Зазеркалье, или Коммуникативная компетенция как составляющая профессионального самосознания педагога

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


"Как бы мне хотелось попасть в Зазеркалье!
Там, должно быть, столько всяких чудес!"
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"

Историческая справка

В IY веке до нашей эры зародилась катоприка (от греческого слова "катоприкос", что означает "зеркальный" - раздел оптики, в котором изучают зеркала и принципы отражения. Первые трактаты по оптике принадлежат Евклиду (III век до н.э.).

"Смотри вдаль - увидишь даль,
Смотри в небо - увидишь небо,
Взглянув в маленькое зеркальце -
Увидишь только себя"
К.Прутков.

А можем ли мы увидеть полное изображение в зеркале?

В легендах и мифах многих народов зеркалам придается мистическая сила, которая может оказывать определенное влияние на жизнь реальных людей. Чаще всего считается, что зеркало должно висеть там, где светлее. На самом деле хорошее освещение требуется не зеркалу, а тому, кто будет рассматривать свое отражение. Зеркалам же противопоказан солнечный свет и близость отопительных приборов - они стремительно мутнеют.

Ни в коем случае не рекомендуется держать дома зеркало с отколотым краем или трещиной - считается, что оно может повредить хозяевам, отражающимся в ущербном виде. Конечно, это не так, но то, что такое зеркало может кого-то травмировать, это точно.

"Что зеркало? Одно мгновенье,
Одна минута истекла.
И веет холодом забвенья
От опустевшего стекла:"

Роль педагога при различных этапах проектной деятельности учащихся

Начну с того, что учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен знать все законы "Зазеркалья", чтобы не навредить своим ученикам. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо проблему, то это не более, чем побочный эффект. При этом само знание может быть вредно и опасно [2].

Фарадей, открывший закон электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть использованы результаты его открытия, не мог дать ответа. И только позже, в середине ХХ века его открытия стали активно использоваться в радиотехнике и электронике.

Совсем иначе дела обстоят в проектировании, когда творец решает реальную практическую задачу.

Презентация.

Законы "Зазеркалья" для педагога:

  • создать мотивацию;
  • создать образовательную среду;
  • определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;
  • уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; представлять все возможные способы презентации ситуаций;
  • владеть способами организации обсуждения методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов;
  • консультировать; иметь критерии объективной оценки;
  • четко спланировать выполнение проекта.

"Здесь приходится бежать со всех ног,
чтобы только остаться на том же месте!
Ну, а если хочешь попасть в другое место,
тогда нужно бежать, по крайней мере, вдвое быстрее"
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"

Т.е. мы переходим от формирования знаний, умений и навыков к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы играют ведущую роль. Проектирование рассматривается как основной вид деятельности. Личный интерес обучающегося - необходимое условие успешности работы. Проблема должна быть из реальной жизни и являться значимой для ребенка. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. Учитель руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации.

Итак, в основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Дизайн-петля - алгоритм проектной деятельности

Консультирование в процессе работы над проектами требует широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства, так как темы проектов и варианты их реализации имеют широкий диапазон различных областей знания. Фактически становятся необходимыми навыки педагога - исследователя.

Профессионализм учителя выражается в том, чтобы так спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить мотивацию, чтобы контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, делегируя право принятия решения самому учащемуся.

Обучение через проектную деятельность происходит чрез поиск информации учащимися по своей проблеме. В ходе выработки решения они самостоятельно осваивают ряд тем школьной программы. Это происходит как бы исподволь. В ходе практической деятельности учитель выступает в роли консультанта.

Один из основных акцентов преподавания - развитие проектной культуры завтрашнего дня. Мы должны готовить учеников к изменениям, а не оснащать их средствами приспособления к обществу, известными нам сегодня. Этот принцип впрямую соотносится с определением слова проект как "брошенный вперед" [4].

Принципы "Зазеркалья"

  • Нет учителя и ученика, а есть единомышленники, один из которых (учитель) втягивает в процесс обучения других.
  • Учить может лишь тот, кто сам учится.
  • Учить может человек любого возраста.
  • Фасилитация ( производная от глагола "facilitate" - облегчать, помогать, способствовать.

Когда мы живем одной проблемой и развиваемся вместе с учениками, то отпадает необходимость проверок и экзаменов, есть только рефлексия. И мы знаем, над чем еще надо поработать.

Могу ли я, как учитель, вселить уверенность и надежду в своего ученика, повысить результаты его работы? Чувствует ли ученик, выходящий к доске на моем уроке, уверенность в поддержке и понимании со стороны учителя?

