Цели урока: (Слайд № 2)
- продолжить знакомство с галогенами на примере их важнейших соединений;
- рассмотреть качественные реакции на галогенид-ионы;
- познакомить с природными соединениями галогенов.
Задачи.
- Обучающие. Повторить, обобщить, закрепить и конкретизировать на материале химии галогенов такие важнейшие понятия, как "химическая связь", "кристаллические решётки", "окисление и восстановление", "скорость химической реакции" и т.д.
- Развивающие. Развивать наблюдательность, память, мышление, умение обобщать и делать выводы, интерес к предмету.
- Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, наблюдательность при просмотре демонстрационных опытов; умение находить и решать проблемы.
Тип урока: комбинированный (с использованием ИКТ и элементами исследовательской работы).
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Демонстрационные образцы: образцы природных минералов (галит, сильвин, сильвинит, плавиковый шпат, криолит).
Реактивы и оборудование:
1) растворы NaCI, NaBr, NaI, NaF, AgNO3, CaCI2 в склянках, пробирки - 5 шт., штатив для пробирок - 1 шт., пипетки - 6 шт. (на каждую парту);
2) раствор HCI, лакмус, гранулы цинка, порошок CaO, растворы NaOH, Na2CO3, CuSO4, AgNO3, пробирки - 6 шт., штатив для пробирок - 1 шт., пипетки - 3 шт., пинцет (демонстрационный комплект).
Измерители качества знаний: карточка-тест для каждого учащегося.
План урока: (Слайд № 3)
1. Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты.
2. Соляная кислота и её свойства.
3. Соли галогеноводородных кислот. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы.
4. Природные соединения галогенов.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
На каждом столе учащихся заранее приготовлены реактивы и оборудование, блок-схемы "Галогены" и карточка-тест с чистым тетрадным листком.
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
Фронтальная беседа:
- В какой группе находятся галогены в таблице Менделеева?
- Сколько электронов содержат их атомы на внешнем энергетическом уровне?
- Какие степени окисления проявляют галогены в соединениях?
- Как изменяются физические свойства галогенов по группе?
- Как проявляется химическая активность галогенов по группе?
- Дать этому подтверждение на примере взаимодействия галогенов с солями галогеноводородных кислот.
- Как переводятся названия галогенов с греческого языка?
Тестирование (Приложение № 1).
III. Изучение нового материала.
Галогеноводороды (можно выразить общей формулой HГ) - это газы (кроме HF), с резким запахом, очень токсичны, хорошо растворимы в воде (Слайд № 4). Так, например, в одном объёме воды растворяется 517 объёмов газообразного хлористого водорода. Атом галогена в галогеноводороде находится в низшей степени окисления, поэтому галогеноводороды - восстановители. Атомы галогена и водорода в молекуле галогеноводородов связаны между собой ковалентной полярной связью, кристаллическая решётка в соединениях - молекулярная.
Вопрос 1: Что характерно для соединений с молекулярной кристаллической решёткой? (Летучесть и наличие ковалентной связи).
В ряду HF - HCI - HBr - HI уменьшается прочность молекул, так как увеличивается радиус атома галогена, уменьшается его ЭО (Слайд № 5). Отсюда сила кислот, образуемых при растворении галогеноводородов в воде увеличивается: самая сильная кислота в этом ряду HI.
Вопрос 2: От чего зависит сила кислоты? (От концентрации катионов водорода в растворе).
Остановимся более подробно на свойствах хлороводорода и соляной кислоты, так как они являются наиболее технически важными соединениями в химической промышленности.
Хлороводород HCI - это бесцветный газ с резким неприятным запахом, тяжелее воздуха (Слайд № 6). Он относится к числу наиболее растворимых в воде газов (какова его растворимость в воде?). В промышленности хлороводород получают синтезом из водорода и хлора:
H2 + CI2 = 2HCI.
В лабораторных условиях для получения хлороводорода используют реакцию, проводимую при нагревании:
2NaCI(крист) + H2SO4(конц) = 2HCI(г) + Na2SO4(крист).
Вопрос 3: Почему происходит данная реакция необратимо? (Т.к. образуется летучая HCI и уходит из зоны действия).
Соляная кислота HCI - водный раствор газа хлороводорода. Получают растворением хлороводорода в воде, раствор с концентрацией 36% называют концентрированным (Слайд № 7). Концентрированная соляная кислота НСI на воздухе "дымит" и имеет резкий запах, токсична.
