Программа дополнительного образования детей “Кружевница”
Раздел программы: “Техника плетения” - 36 часов
Тема занятия: “Сказка из кружев”.
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель: создание условий для систематизации изученного материала по темам “Оборудование и материалы”, “Техника плетения”, выявление уровня овладения системой ЗУН, опытом творческой деятельности по кружевоплетению.
Задачи:
- обобщить знания по технике плетения изделий из кружева.
- овладеть специальной терминологией, применяемой в кружевоплетении;
- развить познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству через кружевоплетение;
- развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать и обобщать.
Материалы и оборудование:
- ТСО - телевизор с ДВД, видео диск “Конкурс “Серебряная коклюшка” г. Вологда. Коклюшки, нитки, валики, фломастеры.
- Наглядные пособия: декорации “Убранство русской светелки”; изделия из кружев, выполненные выпускниками объединения; схемы.
- Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство.
План-конспект занятия
I. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к занятию, явка на занятие, сообщение темы занятия (тема написана на стенде “Сказка из кружева”).
II. Целеполагание и мотивация
Вопрос педагога: Какие темы по программе “Кружевница” мы прошли в течение 2-х месяцев?
Правильные ответы: “Оборудование и инструменты”, “Техника плетения”
Цель нашего занятия - повторить и обобщить знания и умения по темам “Оборудование и материалы”, “Техника плетения”.
Слово педагога: Почему наше занятие называется “Сказка из кружева”, а не “Техника плетения”? Потому что я приглашаю вас в сказку необычную, интересную, созданную из терминов кружевоплетения. Эта сказка расскажет нам о волшебстве, нежности, изяществе кружева. Ее донесли до нас волшебные руки мастериц нашего объединения.
Итак, сказка начинается.
Сказочное сообщение. Сказка “Европейское кружево”.
Выступление Комоловой Тахмины - воспитанницы 2-го года обучения.
- Говорят с 15 в. кружево появилось в Европе и сразу ее завоевало. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротников, манжет, платьев, шляп. В кружево вплетали конский волос, и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связывали самые удивительные истории! По кружевам буквально сходили с ума, на кружевах разорялись, за них садились в долговую тюрьму, за них иным отрубали головы.
Самые лучшие кружева в те далекие времена производились во Флондрии. Влажный климат страны, создаваемый ветрами с северного моря, позволял выращивать прекрасный лен - тонкий, длинный. Его вязали в Брюссель, где в сырых холодных подвалах трудились девочки 8-14 лет, своими тонкими пальчиками они сучили нитки. И кружева получались легкие, просто - сказка!
Слово педагога: Давайте заглянем в то время, когда жили в замках прекрасные принцы и принцессы. Этот мир знаком вам по сказкам немецких, датских, французских писателей.
Вопрос: Назовите имена этих писателей?
Ответ: Г.Х.Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро.
Вопрос: А кто из героев этих сказок мог носить кружевные изделия?
Ответ: Золушка, Спящая красавица, Принцесса на горошине, Кот в сапогах, сказочные принцы.
Вы хорошо знаете сказки и их героев? Воспитанникам предлагается выполнить задание.
Задание №1 (индивидуальное)
Придумать кружевные элементы для украшения туалета Золушки.
Работать будете самостоятельно. Каждый, кто придумал, тот подходит к стенду и фломастером рисует кружевной элемент (На стенде нарисована Золушка) (просьба не повторяться).
На выполнение этого задания дается 2-3 минуты. Педагог оценивает работу (Цвет, скорость, новое, оригинальное). Вот и сотворили мы с вами сказку. Превратим девочку в принцессу, а помогло нам в этом обыкновенное кружево.
Слово педагога: А сейчас мы узнаем историю русского кружева.
Сказка “Русское кружево”.
Выступление Игнатьевой Полины - воспитанницы 2-го года обучения.
- О нашем русском кружеве разговор особый: ведь наши бабушки, прабабушки умели плести кружева не хуже иноземных. Каждая девушка в далеком прошлом думала о приданном, по которому судили о том, какая она мастерица. Вот и плели девушки кружева для полотенец, скатертей, наволочек.
Что за дивные узоры;
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может это все приснилось?
