Цели и задачи урока:
- Учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; составлять программу вычислений.
- Способствовать развитию интереса к предмету.
- Воспитывать навыки самостоятельной работы; вызывать у учащихся потребность в обосновании своих суждений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к учебной деятельности.
Здравствуй, друг! Как ты тут?
Я скучал. Ты пришёл! Хорошо!
II. Актуализация прежних знаний.
Решив примеры и заменив полученные ответы соответствующими буквами, вы узнаете, как назывались первые вычислительные машины.
1)
- 7,2 : 9
- 0,8 * 3
- 2,4 + 0,6
- 3,6 : 6
- 1 : 2 (палец)
0,8 0,5 2,4 8 3 24 0,6 0,05 П Ц А О Л В Е Н
- 0,8 : 0,2
- 0,09 * 100
- 0,8 : 2
- 0,25 : 0,01 (абак)
25 40 4 9 0,4 0,9 К М А Б А Р
- 2 : 5
- 4,2 + 4,8
- 1,8 : 3
- 40 * 0,4
- 30 * 0,01
- 8 * 0,2
- 2,7 : 9
- 800 * 0,2
- 1,6 : 0,8
- 11,8 - 2,8 (арифмометр)
0,3 1,6 22 0,4 60 160 90 2 9 25 0,6 16 М О К А Л Е Б Т Р Н И Ф
Итог: итак, ребята, вы узнали, что к первым вычислительным машинам относились - пальцы, абак, арифмометр.
III. Изучение нового материала.
Историческая справка.
История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно сформировалось понятие числа. Поэтому в некоторых языках слово "цифра" происходит от слова "палец" - поначалу счёт был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали называть первой "вычислительной машиной". На пальцах можно складывать, вычитать и даже умножать. (Например, умножение на 9. Вам нужно узнать, сколько будет 9 * 5. Вы кладёте перед собой две руки, отсчитываете слева пятый палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9 * 5 - слева от загнутого пальца, вторая справа. Получился правильный ответ: 45).
Великий переворот в вычислительной технике произошёл с изобретением абака (рис. 1). Даже если вы не слышали этого слова, вы встречали, и не раз, русскую разновидность этого прибора - счёты (рис.2). В разных странах абак выглядел по-разному (доска с линиями, вдоль которых выкладывали камешки; доска с желобками; доска с прутиками, на которые нанизывали костяшки). И ещё надо заметить, что счётные машины были пятиричными, кроме, наших счёт.
Но вычисления с развитием торговли, банковского дела, техники становились всё более трудоёмкими, и мысль о том, чтобы поручить счёт машине оставалась привлекательной. Около 1632 года немецкий учёный Вильгельм Шиккард сконструировал первый в истории счётный механизм. В 1642 году французский математик Блез Паскаль создал свою счётную машину (рис.3). Она умела складывать и вычитать. Этот механизм был прародителем арифмометров (рис. 4), ещё недавно стоявших на столе в учреждениях, где приходилось много считать. В них при счёте вращающиеся колеса зацеплялись друг за друга так, что десяток в каком-либо разряде автоматически превращался в единицу следующего разряда. В 1673 году был создан настоящий арифмометр Вильгельмом Лейбницем. Он умел вычитать, делить и умножать. Затем появилась логарифмическая линейка (рис.5). Линейка очень удобна, считать на ней можно очень быстро, всюду носить с собой, места почти не занимает. Не зря столько веков этот прибор просуществовал, лишь недавно калькуляторы вытеснили логарифмическую линейку.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Работа по учебнику.
- Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы (стр. 232-233).
- Объясните, как вводят в микрокалькулятор натуральное число?
- Объясните, как вводят десятичную дробь. Найдите и покажите клавишу с точкой.
- Как выполнить сложение с помощью микрокалькулятора?
- Как выполнить вычитание, умножение, деление?
- Найдите и покажите клавишу умножения, деления, вычитания.
V. Физминутка.
VI. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение по вводу натурального числа:
- 65310
- 132222
- 89036
- 7456123
2. Упражнение по вводу десятичной дроби:
- 0,23
- 0,321
- 5,65
- 789,23
- 654,369
3. Составление программ:
1) 156,7 + 218,83
а) Ввести в МК число 156,7;
б) Нажать клавишу ;
в) Ввести число 218,83;
г) Нажать клавишу .
2) (953,54 - 396,41) : 75,8 · 4,12.
4. Выполняем программу:
953,54 396,41 75,8 4,12 30,282.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Выполнить №1507 (устно).
2. Самостоятельная работа:
- 1 вариант - № 1509(а-г), № 1511 (а, д)
- 2 вариант - № 1509 (д-з), № 1511 (б, г)
- 3 вариант - № 1509 (и-м), № 1511 (в, ж).
Учитель оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какая клавиша обозначает умножение, деление?
- На какую клавишу нужно нажать, чтобы очистить табло?
- Какой знак вводится в десятичной дроби вместо запятой?
IX. Домашнее задание: №1527, 1528.