Личностно ориентированное образование как основа ФГОС нового поколения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы,  призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущую роль выполняют инновационные технологии, поэтому необходимо подготовить грамотных людей.

Изменение уклада начальной ступени образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является практическая деятельность в дидактической системе Л. В.Занкова.

Система Л.В. Занкова сегодня:

  • Научно-обоснованная и разработанная развивающая образовательная система.
  • Пять поколений учебно-методических комплектов.
  • Предметные методики по всем образовательным областям.
  • Широкий спектр форм организации обучения.
  • Особый гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
  • Дифференцированная система изучения успешности обучения и развития школьников.
  • Практический опыт как реализации системы в практике образования, так и в системе повышения квалификации учителей.

Система Л.В.Занкова даёт ученику:

  • развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;
  • радость от свободного умственного труда, творчества и общения;
  • самостоятельность, уверенность, ответственность;
  • стремление к сотрудничеству.

Цель обучения:

  • оптимальное общее развитие каждого ребёнка

Задачи обучения:

  • представить учащимся целостную картину мира средствами науки, литературы и искусства

Учителю:

  • изменение взгляда на образование и ученика;
  • технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
  • расширение возможностей для творчества.

Родителям:

  • уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

В основе программы лежит общая концепция личностно- ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. Здесь заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников. "Образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования - развитие личности к свободному самоопределению". Эта мысль принадлежит Л.Н. Толстому, которая актуальна и в наши дни. Это действительно так, так как современная начальная школа находится на этапе модернизации  и обновления содержания образования. У каждого учителя появилась возможность выбора образовательных программ и учебно-методического пособия.

Система Л.В. Занкова привлекает меня тем, что: она полностью совпадает с одной из приоритетных задач современной школы: "создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной жизненной позиции, субъектности в учебном процессе"; обеспечивает широту знаний и прочность навыков обучающихся; позволяет слить обучение и воспитание в единый процесс; делает работу учителя творческой; даёт возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем; и, наконец, система общего развития Л.В. Занкова выходит на главный результат образования, сформулированный в Государственном образовательном стандарте.

Поэтому, целью своей педагогической деятельности по данной системе, считаю создание благоприятных природосообразных условий для раскрытия и развития духовных и творческих сил, зреющих в ребёнке.

Именно на старте, в начальной школе, ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций. Получить опыт из решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании. На мой взгляд, очень ценно, что развитие личности достигается на основе реализации всего  комплекса составляющих компонентов, определяющих процесс обучения. А именно: целей и задач системы общего развития; богатством содержания и особенностями построения УМК; разнообразием методов обучения, организованных форм, с помощью которых реализуются ведущие принципы, а также особой атмосферы обучения; учёта результативности.

Для чего ребёнок приходит в школу? Чтобы учиться! А процесс обучения в данной системе рассматривается как развитие личности ребенка, а именно в согласование ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к его внутреннему  миру, с предоставлением простора его индивидуальности, ориентации не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика, то есть обучение становится личностно - ориентированным. Это, конечно, неоспоримое достоинство данной системы. Все это находит свое подтверждение в результативности работы по системе общего развития.

Личностно-ориентированное обучение отличается верой в каждого ребёнка, в его силы, в его успех. У каждого свой личный опыт, свои интересы, способности: Главное в работе над развитием - учитывать, что результаты этой работы могут сказываться не сразу. Поэтому, не прекращая этой работы, надо терпеливо ждать и верить в её результаты. Казалось бы, чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения весьма важны - они формируют учебную мотивацию. При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

Другая составляющая развития - контролирующая и оценочная деятельность ученика. У младшего школьника формируется умение находить у себя ошибки, объективно оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно исправлять неточности и др. Как изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развить у каждого ребенка самоконтроль и самооценку?

Ученик, как и любой человек, должен ясно понимать, хорошо или плохо, правильно или неправильно он выполняет любое задание. Свою задачу вижу в том, чтобы сформировать у детей это понимание. А это значит, что каждое выполненное ребенком задание мы вместе разбираем, анализируем, что сделано совершенно правильно, а что еще недостаточно хорошо. В процессе учебной работы развивается у школьников осознание того, что при выполнении тех или иных заданий необходимо проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, самостоятельно находить ошибки и искать пути их устранения. Обращаю внимание не столько на оценку результатов деятельности учащихся, сколько качественный анализ самой учебной деятельности, отношение к ней каждого ученика, долю его самостоятельности.

При личностно-ориентированном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае - равноправный партнер по учебному общению. Стараюсь, вести так учебный процесс, чтобы дети учились самостоятельно добывать знания и не боялись трудностей. Учащиеся всегда чувствуют поддержку со стороны учителя и не боятся ошибиться. При изучении нового материала поощряю детей на каждом этапе обучения, чтобы они почувствовали уверенность в себе.

Такое построение обучения позволяет учащимся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении. Под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

  • Во-первых, ученики получают новую роль - "исследователей", под "скрытым" руководством учителя они открывают для себя новые знания.
  • Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. При этом ориентировка на мышление обеспечивает развитие поисковой, исследовательской деятельности, а хорошо развитое воображение дает возможность решать любую учебную задачу инициативно и творчески.
  • В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, то есть предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебной деятельности.

В-четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения - на доступность, как меру трудности, и наглядность, как дидактическую поддержку процесса обучения.

Личностно-ориентированное обучение как принцип построения современного образовательного процесса в начальной школе дает возможность не упустить с первых шагов обучения в школе ни одного ученика, не оставить его в стороне, как на каждом этапе уроке, так и на протяжении всего учебного занятия. Ученик получает развитие, преодолевает очередную ступеньку к вершине знаний и осознает, с какой целью он это делает. А это значит, что знания будут прочными, и ребенок сможет их применять в жизни.

Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Личность школьника формируется не путём усвоения правил поведения - он может их принять и не принять, не путём наказания и оценок - он может к ним приспособиться, а "в реальных отношениях, поступках, и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается" (С.Л. Рубинштейн). В общении в учебном процессе складываются и проявляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, сочувствия и уважения друг к другу.

Учителю надо видеть детей не глазами, а сердцем. Чтобы вызывать радость успеха, надо уметь найти, за что похвалить ребёнка (а не на чём его "подловить") - даже за правильно написанную букву; так как положительные эмоции вызывают деятельное состояние клеток коры головного мозга. Любое негативное чувство угнетает, затормаживает движение клеток, сковывает человека. Даже обычные реплики учителя: "Садись. Кто скажет лучше? Кто его исправит?", "Ты сколько раз читал? Два? А я тебе говорила: надо 5 раз читать!" - оказывают тормозящее действие на умственную деятельность ученика. Тот ученик, кому строго сказали: "Садись!", больше уже не думает над примером. В данном случае между учениками и учителем возникает психологический барьер. Учитель "парит" над учениками, и его интересует лишь результат деятельности школьников.

Конечно, развивая личность ребёнка, учителю самому необходимо совершенствовать свои коммуникативные способности на основе психологической установки: нет плохих детей, они просто другие, не похожие на меня по способам мышления, приёмам работы с информацией.

Отсюда задача учителя: присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника; выделить те способы, которые доминируют в работе с учебным материалом, самому поработать ими и в педагогически обработанном виде предложить классу использовать их, при выполнении различных заданий. В этом проявляется истинное уважение к детям, попытка их понять, принять такими, как они есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении, увлечённости познанием.