Сложение чисел с разными знаками. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • научить складывать отрицательные числа, числа с разными знаками и противоположные числа;
  • развитие познавательной активности, творческих способностей, умения оценивать друг друга;
  • формирование умения самостоятельно мыслить.

Ход урока

Устная работа: (приложение, слайд №2-4)

Приложение.

1. Как сложить две десятичные дроби?

(Сложение по разрядам, запятая - под запятой.)

2. Как сложить две обыкновенные дроби?

(- найти общий знаменатель;

- найти дополнительные множители;

- выполнить действие.)

3. Вычислить:

  • 4 + 1,5 =
  • 6,3 + 3,4 =
  • 7,2 - 4,1 =

4. Как сравнить десятичные дроби? (по разрядам.)

5. Как сравнить обыкновенные дроби, если:

а) знаменатели равны; (из двух дробей с равными знаменателями больше та, числитель которой - больше)

б) числители равны; (из двух дробей с равными числителями больше та, числитель которой - меньше)

в) и числитель, и знаменатель - разные. (если числители и знаменатели дробей разные, то приводим их к общему знаменателю, а затем сравниваем их также как с равными знаменателями)

6. Сравнить:

  • 1,3 и 2,4;
  • 3,15 и 3,17;
  • и ;
  • и ;
  • и .

7. Какие числа называются отрицательными? (числа со знаком "минус")

8. Какие числа называются положительными? (числа со знаком "плюс")

9. Какие числа называются противоположными? (числа, находящиеся на одинаковом расстоянии от нуля, но в противоположном направлении.)10. Назовите положительные, отрицательные и противоположные числа:

-5,2; 35; 7,8; 5,2; -19; 24; -1,7; 28,6; 19; 1/2; -16,7; 107; 293; -1/2; 25,6; 15,015; -3/4; 27 1/2; -5,2; 1/4; -35.

11. Когда возникли отрицательные числа? Где? Какие действия с ними умели выполнять древние? (приложение, слайд №5)

- Отрицательные числа появились приблизительно 2100 лет тому назад в Древнем Китае. Древние толковали о долге (отрицательные числа) и имуществе (положительные числа). Долгое время такие числа считали "несуществующими" прежде всего из-за того, что принятое истолкование для положительных и отрицательных чисел "имущество - долг" приводило к недоумениям: можно сложить или вычесть "имущество" или "долги", но как понимать произведение "имущества" и "долга"? Однако несмотря на такие сомнения и недоумения действия сложения, вычитания, умножения и деления выполнялись, правила для чего были предложены греческим математиком Диофантом еще в III в нашей эры.

Рассмотрим следующие задачи: (приложение, слайд № 6-10)

1. В книге доходов и расходов купца сделаны следующие записи:

прибыль 200     500   600 итого ?
убытки   500 200   300   ?

Необходимо выяснить прибыльное ли дело у купца или он имеет долг?

Решение:

1. 200 + 500 + 600 = 1300 (прибыль)

2. (-500) + (- 200) + (- 300) = -1000 (убыток)

3. 1300 + (- 1000) = 300 (прибыль)

прибыль 200     500   600 итого 1300
убытки   500 200   300   1000

Ответ: дело у купца прибыльное.

2. "Игра в кости".

Надо узнать кто из участников игры выиграл, если:

- первый игрок получил 5 штрафных и еще 7 штрафных очков;

- второй игрок получил 3 очка и 3 штрафных очков;

- третий игрок получил 4 штрафных очка и 5 очков;

- четвертый игрок получил 9 очков и 11 штрафных очков?

Решение:

1. -5 + (- 7) = - 12 (первый игрок)

2. 3 + (- 3) = 0 (второй игрок)

3. (- 4) + 5 = 1 (третий игрок)

4. 9 + (- 11) = -2 (четвертый игрок)

Ответ: третий игрок выиграл.

Вычислить устно:

3 + (- 2) = - 5 + 4 =
- 4 + (-1) = 4,5 + (- 3) =
2 + (- 2) = 0 + (- 7) =
- 6,5 + 2 = - 8,2 + 0 =

- Какие можно сделать выводы?

(выводы - правила сложения чисел с разными знаками, учащиеся должны сделать самостоятельно)

- при сложении двух отрицательных чисел складываем модули и перед полученным числом ставим знак "минус";

- при сложении противоположных чисел получается нуль.

- при сложении двух чисел с разными знаками из большего модуля вычитаем меньший, и перед полученным числом, ставим знак того числа, модуль которого больше.

В тетради выполняем №1050(а,в,ж,з,и,л,о,п)

(проверяем: слайд №12 )

Самостоятельная работа.

Вариант 1. Вариант 2.
1. - 32,7 + (- 11,4) = 1. - 5,9 + (- 6,2) =
2. - 2,3 + 4,5 = 2. 2,3 + (- 4,5) =
3. 6,3 + (- 6,3) = 3. -5,4 + 5,4 =
4. 7,5 + (- 9,3) = 4. 6,3 + (- 2,9) =
5. 0 + (- 4,1) = 5. -4,5 + 0 =
6.* -4,3 + 5,8 + (- 6,4) = 6.* - 4,5 + (- 7,3) + 11,8 =

Выполняется взаимопроверка (слайд №14) . Оценки выставляют друг другу карандашом, затем работы сдаются учителю.

Запишем домашнее задание: п. 33 (правила выучить), №885(а), №1065 (а,б,е,ж,з,л,п), №1069.

(Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. - М.:Мнемозина, 2003.)

Итог урока.

  • Какие правила мы с вами вывели на этом уроке?
  • Как сложить два отрицательных числа?
  • Как сложить два противоположных числа?
  • Как сложить числа с разными знаками?