Развитие классного коллектива в ходе занятий в театральной студии

Разделы: Классное руководство


Вступление

Когда я начала работать с очередным 1-м классом, то поняла, что проблем с детьми будет немало. Многие из них страдали чрезмерной закомплексованностью, на уроках боялись ответить неправильно. Речь, мышление и воображение были у первоклассников развиты слабо.

Прошел год, а проблемы не были решены, остались на прежнем уровне. С большим трудом формировался коллектив – это тоже в немалой степени тревожило меня. Необходима была такая воспитательная система, которая помогла бы мне в решении целого комплекса проблем. Стала искать выход на пути преемственности. В дошкольный период дети много играют и через игры постигают окружающий мир, характеры людей. В школе же они оказываются в других условиях: жесткая образовательная структура, акцентирующая внимание на интеллектуальном развитии детей, оставляет мало места развитию у них фантазии, воображения. А всегда ли мы учитываем психофизические качества ученика?

Я поняла, что необходима такая система, которая соединила бы элементы эстетики, риторики, пластики, литературы, музыки, изо и т.д. В рамках урока это сделать сложно, поэтому я решила эту задачу через внеурочную работу. Эта форма способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развитию образного мышления, приближает их к знаниям не только через разум, а и через чувства иллюзии.

Этим средством стала "театральная" студия. Была разработана программа. Пришлось прочитать много литературы, чтобы составить ту программу, по которой сейчас работаем. Очень понравился опыт кинорежиссера, в прошлом преподавателя ВГИКа, Ю.В.Колчеева и учителя Н.М.Колчеевой. Ими была разработана система заданий с использованием приемов театральной студии. Их опыт описан в брошюре "Игры в школе". В целом использовать разработанную программу невозможно, т.к. она предполагает занятия с разновозрастными детьми школьной студии. Но отдельные элементы этой программы я сочла возможным использовать в своей работе.

Объяснительная записка Моя программа рассчитана на 3 года и реализуется в рамках внеклассной работы с учащимися 2-4-х классов.

Ее содержание решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, направлено на совершенствование основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, памяти, воли, иллюзий), формирование наблюдательности публичного выступления.

Программа предполагает интеграцию таких предметов, как чтение, русская культура, русский язык, экология.

Занятия в студии способствуют сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает образное мышление, приближает их к знаниям через чувства, иллюзии.

Программа предполагает вовлечение в деятельность студии родителей обучающихся. Родители – соучастники и зрители.

ПРОГРАММА театральной студии "Волшебная страна".

ИДЕЯ: Развитие творческих способностей каждого ребенка – основа формирования творческого коллектива класса.

ЦЕЛЬ: Обеспечить каждому ребенку условия для максимального развития его творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

– раскрытие индивидуальных способностей ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;

– развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости, публичного самовыражения);

– развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;

– воспитание чувства ответственности перед коллективом;

– обогащение духовного мира.

Работа студии основывается на принципах:

  1. Взаимосвязь внеклассных занятий с классом;
  2. Добровольности;
  3. Равноправия всех обучающихся (хорошо и слабоуспевающих)

РАЗДЕЛЫ:

  1. "Гимнастика чувств" направление – "От пластики к слову".
  2. "Импровизация" направление – "От импровизации к драматургии.
  3. "Творчество" направление "Актерское мастерство".
Раздел "Гимнастика чувств" "Импровизация" "Творчество"
направление "от пластики к слову" "от импровизации к драматургии" " актерское мастерство"
Умение и навыки Организованность, способность взаимодействовать с партнерами;

– развитие зрительного восприятия, зрительной памяти;

– развитие логики, последовательности, завершенность действия;

– речь, дыхание, голос;

– способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.

– видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;

– управлять своим вниманием;

– различать оттенки, анализируя слова и действия;

– четко формировать свои мысли, выступать перед публикой.

– познают основные методы и приемы оформления спектакля (декорации, костюмы, грим, свет, шум, музыка)

– совершенствование

ранее приобретенных знаний.

средства – тренинги концентрации и распределения внимания;

– действия в условиях вымысла;

– действия с реальными т воображаемыми предметами

– пластические задания;

– демонстрация поведения представителей животного мира в природе (без слов)

– показ встречи животных (без слов и со словами)

– работа с воображаемым вместе с партнером

– показ людей разных профессий в работе;

– театр-экспромт

– импровизационные показы, когда при помощи учителя рождаются и закрепляются сюжетные сценки;

– текст и порядок действий;

– инсценировка литературных произведений детских писателей, когда ученику поручается та или иная роль каждому.

Раздел – это определенный этап занятий в студии. Каждый раздел предполагает развитие определенных умений и навыков.

Примерная структура занятий

  1. Упражнение на внимание. 3-5 минут.
  2. Упражнение на развитие речи. 10-12 минут.
  3. Упражнение на пластику движений. 18-20 минут.
  4. Подвижные игры. 5-7 минут.

