Пояснительная записка
Современный урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность, изменяется роль и функция учителя и ученика на уроке.
На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает определить цель деятельности, пути и способы ее достижения, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке – самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала.
Примечание: Парацентрическая технология предусматривает оценивание знаний и умений учащихся только в конце изучения темы, т.е. (итоговый контроль), что снижает интерес в ходе изучения и освоения каждого средства обучения, а также не отражает реальной картины пробелов в знаниях учащихся, предлагаю оценивать учащихся по каждому средству обучения. Таким образом, за два урока каждый учащийся получает четыре оценки: три оценки за выполнение работ по средствам обучения и одну оценки за итоговую работу.
“Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы”.
М. Монтень
Цель работы:
1.Обеспечить формирование знаний у учащихся о сухих и сочных плодах на примере растений Омской области, используя как метод обучения – лабораторную работу.
2.Формировать умение классифицировать плоды по признакам.
ООУН:
1. Умение применять ранее полученные знания при изучении нового материала.
2. Умение работать с понятиями и рисунками учебника при изучении нового материала и итоговом закреплении.
3. Умение работать с лабораторным оборудованием и лабораторными объектами.
Технологическая карта двух уроков по теме “Плоды”
№ | Тема урока | ОУУН | Тип и методы урока | Обратная связь | Средства обучения |
1, 2 | Плоды | 1-3 | Рассказ-беседа Изучения и совершенствования ЗУНИ |
Отвечают на вопросы Выбор информационного листа со С.О., работа со С.О. |
С.О.1. (обязательное) Лабораторная работа
“Ознакомление с сухими и сочными плодами на
примере растений Омской области” С.О.2. Кроссворд “Способы распространения плодов и семян” С.О.3. Загадки о плодах. С.О.4. Лишняя картинка С.О.5. Таблица “Способы распространения плодов” |
2 | Плоды | 1-3 | И.К., обобщение и систематизация, контроль и коррекция | Выполняют проверочную работу или тест | Проверочная работа, тест |
Используемые символы.
- ОУУН – общеучебные умения и навыки
- С.О. – средства обучения
- М.И. – методические инструкции
- О.В. – организационный ввод
- И.К. – итоговый контроль
Что нужно вспомнить.
1. Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.
2. Главные части цветка – пестик и тычинка.
3. Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник располагается на тычиночной нити.
4. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь.
5. В завязи находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
6. Строение семени.
Оборудование.
1. Гербарии, сухие плоды растений (пастушья сумка, горох огородный, пшеница, подсолнечник);
2.Мороженые плоды вишни и томата;
3.Соленые огурцы;
4. Натуральные плоды – яблоко;
5. Чашки Петри.
Структура урока по теме “Плоды”.
1. Мотивация.
Большинство с/х растений человек выращивает ради их плодов или семян, которые употребляются в пищу: яблоки, груши, малина, земляника, огурцы и помидоры. Все плоды разные, и чтобы облегчить изучение плодов, человек придумал их классификацию. Сегодня мы и займемся изучением классификации, ведь знание о плодах помогут нам в дальнейшем более подробно познакомиться с систематикой растений.
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Из какой части цветка образуется плод?
2. Для чего нужны плоды растениям?
3. Какое строение имеют семена однодольных и двудольных растений?
3. Объяснение нового материала.
1. Изучение строения плодов с использованием таблицы “Плоды”.
Околоплодник – разросшиеся стенки завязи, но часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка (основания тычинок, лепестки, чашелистики, цветоложе).
Вопрос: - Из чего образуются семена?
Ответ: - Семена развиваются из семязачатков, находящихся в завязи пестика.
В строении плодов выделяются три слоя:
1. Наружный слой плода может быть кожистый (апельсин) или деревянистый (огурец).
2. Средний - сочный (у сочных плодов).
3. Внутренний – семена.
2. Изучение классификации плодов с использованием рисунков учебника 105, 107, 108, 110, 110; гербарных экземпляров растений Омской области, мороженных томатов и вишни, с последующим составлением схемы и записью ее в тетрадь. (примеры в схеме могут быть дополнены учащимися)
Околоплодник может быть сочным (можно выжать сок) и сухим (демонстрация семени подсолнечника и плода томата).
Внутри плода может быть одно семя – односемянные плоды (демонстрация плодов вишни) и много семян – многосемянные плоды (демонстрация плодов томата).
3. Изучение плодов по способам распространения.
Составление схемы по рисункам учебника 112-113 с последующей записью в тетрадь.
Информационный лист учащегося
№ С.О. |
Вид средства обучения (С.О.) | Содержание средств обучения (С.О.) и методических инструкций (М.И.) |
С.О.1
С.О.2 |
Лабораторная работа “Ознакомление
с сухими и сочными плодами на примере растений
Омской области”
Кроссворд “Способы распространения плодов и семян” |
Выучи схему в тетради “Типы плодов”.
Прочти §30 учебника “Биология”, 6 кл. Пасечник В.В.
Рассмотри рисунки 107, 108, 110, 111 параграф 30 учебника
“Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Заполни таблицу
“Типы плодов”. Выучи схему в тетради “Способы распространения плодов”. Прочти параграф 31 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. и рассмотри рисунки 112-113. Выпиши в кроссворд слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, чтобы буква “О” у них была общая |
С.О.3
С.О.4
С.О.5 |
Загадки о плодах
Лишняя картинка
Таблица “Способы распространения плодов” |
Выучи схему в тетради “Типы плодов”.