В процессе научных исследований было доказано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. К. Роджерс, один из основоположников гуманистической психологии, писал о том, что для того, чтобы обучение стало эффективным, необходимо главное условие - создание в классе климата, характеризующегося "подлинностью, ценностным отношением и эмпатией".

Именно тогда мы попадем в "Зазеркалье" образования. То есть надо не просто применить какую-то методику обучения для повышения эффективности своего труда, необходимо встать на позицию фасилитатора, то есть изменить свое отношение к происходящему, к себе и к детям. И тогда образование наших детей приобретет качественно новый уровень. Это будет уже не плоское отражение в зеркале знаний, а полная, объемная картина истины.

"Но что же? Сих лучей тончайшее строенье
Не в силах изменить людское ухищренье"
Дюлар

Световая волна, отражаясь от объекта, несет информацию о его внешнем виде. Когда эта волна достигает наших глаз, мы воспринимаем зрительный образ объекта. Но при отражении от зеркала мы не можем воспринимать этот образ точно так, как мы его видели раньше. То есть объемно, реалистически. И тогда на смену зеркалу и фотографии приходит голография. Голография - полная запись (от греческих holos- весь, полный и grapho-пишу).

Голограмма позволяет увидеть не плоское (как на фотографии) изображение объекта, а как бы сам объект - объемно, реалистично, одним словом, как он фактически существует. Смещая или наклоняя голову и тем самым, меняя точку наблюдения, можно рассмотреть другие объекты, появляющиеся на заднем плане, выступают новые детали, которые ранее загораживались объектом. Перед нами будет совершенно реалистичная трехмерная картина.

Также как в физике происходит революция в образовании. То есть надо не просто применить какую-то методику обучения для повышения эффективности своего труда и увидеть "зеркальное отражение" в своих учениках. Фасилитатор изменяет свое отношение к происходящему, к себе и к детям. Вставая на позиции фасилитатора, я проникаю в "Зазеркалье", используя современные "голографические" методы в своей работе.

Развитие современной физики привело к изобретению лазера, началось развитие новой ветви в оптики-голографии, идеи и принципы которой были, сформулированы в 1948 году английским физиком Д.Габором, а в 1962 году советский физик Ю.Н.Денисюк разработал метод трехмерных голограмм.

Сравним теперь свойства фотографии и голограммы. Уничтожение части поверхности фотографии обязательно приводит к потере (подчас очень существенной) информации. Можно уничтожить до трех четвертей площади голограммы, при этом лишь несколько ухудшится контрастность считываемого изображения.

Возможно, в будущем человечество будет хранить информацию именно в виде голограмм. Голограммы можно широко использовать в учебном процессе, как объемные графики, геометрические построения. Благодаря голограммам можно познакомиться с мировыми шедеврами скульптуры и архитектуры, с уникальными археологическими находками и т.п.

Голография может рассматриваться как пример, иллюстрирующий известную философскую спираль ( диалектический закон "отрицания отрицания").

  • 1 этап - световые лучи падают на экран (изображение не формируется, лучи неупорядочены).
  • 2 этап - на пути лучей ставят ширму с отверстием (изображение четкое, но плохо освещенное).
  • 3 этап - между объектом и экраном ставят линзу (для формирования изображения больше сфокусированного света).
  • 4 этап - голографический. Как и на первом этапе, световые лучи падают на экран. Только лучи - от лазера, а фотоэкран имеет высокое пространственное разрешение и к перепутанным лучам от объекта добавляются упорядоченные лучи опорного пучка. Итак, мы как бы вернулись к ервоначальному этапу, но на качественно новом уровне - налицо виток философской спирали.

Каковы же условия гуманистического обучения, в котором предполагается изменение отношений между учителем и учениками?

  1. Принятие и понимание другого человека, как индивида. За внешними проявлениями человека увидеть невидимое, проникнуть в "Зазеркалье". Применение голографического метода для реального восприятия субъективного смысла, ценностей, отношений и чувств наших учеников.
  2. Искренность в отношениях. Фасилитатор не показывает "нужное" отношение к человеку, чувствуя совсем другое на глубинном уровне. В подходящем психологическом климате высвобождается тенденция человека двигаться вперед, к зрелости, появляется стремление перестроить свою личность, свое отношение к жизни, то есть происходит побуждение к самоактуализации.

