В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Работа по созданию Управляющего совета в нашей школе началась с 2007 года, когда школа стала пилотной по введению новой системы оплаты труда. Органами самоуправления в школе тогда были попечительский совет, родительский комитет, родительское собрание, педагогический совет школы, собрание работников школы, Совет старшеклассников, Детская организация "Кэскил", которые, в сущности, не занимались вопросами стратегического развития школы. Тогда как в условиях реализации концепции модернизации образования необходимость наличия хорошо продуманных программ развития школ стала очевидной. При этом программы развития могли быть реально осуществимы только при взаимодействии всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, учащихся. Поэтому создание управляющих советов стало велением времени.
При создании управляющего совета у нас появилось множество вопросов:
- Каковы управленческие компетенции управляющего совета? Чем он вправе управлять и что он может решать?
- Как организовать реальную работу управляющего совета, если его председатель не входит в состав школьной администрации, а среди управляющих есть люди, не работающие в школе?
- Будет ли деятельность управляющего совета действительно управленческой?
Мы подумали, что количество членов управляющего совета не должно быть очень маленьким или очень большим. Важно, чтобы он был работоспособным, выполнял поставленные перед ним управленческие задачи.
Семинар на тему "Управляющие советы: назначение, сущность, деятельность", проведенный для коллектива школы муниципальным управлением образования, позволил понять педагогическому и родительскому коллективу, что управляющие советы действительно могут стать основой государственно-общественного управления в школе. На данном семинаре была создана творческая группа для разработки Положения об управляющем совете, а также комиссия по подготовке публичного доклада за учебный год. В их состав вошли не только учителя, но и родители, и учащиеся.
После проведенной подготовительной работы на общешкольном родительском собрании с участием членов совета старшеклассников был избран Управляющий совет школы в количестве 11 человек (5 родителей, 3 педагога, 2 учащихся, 1 представитель учредителя). Были определены следующие основные функции управляющего совета:
- Принятие Устава общеобразовательного учреждения, изменений и дополнений к нему;
- Утверждение программы развития школы;
- Установление продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;
- Принятие решения об исключении обучающегося из ОУ;
- Принятие решения о введении единой формы одежды для обучающихся;
- Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
- Слушание отчета руководителя ОУ по итогам учебного и финансового года;
- Утверждение расчетов стимулирования учителей;
- Ежегодное представление общественности доклада о состоянии дел в общеобразовательном учреждении.
Одной из важных работ управляющего совета школы стало утверждение "Положения о распределении симулирующей части фонда оплаты труда ОУ". В этом положении отражены система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения, механизм и порядок распределения Управляющим советом ОУ стимулирующей части заработной платы, показатели оценки качества деятельности работников ОУ (полугодовые), перевод баллов в систему выплат. Показателями оценки качества деятельности учителей являются:
- учебные и внеучебные достижения обучающихся, которые рассматриваются по итогам контрольных и экзаменационных работ, участия в предметных олимпиадах, научно- практических конференциях, интеллектуальных, творческих конкурсах, спортивных и туристических соревнованиях;
- социализация обучающихся - наличие и уровень реализации программ развития классного коллектива, мониторинг воспитанности учащихся, участие обучающихся в органах самоуправления (для классных руководителей), решение конфликтных ситуаций в классном коллективе и обучаемом классе (ученик-учитель, ученик - ученик), продолжение обучения в учреждениях профессионального образования, качество образования (индекс психологического благополучия, успехи в учебе), сохранение и укрепление здоровья обучающихся (индекс здоровья, проведение классных спортивных мероприятий, участие в соревнованиях), воспитание обучающихся (проведение открытых классных часов, внеклассных мероприятий, активное участие класса в общешкольных мероприятиях);
- профессиональный рост учителя - применение педагогических технологий в образовательном процессе, участие в педагогических чтениях, научно-практических конференциях и семинарах, наличие публикаций, авторских разработок, участие в профессиональных конкурсах, общественной работе.
Оценка со стороны родителей и обучающихся деятельности учителя проводится через анкетирование.