Рассмотрим основные химические свойства соляной кислоты. (Учитель демонстрирует все нижеописанные реакции. Учащиеся получают задание - написать самостоятельно дома уравнения для каждой реакции).
Изменение цвета индикатора.
HCI + лакмус -> красный цвет.
Взаимодействие с металлами.
HCI + Zn -> соль + Н2^ (реакция замещения)
Вопрос 4: При каких условиях реакция идёт по данной схеме?
1. Если металл стоит в ряду напряжений до водорода. 2. Если это - не щелочной металл. 3. Если - образуется растворимая соль).
Взаимодействие с амфотерными и основными оксидами.
HCI + CaO(осн. оксид) -> соль + вода (реакция обмена)
Взаимодействие с основаниями (реакция обмена).
а) растворимое основание
HCI + NaOH -> соль + вода (реакция нейтрализации)
б) нерастворимое основание
HCI + Cu(OH)2 -> соль + вода (растворение осадка)
Взаимодействие с солями (реакция обмена).
Реакция идёт, если:
а) образуется газ
HCI + CaCO3 -> новая соль + новая слабая кислота } -> вода + газ
б) образуется осадок
HCI + AgNO3 -> новая нерастворимая соль + новая кислота
Соли галогеноводородных кислот - галогениды (Слайд № 8). Галогеноводородные кислоты образуют соли: фториды, хлориды, бромиды, иодиды. Все соли галогеноводородных кислот имеют ионный тип химической связи и, соответственно, ионную кристаллическую решётку.
Вопрос 5: Какие физические свойства характерны для веществ с ионной кристаллической решёткой? (Прочные, но хрупкие).
Рассмотрим таблицу, из которой видно соответствие: галогеноводородная кислота - название соли.
Названия галогеноводородных кислот и их солей. Таблица 1.
Формула кислоты | Название | |
кислоты | солей | |
HF | фтороводородная | фториды |
HCI | хлороводородная | хлориды |
HBr | бромоводородная | бромиды |
HI | иодоводородная | иодиды |
Для определения в растворе хлорид-, бромид-, и иодид-ионов используют реакцию с нитратом серебра AgNO3. С помощью этого же реактива можно различить каждый ион, так в ходе реакции получаются разного цвета осадки.
Вопрос 6: Как в химии называются такие реакции? (Качественные).
У каждого на столе в контейнере в штативе стоят 5 пронумерованных пробирок и растворы солей галогеноводородных кислот, а также два реактива на галогенид-ионы.
Прежде, чем приступить к самостоятельной исследовательской работе, прочтите внимательно инструкцию, в которой описан ход работы (Приложение № 2).
Какие у вас будут вопросы? Если вопросов нет, то вопрос у меня.
Вопрос 7: Какое количество необходимо наливать в пробирку исследуемого раствора и реактива на определение галогенид-иона?(около 1 мл исследуемого раствора и несколько капель реактива на определение галогенид-иона).
Качественные реакции на галогенид-ионы (Слайд № 9).
А теперь проверим, как вы усвоили материал. На слайде № 10 представлен кроссворд и задания к нему.
По вертикали:
1. Соли иодоводородной кислоты. 2. Соли соляной кислоты.
По горизонтали:
3. Соли фтороводородной кислоты. 4. Соли бромоводородной кислоты.
Дать названия следующим солям: BaCI2, CaF2, AICI3, AgI. Определите растворимость данных солей, используя таблицу растворимости.
Природные соединения галогенов. Галогены в природе существуют только в связанном состоянии, так как обладают высокой окислительной способностью
(Слайд № 11). Среди них наиболее распространены хлор и фтор.
Природные соединения галогенов представлены в таблице № 2.
Природные соединения галогенов. Таблица № 2.
Название природного соединения | Формула природного соединения | Где встречается в природе |
галит | NaCI | Природные минералы |
сильвин | KCI | |
сильвинит | KCI * NaCI | |
флюорит или плавиковый шпат | CaF2 | Природный минерал, составная часть апатитов и фосфоритов |
бромиды | NaBr, KBr | Концентрируются в водах океанов и морей, в водах буровых скважин, а также в водорослях |
иодиды | NaI, KI |
Показывается учащимся коллекция минералов.
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 19, упр. 4; задания, полученные на уроке (Слайд № 12).
Список литературы
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
- Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". - М.: Издательство "Экзамен", 2006.
- Снигирёва Е.М. Тематическое и поурочное планирование по химии: 9-й кл.: к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". - М.: Издательство "Экзамен", 2006.