В первый год опираемся на развивающие игры и упражнения раздела "Гимнастика чувств".

Пластическая выразительность – очень важный прием в работе. Здесь можно использовать материалы художественной литературы (сказки о животных). Сначала мы определяем характер животного: чем отличается от других, как реагирует на окружающий мир, какой он. Заканчивается урок распределением среди детей животных, которых они будут изображать в следующий раз. Вместе с родителями дома дети рассматривают животное, определяют его характер, отличие от других, походку: т.е. все то, что ему поможет погрузиться в образ. Вначале мы не используем речь, только стараемся имитировать поведение изображаемого животного, его движения показать логически оправданным. Когда дети привыкнут к показам, а их действия приобретут логику и "похожесть", вводим сказочный элемент – животные " говорят" человеческим голосом. Очень любят дети задание "Встреча двух детенышей" (например, слоненка и поросенка). Они задают вопросы друг другу и рассказывают о себе, о своем роде, привычках, месте обитания.

На уроках использую упражнения для развития внимания всех видов памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления. Также использую упражнения для развития речевого аппарата.

Если на первом году обучения дети при помощи наших сценических игр учатся слышать, видеть, пластически выражать поведение животных, используя небольшой объем текстового материала, то в следующем году мы приходим к решению более сложных задач: действуем не только от имени животных, но и от своего. Здесь мы уже практикуем игры в театр-экспромт. Предварительно проводим игры, которые помогают научиться принимать выразительные позы и выбирать жесты для воплощения своих действий на сцене. В "театре-экспромте" ученики исполняют различные роли, без всякого заучивания текста, а следуя только развитию сюжета. Например, прочитать один раз сказку "Колобок" и предложить разыграть ее детям на сцене. Третий год обучения включает в себя освоение умений и навыков предыдущих разделов программы и служит подготовкой к творческой деятельности в последующем обучении. На этом этапе не только совершенствуются личные качества учащихся, но и модулируются человеческие отношения: "Чего я хочу, как воздействую на партнера?". "Введение в мастерство" – так можно обозначить этот этап. От ученика уже требуется уметь не только существовать в предлагаемых обстоятельствах, а разрабатывать их самому, предлагать свое решение во взаимосвязи с партнерами, в совместном общении, различать оттенки отношений и соответственно реагировать на них.

Структура занятий может меняться, все зависит от состояния детей, ситуации. Важным условием занятий является сохранение игрового начала. Каждое занятие несет новый элемент (не повторяем одно и то же), упражнение, задание.

Для этого использую график – план занятий (приложение 1)

Интеграция – Работа в театральной студии тесно связана с содержанием программ таких предметов, как русская культура, чтение, русский язык, экология, что позволяет осуществлять на уроках интеграцию.

Русская культура. На уроках дети знакомятся с русскими традициями, фольклором. Обряды – это своеобразные игры-представления. Уже сыграно множество сцен из русского фольклора. На уроках РК дети знакомятся с темой, а затем закрепляют ее на занятиях в студии.

На уроках чтения продолжаю работу, начатую на занятиях в театральной студии. Работаю над выразительностью чтения:

а) провожу упражнения по развитию речи, упражнения с элементами игры, для тренировки дыхания (например, "задувание пламени свечи"), силы голоса, дикции. Здесь использую дыхательную гимнастику Стрельниковой.

б) овладеваем правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением.

в) работаем над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением). Произносим стихотворные строки с различными смысловыми оттенками, с осуждением, похвалой, одобрением.

Обучение чтению художественного произведения по ролям. Перед выразительным чтением обдумываем содержание, представляем себе изображенную картину, стараемся услышать звучание строки, фразы. Развиваем умение планировать, а затем анализируем свое выступление.

Экология. Просмотр документальных фильмов о животных, определяем характер животного, походку, его отличие от других, повадки, как он реагирует на окружающий мир.

Русский язык. Провожу уроки по развитию речи. Сочиняем сказки, сюжеты. Работа над выразительным чтением, интонацией, по орфоэпии (произношению).

На классных часах мы знакомимся с историей театра. Ведется работа по расширению кругозора, воспитанию культурного зрителя.

Наша работа.

Начали с маленьких сценок. Были подготовлены внеклассные мероприятия "Где тепло, там добро", "Висляткин ключ", различные сценки для календарных праздников. Детей это вдохновило, и с октября начали подготовку спектакля "Золушка". Это старая, старая сказка, но как по-новому она зазвучала в представлении юных артистов! Честно говоря, было страшно, что дети не справятся с таким объемом текста. Но они не только выучили свои роли, но и на репетициях подсказывали друг другу. Это был успех! С этого момента началось рождение коллектива. Ведь рождение коллектива происходит не во время первого сбора, а при первом публичном выступлении, при первом успехе.

Сначала в театральной студии занимались 10 человек из 21.После первого показа спектакля студийцев стало больше. Это умные и одаренные дети. Есть среди них и "середняки, но при раздаче и выборе ролей, к ни относятся как к "звездочкам". Это детей окрылило и они делают успехи. (В студии занимается девочка, у которой замедленное произношение слов, но, когда она выступает на сцене, этого не видно.)

