Развитие навыков общения

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Когда, в очередной раз, ко мне в кабинет, размазывая слезы по щекам, вошел пятиклассник со словами: "Он меня не так понял", я задумалась. Почему современные подростки никак не могут договориться, понять друг друга. Сегодняшние дети умеют взаимодействовать только под руководством взрослых. Сначала это воспитатели детского сада, или бабушки-нянюшки, с которыми они растут до школы. Затем учителя начальной школы, руководители кружков, воспитатели групп продленного дня. Если у ребенка праздник или отпуск, то организацией общения занимаются аниматоры. Ушли в прошлое "войнушка", прятки, казаки-разбойники и другие ДЕТСКИЕ игры, в которых необходимо было договариваться, организовывать взаимодействие для достижения победы. Это объективная ситуация большого города.

Данный мини-тренинг позволяет начать разговор о построении общения. Мы использовали его, как один из этапов деловой игры "Добрый разум" III Международного Детского Саммита, как часть "Школы лидерства". Замечательно принимают его и пятиклассники, и студенты: будущие педагоги и психологи.

Как сделать так, чтобы тебя поняли правильно:

Упражнение 1. "Общалки" (мини-лекция ведущего тренинга)

Общение - слово, которое объясняет взаимодействие с другими людьми: чтение лекции, разговор на кухне, заключение контракта, разговор в купе. Мы общаемся не только с помощью слов, но и с помощью оттенков своего голоса, с помощью своего тела: поз, жестов и выражения лица. Можно передать какое-то сообщение, даже если вы не говорите ничего и сохраняете молчание. Слова - лишь малая часть того, что мы пытаемся сообщить другому человеку.

Исследования показывают, что в процессе общения 55% информации мы воспринимаем через язык тела - позы, жесты, движение глаз, мимику; 38% - через тон и лишь 7% - через смысл сказанных слов.

(Ведущий показывает несколько вариантов сообщения "Как Вы себя чувствуете?")

Смысл любого сообщения в том, как оно воспринято вашим собеседником. Иногда то, как понял вас другой человек, может совершенно отличаться от того смысла, который вкладывали вы. Общение - замкнутый цикл: то, что вы сообщаете, оказывает влияние на другого человека, а то, что сообщает он, оказывает влияние на вас. Это и не может происходить иначе, но осложняется, когда вы говорите на разных языках.

Упражнение 2. "Якалки"

Ведущий: Любое социально активное дело или действие обязательно должно начинаться с самопрезентации, в одиночку или группой. От того, как вы представили себя людям, зависит, насколько успешно они будут вовлечены в ваше дело, помогут вам, или отшатнутся; примут участие в деле или отторгнут его.

Начиная с ведущего, каждому участнику предлагается по очереди назвать свое имя и сделать характерный для него жест.

Затем следующий участник повторяет сказанное и показанное предыдущим и далее называет свое любимое имя и показывает свой жест.

Последним завершает цепочку информации всей группы ведущий. Возможны подсказки.

Упражнение 3. "Говорилки"

По желанию три человека выходят за дверь. Остальные участники становятся наблюдателями. Их задача - молчать и смотреть за тем, что будет происходить.

В класс заходит первый доброволец и получает от ведущего некоторое сообщение, например:

"Директор гимназии сказала, что Ирина Юрьева победила в конкурсе про амурских тигров, поэтому учитель биологии ждет ее в Московском зоопарке 15 февраля в 17 00 в среду, это когда у нас физкультура и мы бежим кросс. Нужно не забыть свою работу, не опоздать к началу и предупредить классного руководителя, что кабинет убирать некому".

Получив это сообщение, "номер первый" пересказывает его вызванному в класс "номеру второму" и так далее по цепочке.

"Номер третий", выслушав информацию, пересказывает ее еще раз для всех присутствующих, после чего ведущий предлагает наблюдателям попробовать собрать текст. Они-то слышали его три раза.

И, наконец, ведущий зачитывает текст исходного сообщения.

В процессе обсуждения выясняется, что часть информации просто забылась, а часть почему-то исказилась до неузнаваемости.

Для преодоления барьера запоминания необходимо:

- начать с главного;

- говорить кратко;

- соблюдать логику.

Барьер понимания может быть разрушен, если:

- говорить разборчиво;

- громко и четко;

- понятными всем словами.

(Если время позволяет, предлагаем участникам выявить барьеры и назвать пути их преодоления. Если время сильно ограничено, вывешиваем плакат или выносим записи на доску.)

Упражнение 4. "Объяснялки"

Выбираются три добровольца, которые на время покидают класс. За дверью они получают задание: это листки, на которых изображены различные сочетания геометрических фигур.

Нужно объяснить свой рисунок одноклассникам так, чтобы у них получились именно такие картинки. Первый объясняет жестами, второй только словами, а третий - всеми возможными способами.

Участники должны внимательно выполнять задания диктующего. Но первого ни в коем случае нельзя ни о чем переспрашивать. Второго можно спрашивать только так, чтобы он мог отвечать только "Да" или "Нет". Третьему можно задавать любые вопросы.

По итогам обсуждения решаем, что во время общения необходимо использовать все возможности: слова, жесты, позы, чтобы лучше донести свои мысли. А если во время общения, ты чего-то недопонял, то нужно задавать уточняющие развернутые вопросы.

Упражнение 5. "Отвечалки"

Каждому участнику раздаётся самоклеющийся листок, чтобы ответить на вопрос "Что нужно сделать, чтобы тебя поняли правильно?" Если занятие понравилось, предлагается нарисовать веселый смайлик, если нет - грустный. Листки приклеиваются к общему плакату, который является итогом работы групп.

Такие плакаты теперь есть и у меня в кабинете и во многих классных комнатах. А слова "Он меня не так понял" я слышу все меньше и меньше. Чего и желаю всем педагогам психологам.