Оценка со стороны родителей
учителей-предметников
(данные анкетирования, проводимого психологом
или социальным педагогом)
Создание социально-психологического климата в обучаемом коллективе | Учитель создает благоприятный
социально-психологический климат в классе -
ответ "да": - 80-100 % 60 - 79 % 40 - 59 % 20 - 39 % |
баллы |
Индивидуальный подход к обучающимся | Учитель осуществляет
индивидуально-дифференцированный подход к
обучающемуся - ответ "да": (как первый показатель) |
|
Отношение к учащимся | Учитель уважает личность обучающегося
- ответ "да": - 91 - 100 % 70 - 90 % 50 - 69 % |
|
Качества личности учителя | Учитель тактичен, требователен - ответ
"да": - (как 3 показатель) |
Оценка со стороны обучающихся
учителей-предметников
(данные анкетирования, проводимого психологом
или социальным педагогом)
Индивидуальный подход к обучающимся | Учитель осуществляет
индивидуально-дифференцированный подход к
обучающемуся - ответ "да": (как показатели родителей) |
ответ |
Преподавание предмета | Учитель доступно объясняет предмет -
ответ "да": - |
|
Выставление отметок | Учитель объективно выставляет отметки
- ответ "да": - |
|
Качества личности учителя | Учитель тактичен, требователен - ответ
"да": - |
Оценка деятельности заместителя директора по учебной работе проводится по показателям:
- Обеспечение доступности и качества общего образования - реализация в школе предпрофильной подготовки, профильного обучения в школе, отсутствие отчислений из ОУ в 1-9 классах, сохранение 97% контингента обучающихся по отчету ОШ -1, сохранение 98% контингента в 10 - 11 классах;
- Кадровые ресурсы - укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав (с высшим образованием - 60%, с высшей категорией 30%, с 1 категорией - 40 %), стабильность педагогического коллектива, сохранение 95% педколлектива ежегодно, 100% молодых учителей, соответствие решений школьной аттестационной комиссии решениям муниципальной аттестационной комиссии;
- Эффективность управленческой деятельности - ведение мониторинга учебного процесса и принятие на основе анализа управленческих решений, выполнение плана ВШК, высокий уровень организации и проведения итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление документации и т.д.), отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций и уровень решения конфликтных ситуаций, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, освоение эффективных методик управления педагогическим персоналом, наличие доступной и открытой информации о ситуации в школе;
- Результативность обучения и воспитания в школе - достижение 100% успеваемости и 70% качества обученности по итогам года, достижения обучающимися высоких показателей качества в сравнении со среднеулусными показателями, доля призеров улусных олимпиад (40% от общего количества участников олимпиад), наличие выпускников 11 классов, награжденных медалями; доля выпускников (более 80% от общего количества выпускников), продолжающих обучение после окончания школы в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ; участие во внешкольных методических и педагогических чтениях, участие во внешкольных методических и педагогических чтениях, высокий уровень проведения научно-методической работы (семинары, педсоветы).
Отдельные показатели имеются для оценки деятельности заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной части, социального педагога, психолога, педагога-организатора, библиотекаря, руководителей кружков, медицинского работника, технического персонала.
В первый год работы было трудно и членам управляющего совета, и администрации. Не все задуманное было сделано, но можно сказать, что были достаточно хорошо реализованы проекты по вовлечению граждан в общественное управление школой. Так, впервые было организовано широкое обсуждение публичного отчета школы, в котором приняли участие и родители, и учащиеся, и педагогический коллектив, и общественность села. В частности, публичный отчет был размещен на компьютерах в кабинете информатики, и каждый желающий учащийся мог ознакомиться с его содержанием, в электронном варианте отправлен тем, у кого дома имеется компьютер, текст публичного отчета в свободном доступе имелся в учительской, был передан администрации наслега. Такая информационная работа имела свои плоды: на общешкольном родительском собрании, на котором был представлен публичный отчет школы за учебный год, приняло участие максимальное количество родителей.
Кроме того, члены управляющего совета принимали участие в утверждении стимулирующей части ФОТ педагогов школы, в определении режима работы школы, приоритетности учебных предметов.
В 2008 году Управляющий совет школы подал заявку для участия школы в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта "Образование". По итогам конкурса наша школа стала победителем, получила грант Президента РФ. Это было самым большим достижением не только всего коллектива школы, но вместе с тем и совместной деятельности администрации и управляющего совета школы.
Одной из проблемных направлений работы управляющего совета является решение финансовых вопросов. Каким образом управляющий совет школы может улучшить положение школы в таком важном для школы вопросе, как поиск и привлечение внебюджетных средств, рациональное расходование бюджетных средств? Для этого члены управляющего совета должны знать, как финансируется школа, из каких источников и т.д. Но до сих пор по данному направлению наш управляющий совет испытывает большие трудности.
Отрадно заметить, что деятельность управляющих советов в нашей республике законодательно закреплена. Так, в 2009 году Постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принят Закон "О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного и общего образования в РС(Я)". Этот закон призван "обеспечить усиление общественного участия в управлении дошкольным и общим образованием, рост влияния общества на качество дошкольного и общего образования, его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности в сфере дошкольного и общего образования, открытость информации о его развитии". В статье 9 данного Закона четко определены полномочия управляющего совета образовательного учреждения. К ним относятся:
- участие в разработке образовательной программы;
- утверждение Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- утверждение распределения стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения;
- привлечение средств для нужд образовательного учреждения;
- установление режима работы образовательного учреждения;
- содействие созданию в образовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
- осуществление контроля за соблюдением условий обучения, воспитания и труда в образовательном учреждении, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;
- осуществление контроля за соблюдением общих требований к приему граждан в образовательные учреждения, а также к переводу их в другие образовательные учреждения;
- осуществление контроля за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством;
- участие в осуществлении контроля за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений;
- участие в осуществлении контроля качества дошкольного и общего образования;
- утверждение публичного отчета о результатах деятельности образовательного учреждения;
- разрешение конфликтных ситуаций.
Таким образом, работа управляющих советов систематизируется, но в связи с тем, что их полномочия становятся шире, возникает необходимость обучения членов управляющих советов. В нашей республике Институтом развития образования и повышения квалификации по данному направлению уже ведется определенная работа.
Создание в школе структуры государственного общественного управления делает её открытой обществу, становится прозрачной её образовательная и воспитательная деятельность, а это, в свою очередь, помогает преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей учеников как в школьную жизнь, так и в определённые механизмы управления школой.