Естественно, что с такими детьми приходится дольше работать над ролью. Так, усилиями детей был подготовлен праздник "Масленица". Затем студийцы приняли активное участие в общешкольных мероприятиях, причем уверенно готовили предложенные им сценки за несколько репетиций. Так прошел первый год работы театральной студии.

Второй год начался с подготовки экологической сказки "Синичкин день". В это время в студии занимался уже весь класс. Поэтому сценарий писался на всех. В этом спектакле приняли участие три учителя, одной из них была я. Премьера состоялась 26 ноября. Спектакль был подготовлен за 1,5месяца и показ 2 раза. Длился он 35 минут. Показала эту сказку и на интеллектуальных играх. Декорации и костюмы по традиции готовили вместе с родителями. Дети выросли, многие "разыгрались". Те ребята, которые пришли в студию недавно, держались свободно и совершенно вживались в роли. Думаю, что занятия в студии сплачивают всех, объединяют. Они идут в школу, посещают занятия и все время находятся вместе.

Сразу после спектакля "Синичкин день" стали готовиться к новому. И уже через месяц прошла премьера спектакля "Учись, султан". Этот спектакль имел грандиозный успех. Он превзошел все ожидания. Всегда обидно, когда на постановку спектакля затрачен колоссальный труд, а показывают его только один раз. Поэтому совершенно сознательно было решено показать спектакль несколько раз – отдельно для учащихся и родителей школы, воспитанников соседнего детского сада, обездоленных стариков дома престарелых. Таким образом, спектакль был сыгран несколько раз, и юные актеры в полной мере ощутили, что значит актерский труд. Декорации и костюмы изготовлялись вместе с родителями. Все актеры были загримированы, причем, начиная, со 2 показа спектакля гримировали друг друга самостоятельно. Спектакль длился 45 минут. На все спектакли приглашали телевидение.

Итогом второго года стал спектакль "Сюрприз для Пеппи". Этот спектакль был показан не только в рамках школы, но и для всех воспитанников детских садов города в День защиты детей.

Сейчас взяли к постановке новый спектакль "Смех и слезы" С.Михалкова. Предстоит большая серьезная работа. Надеюсь, что мои дети с ней успешно справятся.

Не будем делать прогнозы, но хочется верить, что юные артисты театральной студии "Волшебная страна" еще очень часто будут радовать своего зрителя новыми и новыми постановками.

Результаты. Все это дает положительные результаты. Повысилась успеваемость и качество обучения:

Класс Русский язык Чтение
успеваемость качество успеваемость качество
2 класс 100% 80% 100% 90%
3 класс 100% 84,5% 100% 93%

Детям очень нравятся творческие задания. Некоторые из детей стали писать стихи. На районной ярмарке "Истоки" Бакунович Таня за свое стихотворение заняла 2 место в номинации "Живое слово".

Все проблемы, которые выявились в первом классе, были решены: развилась память, речь, мышление, воображение. Дети уже не боятся отвечать неправильно. Наоборот, обижаются если их не вызываешь к доске.

Родительские собрания стали привлекательными для родителей.

Дети перестали болеть, т.к. на уроках используется дыхательная гимнастика Стрельниковой.

И самое главное, в классе появился настоящий, сплоченный коллектив.

В любом детском коллективе всегда найдутся талантливые ребята, которые с удовольствием перевоплотятся в любимых сказочных героев. Стоит только предложить им это попробовать, и будьте уверены, процесс работы над представлением целиком захватит не только их, но и вас. Попробовав однажды, вы продолжите работу с театральным коллективом, получая от этого огромное удовольствие и принося радость своим зрителям.

Давно доказано: если нам нужен человек мыслящий, нравственно и физически здоровый, необходимо, чтобы процесс его обучения был не механическим, а творческим, развивающим.

Театр – это как раз тот "педагогический канал", через который мы можем доступно и прочно вносить в сознание и душу ребенка здоровые начала.

Ведь театр – волшебная страна.

Выводы:

  1. У детей появились расширенные знания о русской культуре и фольклоре.
  2. Установилось тесное сотрудничество с родителями.

Список литературы.

  1. Журнал "Культура здоровой жизни" №2,№3; 2002 г.
  2. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Активизация учебной и внеклассной деятельности.
  3. Учебно-методическое пособие классному руководителю, издательство ВЛАДОС, 2001 г.
  4. Классному руководителю о воспитательной работе класса. Методическое пособие. У.Н.Степанов, 2000 г.
  5. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. Просвещение, 1992 г.
  6. Сергеева В.П. Классному руководителю о современной школе, 2002 г.
  7. Журнал "Классный руководитель"№5, 2004 г.
  8. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Искусство 1967 г.
  9. Шмаков С. Безбородов Н. От игры к самовоспитанию. Новая школа, 1993 г.