Человек в системе глобальных проблем

Разделы: География


Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования

Форма урока: групповая работа с элементами диалогового взаимодействия

Цель урока: подвести учащихся к осознанию роли и места человека в современной социокультурной ситуации, развивать навыки диалогового взаимодействия.

Задачи урока:

  • Cформировать представление по новой теме;
  • Продолжить работу по развитию навыков исследовательской деятельности;
  • Формировать умение доказательно аргументировать и излагать собственное мнение;
  • Формировать навыки работы с дополнительными источниками информации;
  • Развитие логического мышления;
  • Способствовать формированию интереса к теме.

Оборудование и материалы:

Для основной части: на столах листы с цитатами из различных источников по теме "Глобальные проблемы современности", таблички со словами "Антропоцентризм", "Космоцентризм".

Для творческой работы: листы ватмана по количеству групп, на каждом рабочем столе - набор фломастеров, тюбик клея, ножницы, старые журналы с иллюстрациями, скотч.

Ход урока

В классе организовано 4 рабочих стола, на каждом столе лежит квадрат из цветной бумаги - жёлтый, белый, красный, синий.

При входе в класс учащиеся получают жёлтый, синий, красный или белый жетон и садятся за рабочий стол с соответствующим им жетону цветом.

Учитель ставит цель урока:

- Сегодня на уроке мы постараемся выяснить: "Что такое глобальные проблемы современности? Какие проблемы можно отнести к глобальным?"

- У вас на столах есть словари. Найдите, пожалуйста, объяснение слову "Глобальный, глобальные проблемы".

(На доску вывесить печатные определения).

- Глобальные проблемы имеют несколько характерных признаков:

1. Они носят планетарный характер и касаются каждого жителя Земли.

2. Они образуют систему, в которой все теснейшим образом взаимосвязаны. Решение одной проблемы невозможно без решения остальных.

3. Они могут предопределять дальнейший ход истории человечества.

4. Их решение возможно только усилиями мирового сообщества.

Итак, мы видим, что тема разговора очень серьезная.

Слово учителя:

- А теперь обратимся к печатным листкам на ваших партах, где есть цитаты и описаны некоторые факты. Определим, о каких проблемах идет речь. (Учащиеся делают акцент на признаках и особенностях глобальных проблем).

После обсуждения цитат от каждой группы выходит представитель к доске и записывает выявленную проблему:

- экономическая;

- демографическая;

- межнациональных отношений;

- энергетическая;

Заключение учителя:

- Это только малая часть глобальных проблем из тех, что существуют на Земле. (На доску вывесить схему "Классификация глобальных проблем" см.приложение).

Учитель обращается к учащимся с вопросом:

-Почему вплоть до середины XX века в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? (учащиеся обсуждают в группах и высказывают свои точки зрения, учитель может делать свои пояснения)

Запись в тетрадь:

Причины появления глобальных проблем:

- глобализация мира;

- огромные масштабы человеческой деятельности неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Слово учителя:

- Какое место занимает человек в системе глобальных проблем? Но прежде чем ответим на этот вопрос, давайте познакомимся с новыми понятиями: "Антропоцентризм", "Космоцентризм". Мы впервые знакомимся с этими научными понятиями. У нас есть толковый словарь и словарь иностранных слов, при помощи которых мы определим и найдем значение этих слов.

(Ребята работают со словарем).

Узнав значение слов, учащиеся с помощью учителя приходят к выводу, что Антропоцентрическая позиция может привести к катастрофическим последствиям, так как человек есть часть природы, часть мира.

Более современной позицией становится космоцентрическая, где человек рассматривается в неразрывной связи с окружающим миром и несет ответственность за свои действия и их последствия.

Вопрос учителя к учащимся:

- Как вы считаете, нужно ли изучать в школе глобальные проблемы и все что с ними связано? Почему?

Идет обсуждение в группах, учащиеся высказывают свои суждения.

Учитель подводит итог:

- Значит, знания о состоянии планеты, о проблемах природы, общества и человека, нужны прежде всего, для того, чтобы предотвратить возможные негативные последствия человеческой деятельности, а так же для того, чтобы найти свое место в мире и самореализоваться в постоянно меняющихся условиях.

Обращение учителя к ребятам:

- А теперь перейдем к творческой части нашего урока. У вас на столах есть листы ватмана, ножницы, фломастеры, клей и старые журналы. Вам необходимо за 10 - 12 минут создать плакат, в котором вы бы отразили тему нашего урока: "Человек в системе глобальных проблем". Все материалы можно использовать по вашему усмотрению. Журнал можно разрезать, вырезать из него особые фрагменты. В работе участвовать должны все члены группы. Каждый должен найти свое место в создании проекта.

Идет работа в группах, в кабинете звучит музыка. Учитель наблюдает за работой групп, просматривает результаты, и помогает, направляет.

После окончания работы представители от групп защищают свой проект. Плакаты закрепляются на доске. Оценивается идея, полнота представленной темы, оригинальность :

Заключение по уроку.

Задание урока для всех было одинаковым, условия работы и материалы - тоже. Однако все работы получились разными. Это еще раз доказывает, что все мы разные, по разному воспринимаем этот мир, все явления и события, происходящие в нем, но есть и общее, что нас объединяет - мы все жители планеты Земля и мы все в ответе за то, что на ней происходит и будет происходить.

Спасибо всем за урок, за ваше творчество.

Классификация проблем (приложение 1)