"Значит, все-таки случилось!
Кто же я теперь?"
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"

При помогающих, благоприятных отношениях ученик может измениться и на сознательном и на более глубинном уровне своей личности. Он более похож на того, кем он хочет быть. Он более уверен в себе и лучше владеет собой. На него меньше действует стресс, после которого быстрее приходят в себя. Поведение становится более зрелым, у него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации.

Для успешной педагогической деятельности, я так строю так свою работу, чтобы учащиеся достигли успеха в своей деятельности.

Я считаю, что ученик не должен испытывать чувство неполноценности и потребности в психологической защите. Он должен оценивать себя адекватно, чтобы быть восприимчивым к окружающему миру.

В условиях современной школы возникает необходимость выработки единой стратегии действий по отношению к школьнику и объединение усилий всех педагогов. Именно мы можем изменить среду, учебную ситуацию, переформулировать учебную задачу, решить ее совместно с учеником.

И тогда он может сказать:

"Это мое собственное изобретение!"
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"

Основной критерий успеха - это высокие результаты, показанные учащимися. Можно воспользоваться критериями оценки результатов П.С. Лернера: информационная обеспеченность; функциональная грамотность; технологические умения; интеллектуальная подготовленность [4].

Изменение внутренних установок учителя на восприятие ученика, уважение к его личности, отказ от манипулирования ею, педагогическая поддержка и помощь помогут успешно справляться с учебными проблемами нашим ученикам. Но только учитель, испытавший на себе фасилитирующее влияние другого, понявший на собственном опыте, что значит помощь ближнего, может помочь своему ученику, облегчить его непростую школьную жизнь. Поэтому я предлагаю вам практическое занятие-тренинг

"Развитие конструктивного взаимодействия обучающихся в условиях совместной интеллектуально-творческой деятельности" [6].

1 упражнение "Автограф на память"

Все участники выбирают маркер и обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят на них автограф - имя, которое будет у каждого сегодня.

2 упражнение "Представьте себе"

Я предлагаю вам вспомнить в той ситуации, когда вы были наиболее успешны, То, что вам удается лучше всего, Что это за образ? На что он похож? (2 мин.) Изобразите этот образ с помощью мимики и жестов.

3 упражнение "Я умею лучше всех"

Успех связан часто с тем, что мы умеем делать, что у нас получается лучше всего Покажите рукой, насколько вы могли прочувствовать свой успех (каждый показывает то, что он считает вариантом). А теперь нарисуйте на ладошке то, что вы умеете делать лучше всего Это может быть предмет, слово, действие (до7 минут).

А теперь давайте создадим палитру успеха. Каждый из вас может презентовать свой успех всем присутствующим. (Каждый приклеивает свой успех на радугу на ватмане)

Я предлагаю объединиться в подгруппы. Первая подгруппа - это инженеры, а вторая подгруппа- племя туземцев

4 упражнение "Построение моста"

Теперь познакомьтесь с заданием

Задание для инженеров.

Вы приехали в Африку для строительства моста через реку. К сожалению, вам самим не справится со стройкой, и ваша задач - привлечь к ней туземцев, но язык туземцев сложен и вы его не знаете. Мост вы строите из книг, время на постройку моста у вас 10 минут.

Задание для туземцев.

Уважаемые представители племени, к вам в Африку приехали инженеры для строительства моста через неспокойную речку. Вы не понимаете речи инженеров, у вас в племени строгие правила:

  1. Каждые 20 секунд вы молитесь Богу Реки, богу Ветра, богу Солнца.
  2. Женщины племени не должны брать ничего из рук чужеземцев.
  3. Вождь строго следит за своими соплеменниками и выполнениями правил.
  4. Жрец следит за выполнением ритуалов по времени.
  5. Племя живет своей обычной жизнью, но вот на поляне появляются неожиданные гости. Встречайте их (15 минут на обыгрывание)

Рефлексия по игре. Обсуждение трудностей и составление алгоритма проектной деятельности

5 упражнение "Пожелание в круге"

Сейчас каждый из вас может пожелать друг другу что- либо.

Спасибо вам!

Список используемой литературы.

  1. Mirosoft Corporation Партнерство в образовании М., "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2007.
  2. Малинин Г.А., Ляшко Л.Ю. Образование. Взгляд в будущее, Обнинск, 2004.
  3. Обухов А. Исследовательская работа школьников. М., "Народное образование", №1, 2004.
  4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М., Центр "Педагогический поиск", 2006.
  5. "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования".
  6. О.Н. Рудякова.Семинары-практикумы для педагогов образовательных учреждений, Волгоград, 2007.