Прочти параграф 30 учебника “Биология”, 6 кл.,
Пасечник В.В. Отгадай загадки, указав тип плода. Выучи схему в тетради “Типы плодов”. Прочти параграф 30 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Найди лишнюю картинку из 4 предложенных. Почему она лишняя? Выучи схему в тетради “Способы распространения плодов”. Прочти параграф 31 учебника “Биология”, 6 кл., Пасечник В.В. Заполни 1и 3 столбики таблицы. |
С. О. 1 Лабораторная работа “Ознакомление с сухими и сочными плодами на примере растений Омской области”
Цель: обеспечить формирование знаний и умений учащихся о сухих и сочных плодах односемянных и многосемянных на примере растений Омской области.
Ход работы
Рассмотрите гербарные экземпляры (фасоль, пшеница, пастушья сумка), замороженные плоды томата и вишни, соленые плоды огурцов.
Разделите плоды на две группы (сочные и сухие).
Рассмотрите строение плодов. Сколько у них семян? Пользуясь схемой “Типы плодов” и рисунками учебника 107, 108, 110, 111 параграф 30, найдите названия плодов. Ответ запишите в таблицу.
Типы плодов
Названия растений | Плод сухой или сочный | Количество семян | Тип плода |
1. Фасоль 2. Пшеница 3. Томат 4. Пастушья сумка 5. Огурец 6. Яблоня 7. Вишня |
Методические рекомендации для учителя к подготовке плодов для лабораторной работы
- Огурцы лучше брать крупные (хорошо видны семена) и соленые (лучше сохраняют форму). Томаты же лучше брать мороженые.
- Яблоки брать от яблонь зимних сортов. Очень хорошо сохраняются в прохладном месте, обернутые в бумажные салфетки и присыпанные древесной стружкой плоды “Пепина шафранного”.
- Плоды вишни можно использовать как мороженные, так и из компота.
С.О.2 Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”
С.О. 3 Загадки о плодах
Дом без окон и дверей, как зеленый сундучок,
В нем шесть кругленьких детей, называется… (Стручок)
Одноусый дед в соломину одет.
(Зерновка овса)
Стоит дуб, полон круп, пятачком прикрыт.
(Коробочка мака)
Доброе ядро заключено в слабую скорлупу.
(Орех лещины)
Берега зеленые, вода красная, рыбки черные.
(Арбуз, плод ягода)
С. О.4 Лишняя картинка
Найдите лишнюю картинку из четырех. Почему она лишняя?
С. О. 5 Таблица
Заполни первый и третий столбик таблицы.
Способ распространения плодов и семян | Название растения | Приспособления к распространению |
1. Одуванчик | ||
2. Лопух | ||
3. Вишня | ||
4. Клен | ||
5. Ольха |
Материал для итогового контроля
Проверочная работа по теме “Плоды. Распространение плодов и семян в природе”.
1. Допишите предложение.
Часть плода, внутри которого находятся семена, называют__________, который бывает_______или______.
2. Рассмотрите рисунок и напишите названия плодов.
3. Напишите, как называются плоды перечисленных растений Омской области, а также укажите сочные они или сухие, односемянные или многосемянные.
- Рябина - _________________.
- Кабачок - ________________.
- Смородина - ______________.
- Кукуруза -________________.
- Горох - __________________.
4. Допишите предложение:
Семена в плодах капусты располагаются на ____________, а семена в плодах гороха на _____________.
У плода томата наружный слой кожистый, а внутренний, в котором находятся семена ____________.
5. Рассмотрите рисунок и напишите названия растений и способы распространения их плодов:
Тест “Плоды и семена, их распространение”
Среди перечисленных плодов выбери плод-ягоду:
А) Вишня;
Б) Слива;
В) Крыжовник.
2. У какого из перечисленных растений плод – костянка:
А) Томат;
Б) Черемуха;
В) Смородина.
3. У какого из растений семена расположены на перегородке плода:
А) У фасоли;
Б) У гороха;
В) У капусты.
4. Плоды какого из растений распространяются ветром:
А) Клена;
Б) Фасоли;
В) Лопуха.
5. Какое из растений распространяется животными:
А) Томат;
Б) Рябина;
В) Клен.
Ответы:
1 2 3 4 5
Список используемой литературы.
- В.И. Кузнецова “Уроки ботаники” (пособие для учителя) – М.; “Просвещение”, 1985г.
- П. Рейвн, Р.Эверт, С. Айххорн “Современная ботаника” - М.; “Мир”, 1990г.
- Г.И. Лернер “Ботаника 6-7 кл.” (тесты, задания, контрольные работы) – М.; Аквариум, 1998г.
- В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. “Занимательная ботаника” - М.; “АСТ – ПРЕСС”, 1999г.
- В.В. Пасечник, Т.А. Снисоренко “Рабочая тетрадь” (к учебнику Пасечника В.В. “Биология 6 кл.”) - М.; Дрофа, 2000г.
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник “Тематическое и поурочное планирование” (к учебнику Пасечника В.В. “Биология 6 кл.”) - М.; Дрофа, 2000г.
- В.В. Пасечник “Биология 6 кл.” (учебник) – М.; “Дрофа”, 2000г.
- И.В. Душинина; В.Б. Пятунин; Методика и технология обучения географии в школе (учебное пособие) – М.; АСТ “Астрель”, 2002г.
- Э.Ф. Илларионов “Поурочные разработки по биологии 6 (7) кл.” - М.; “ВАКО”, 2003г.
- Н.И. Сонин “Биология 6 кл.” (пособие для учителя, лучшие нестандартные уроки) –М.; АЙРИС ПРЕСС, 2004г.
- А.И. Никишов, “Тетрадь для оценки качества знаний по биологии” (к учебнику Пасечника В.В. “Биология 6 кл.”) – М.; Дрофа, 2005г.
- Н.Ф. Дик “Как стать лучшим учителем” - Ростов-на-Дону, Феникс,2006г.
- Интернет-сайт: http://temref.narod.ru/botany/47htme и 50htme.