верно. Мы хорошо работали. Я всех благодарю за сотрудничество. Сейчас предлагаю приступить к написанию изложения и ответить ещё на один вопрос - "Какие мысли и чувства вызвало у меня описание Храма Покрова на Нерли Е. И. Осетрова?" Ответ на этот вопрос должен быть развернутым. Приготовьтесь все к прослушиванию текста. Будьте предельно внимательны. (Учитель читает текст). Желаю удачи!

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж-луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликаются с временами года.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины.

С высокого холма, где стоит храм, открываются луга с травами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова.

Печаль родных полей: Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, сам выбрал место для этого храма.

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

На рассвете, когда над заречными Муромскими лесами играют весенние солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки:

Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов.

Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами:

(По Е. И. Осетрову. "Живая Древняя Русь". )

445 слов

064.jpg (104701 bytes)

Справка-словарь.

Плат - покров - платок - у христиан есть легенда о том, что Богородица во время нашествия врагов простирала свой покров над защитниками земли Русской, делая их невидимыми, неуязвимыми.

Лебедь, белый лебедь - красивая, гордая, величественная, загадочная, сказочная птица. Сравнивают лебедь с царицей вод. Белый лебедь - символ величия, духовной красоты и чистоты.

Река времён - образ-символ, означающий летоисчисление, счёт времени: веков, столетий, тысячелетий. - Река жизни. Волны времени.

Печаль родных полей - образ-символ, означающий осеннее увядание природы, смену времён года: весна - лето - осень - зима.

Лебедь-храм, лучистая безмолвная звезда-символ вечности Христианства, Православия.

Храм - (многозначное). 1. Здание (церковь) для богослужения, место, где человек может обратиться к Богу, Спасителю.

Благовест - особый колокольный звон, сообщающий хорошие (благие вести: рождение человека, победы над врагами, христианские праздники:

Силуэт - нечёткие очертания какого-либо предмета.

Видение - изображение; то, что воображается, представляется, но быстро исчезает, не фиксируется, а только остаётся в памяти.

Неосязаемый, нереальный - невидимый, неслышимый, выдуманный, сказочный.

Вишня - фруктовое дерево, плоды с необыкновенным нежно-терпким вкусом.

Вишня - образ-символ, означающий молодость, не устоявшуюся растущую силу, возраст роста, жизненного цветения (взросления).

Лазоревые цветы - цветы необыкновенного, сказочного цвета: голубые, с оттенком весенних зорь, "лазоревые".

Духмяные травы - душистые, может быть, с пьянящим ароматом, запахом.

Скорбеть - печалиться, страдать, глубоко переживать о ком-либо, о чём-либо.

Набат - колокольный звон, сообщающий о всеобщей беде: война, пожар, наводнение, эпидемия.

Рельефы - (многозначное слово). 1. Выпуклое изображение на плоскости.

2. Вид скульптуры, где изображение выпуклое или вогнутое на плоскости.