Все эти чудесные вещи были оплетены вашими бабушками и прабабушками. Плести, вязать кружева умели в каждом доме. Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу рукодельничали. Попоют, попляшут и снова за работу.
Вопрос педагога: Чтобы сплести все эти изящные кружева, что нам необходимо?
Ответ: оборудование, инструменты.
Вопрос: Давайте вспомним, что относится к оборудованию?
Ответ: валики, подставки (валики еще называют кутуз, подушка, куфтырь).
Вопрос: А что относится к инструментам?
Ответ: коклюшки, булавки, ножницы, крючок.
Для проверки практических навыков воспитанников, выдается практическое задание.
Задание №2 (индивидуальное) - практическое.
“Навить коклюшки” - 1 пару.
Навиваем 1 пару коклюшек в три повтора. На задание дается 2 минуты.
- Учитывается:
- Скорость навивки.
- Правильность навивки.
- Утяжка.
- Правильность завязывания узелка.
Девочки второго года обучения проверяют и помогают.
Вопрос педагога: А как правильно обращаться с инструментами вы знаете?
Педагог зачитывает необходимую инструкцию в форме загадок, а обучающие отгадывают, о чем идет речь.
1.
Работать ими можно, но только осторожно.
Не бегать с ними по квартире -
Так можно сделать харакири.
Коль просит кто-то - не зевай
Вперед … подай (ответ колечками, ножницы).
2.
Она в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
Тебе потом воткнется в пятку (ответ: игла, булавка)
А что мы делаем в конце занятия, когда булавки окажутся на полу? Правильно. Поднимаем с помощью магнита.
Применение знаний в знакомой ситуации.
Мы с вами выяснили, что для плетения необходимо оборудование и инструменты. Но кроме этого нужно обязательно знать “Технику плетения”. Проверка изученных техник плетения с помощью ответов на вопросы.
Задание №3.
А) Из предложенных схем назвать и показать приемы плетения:
Вопрос: Какие элементы плетения существуют.
Ответ: основные и дополнительные.
Вопрос: Назовите эти элементы.
Ответ: основные: плетешок, полотнянка, сетка, насновка, дополнительные: все виды скани, отвивная петелька, сцепка, закидка, ложные плетешки, навивной паучок.
Б) Каждому воспитаннику выдаются готовые изделия. Необходимо определить элементы плетения.
Применение знаний в новой ситуации.
Слово педагога: Давайте посмотрим конкурс “Серебряная коклюшка”, который проходил в г.Вологда. Но мы будем не только смотреть, но и оценивать изделия. Каждый из вас выберет то изделие, которое вам понравилось. (Просмотр видео материала выставочных работ, представленных на конкурсе). <Рисунки>
Вопросы после просмотра:
- объяснить, почему понравилось то или иное изделие.
- назвать элементы плетения выбранного изделия. На задание 2-3 минуты.
Рефлексия.
Давайте подведем итог нашего занятия. Педагог группирует воспитанников по жребию и выдает задание в конверте для каждой группы. Необходимо внимательно прочитать задание, написать ответы на плакате, на второй вопрос дать устный ответ.
Конверт № 1
1. Написать названия используемых инструментов при плетении.
Ответ: булавки, коклюшки, крючок, ножницы.
2. Что кружевницы не используют при плетении
а) спицы б) булавки
Ответ: спицы.
Конверт № 2
1. Написать основные этапы плете6ия.
Ответ: плетешок, полотнянка, сетка, насновка.
2. Можно ли сплести кружево одними основными элементами, не применяя дополнительных.
Ответ: нет.
Конверт № 3
1. Написать приемы плетения.
Ответ: Сплести, перевить, сплести в ползаплета, сплести в полный заплет.
2. Какой элемент плетения получится при плетении применяя формулу СПС?
Ответ: полотнянка простая.
Плакаты вывешиваются на стенде.
Вопрос педагога: А как вы думаете, полученные знания и умения о технике плетения пригодятся в дальнейшем. И если да, то где?
Примерные ответы воспитанников: Полученными знаниями и умениями мы будем пользоваться на протяжении всего периода обучения по программе “Кружевница”, т.к. это наша азбука, основа плетения.
Заключительное слово педагога
Велика Россия наша -
И талантлив наш народ.
Об искусниках, умельцах
На весь мир молва идет!