Использование игровых технологий на уроках химии

Разделы: Химия


"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пред -
ставлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". (В.А.Сухомлинский)

В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.

Проблемы повышения эффективности преподавания химии в школе решают различными методами, например внедрением в учебный процесс дидактических игр.

В целом дидактические игры направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определённого успеха появляется желание играть вновь и вновь.

Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая задача игры - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлечённости, которую создаёт игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся в выполнении учебных задач.

В дидактической игре создаются условия для формирования положительных познавательных мотивов в обучении химии через увлекательные задания и конкурсы.

Активное участие в игре способствует развитию воображения и мышления, а это, в свою очередь, оказывает влияние на степень развития учебной деятельности и результаты обучения в целом.

В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра - это коллективная форма работы. В процессе её подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т.е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера.

Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживлённой, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками.

Несомненно, дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Обучение нельзя превращать в игру. Дидактическая игра - это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.

Целью данной работы является обобщение методического опыта по проблеме: "Использование игровых технологий для повышения мотивации обучения химии".

Теоретическая часть.

Основные функции игры.

Анализ психолого - педагогической литературы по теории игры в целом позволяет представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в их игровой деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений. Функции игры - это её разнообразная полезность. Назову наиболее важные функции:

- Эмоциогенная функция.

Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, чувство страха, ощущение неизвестности и таинственности:Но игра - не просто развлечение, а особый етод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.

- Диагностическая функция.

Игра обладает предсказательностью, убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений(физических сил, интеллекта, творчества). Ребёнок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности.

- Релаксационная функция.

Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение,

вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.

- Компенсаторная функция.

Реализация идеи дополнения жизни: взрослый "пробует", "переживает" в игре уже не использованные возможности жизни; ребёнок "примеривает" ещё не использованные, не выбранные возможности. "Инобытие" игры даёт возможность органичного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.

- Коммуникативная функция.

Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.

- Функция самореализации.

Процесс игры - это всегда пространство для самореализации её участников, уникальная возможность для человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

- Социокультурная функция.

Игра - сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка.

- Терапевтическая функция.

Опираясь на вывод Э.Берна о том, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие, игротерапевты используют игры для

Снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения и ободрения ребёнка, преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Чем богаче спектр того, что делает действительно полезной ту или иную игру, тем большей жизнеспособностью обладает эта игра.

 Дидактические игры в процессе обучения.

Для лучшего представления влияния дидактических игр на повышение эффективности обучения целесообразно выделить три наиболее значимые и обязательно присутствующие функции игр - воспитывающую, дидактическую, развивающую. Кроме того, важнейшее значение имеет такое свойство игры, как занимательность. Проследить действие этих функций и занимательности на процесс обучения можно с помощью схемы 1.

В начале подготовки или проведения дидактической игры необходимо использовать её занимательность, которая реализуется с помощью игровых атрибутов, вспомогательных средств или оригинального объявления о начале игры и привлекает внимание учеников.

Например, при проведении игры "Двойняшки"   учащиеся обращают внимание на плакат с красочными символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники, а в игре "Бегунок" они видят игровой мяч, и их внимание привлекает не сам предмет, а его присутствие на уроке. Тут же меняется эмоциональный настрой в классе. Учащиеся, сосредоточившись, внимательно слушают условия проведения игры, которые побуждают их к игровой деятельности.

Элементы забавы служат также средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что способствует повышению результатов обучения, так как для победы в дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета.

Безразличие к учёбе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы и т.д. Например, для победы в игре "Двойняшки" надо хорошо выучить и усвоить знаки изучаемых химических элементов. Для того чтобы быть первым в игре "Руки вверх", необходимо иметь верное представление о признаках химической реакции и физических явлений, их проявлении в окружающей среде.

Ещё одним фактором формирования познавательного интереса в ходе дидактической игры служит проблемная ситуация, когда ученики, например совершая путешествие в страну "Химия", должны объяснить с научной точки зрения сущность химических процессов, происходящих в природе и окружающей действительности. Одни вопросы и задания требуют применения ранее полученных знаний, проявления сообразительности, другие - эрудиции и использования дополнительной

информации. Необходимо отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения.

Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной разрядкой напряжённой обстановки в классе и способствуют концентрации внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым материалом. В ходе проведения дидактической игры развиваются разносторонние мотивы детей. Одних привлекает игровой мотив - соревнование, они много фантазируют или увлекаются азартной обстановкой. Для других главный мотив - познавательный.

Дидактические игры, различные по цели, форме, содержанию, в сущности своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение материала, его повторение, обобщение, облечённые в занимательную форму. Занимательность при этом является только средством, подчинённым целям обучения, воспитания и развития.

Ведущей функцией дидактической игры должна быть образовательная функция, которая является основной потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы. Например, при изучении темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева" учащиеся 8 класса должны усвоить понятие о классификации химических элементов путём историко-логического подхода. В процессе проведения дидактической игры в занимательной форме с помощью карточек и привлечением метода историзма ученики познают последовательность становления и развития периодического закона, периодической системы и их научный смысл. Усвоив в наглядной и доступной форме основные принципы построения периодической системы, ученики используют их при изучении строения вещества, химии элементов и т.д. В этом случае дидактическая игра исполняет роль средства, с помощью которого организуется процесс усвоения, отрабатываются, совершенствуются знания учащихся о металлических и неметаллических свойствах, об основных классах неорганических веществ, генетической связи неорганических веществ и основных законов химии.

Воспитывающая функция дидактической игры проявляется через воспитание положительного отношения к предмету, желание изучать химию, трудолюбие и усердие в познании нового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируется умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремлённость, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные учащиеся прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр "Химическая тайнопись", "Кто лишний?", "Сколько знаков?", "Найди ошибку" и др. (см.Приложение1) ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т.е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.

Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения - образовательных, воспитывающих и развивающих.

Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

Обучение нельзя превращать в игру. Игра - не самоцель, а средство обучения, способствующее активизации учебной деятельности школьников, применение которого в сочетании с другими средствами должно внести свой определённый вклад в решение учебно-воспитательных задач общеобразовательной школы.

Схема 1. Влияние дидактической игры на эффективность обучения химии

Схема 2. Алгоритм составления дидактической игры