Музыкальное занятие "В стране ударных инструментов"

Разделы: Музыка


Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о составе симфонического оркестра.
  • Повторить с детьми типы музыки (песенный, танцевальный, маршевый).
  • Развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
  • Развивать речь средствами театрализации.
  • Воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Предварительная работа:

  • Знакомство с составом симфонического оркестра.
  • Слушание и анализ классической музыки.
  • Разучивание инсценировки.
  • Разучивание песни "Дружат дети всей земли".

Музыкальный репертуар: фрагмент оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", П.И. Чайковский "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик", Равель "Болеро", песня "Дружат дети всей земли".

Оборудование: Музыкальный центр, ударные инструменты, компьютер, приложение.

Ход занятия

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах, а о каких именно, вы узнаете чуть позже.

Давайте представим, что мы на концерте, где звучит великолепная музыка.

(Звучит фрагмент симфонического произведение на усмотрение учителя)

- Кто исполняет это произведение? (симфонический оркестр)

(Приложение слайд№1)

- Какие инструменты мы можем увидеть на сцене? (Приложение слайд№2)

В состав симфонического оркестра входит много разных инструментов. На некоторых из них играют с помощью смычка, ведя его по струне.

- Как называется эта группа инструментов? (Струнно - смычковые инструменты)

- Какие инструменты входят в её состав? (Скрипка, альт, виолончель, контрабас)

В другие инструменты нужно подуть, чтобы получился звук.

- Как называется эта группа? (Духовые)

- Назовите инструменты этой группы. (Флейта, кларнет, гобой, фагот, валторна, труба, тромбон.)

Ещё есть инструменты, у которых звук извлекается с помощью удара. О какой группе инструментов я говорю? (Ударные)

Именно с этой группой инструментов нам и предстоит познакомиться.

(Приложение слайд№3)

Ударные - самая многочисленная группа инструментов. Послушайте, я назову только некоторые из них: литавры, барабан, тарелки, тамтам, ксилофон, маримба, челеста, кастаньеты, бубен, треугольник, трещотки, бубенцы, гонг, чокало, маракасы и другие инструменты - русские, кавказские, среднеазиатские, китайские, американские и т.д. Одним словом, ударных инструментов столько. Что все их не перечислишь - целое государство, целая страна! Этой страны не найти ни на одной карте, но она находится в каждом уголке земного шара. Она была известна во все времена, и каждый, кто любит музыку, является её гражданином. Давайте же совершим небольшое путешествие в страну ударных инструментов, чтобы познакомиться хотя бы с некоторыми из них.

Как же появились ударные инструменты?

Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга - так появился первый ударный инструмент. Такое приспособление, которое ещё не может дать музыку, но оно уже может дать ритм, сохранилось у некоторых народов до наших дней. Например, у аборигенов Австралии два обыкновенных камня играют роль ударных инструментов.

Все современные музыкальные ударные инструменты можно разделить на две группы.

К первой группе относятся инструменты, на которых можно играть мелодию - инструменты с определённой высотой звука: ксилофон, металлофон, челеста.

Ко второй группе относятся инструменты, на которых можно простучать только ритм, мелодию на них не сыграть - инструменты с неопределённой высотой звука.

- Подумайте и назовите такие инструменты? (барабан, трещотки, бубен и т.д.)

Давайте познакомимся поближе с некоторыми инструментами.

(Приложение слайд№4)

- Как называется этот инструмент? (ксилофон)

"Ксилофон" можно перевести с греческого как "звучащее дерево". Этот инструмент оправдывает своё название, потому что он сделан из дерева клёна, ели, ореха. Состоит ксилофон из брусочков разной величины. Брусочки располагаются примерно в таком же порядке, как и клавиши у фортепиано и скрепляются между собой шнурами. Звук извлекается деревянными молоточками.

Я сыграю вам на ксилофоне, а вы определите, к чему он относится: к инструменту с определённой высотой звука или с неопределённой высотой звука.

(Педагог играет простую мелодию, дети объясняют свой выбор)

В симфоническом оркестре используется ксилофон большого размера.

(Приложение слайд№5)

А сейчас посмотрите на это инструмент - литавры. (Приложение слайд№6)

Литавры появились в симфоническом оркестре первыми из ударных. Это большие медные котлы, верх которых затянут кожей. Играют на литаврах палочками обтянутыми войлоком. Н литаврах можно исполнить только простую мелодию, состоящую из трёх - четырёх нот. Звучность литавр очень разнообразная - от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха. Послушай те, как звучат литавры в опере Н. А. Римского - Корсакова "Снегурочка".

(Звучит песня Леля)

- Что в этом произведении изображают литавры? (Ответы детей).

(Приложение слайд№7)

Обратите внимание на следующий инструмент, имеющий красивое название челеста.

- На какой инструмент похожа челеста? (На фортепиано).

У челесты не только красивое название, но очень необычный, красивый звук.

Мы послушаем, как звучит челеста в произведении П.И. Чайковского "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик", но сначала я расскажу вам небольшую историю, связанную с этим произведением.

6 декабря 1892 года в первый раз был показан балет "Щелкунчик". На премьере был сам П. Чайковский и множество зрителей. Всех зрителей ждал подарок: в балете должна была выступать приезжая знаменитость - итальянская балерина Дель - Эра. Отзвучала увертюра, поднимается занавес - начинается балет. Зрители знакомятся с девочкой Кларой, с её добрым дядюшкой, со Щелкунчиком, со страшным королём мышей.

Вот уже Щелкунчик превратился в прекрасного принца и ведёт свою храбрую спасительницу Клару в сказочный город, где живут игрушки и сладости, которые с удовольствием танцуют перед восхищённой девочкой.

Нетерпение зрителей возрастает. Им хочется скорее увидеть, как танцует танец Феи Драже приезжая балерина. Пётр Ильич и его друзья тоже ждут итальянку, но совсем по другой причине - с появлением Феи Драже раскроется секрет, хранимый ими больше года. Гремят аплодисменты, на сцене Дель - Эра, сказочная фея начинает свой танец.

(Звучат первые звуки "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик", главную партию исполняет челеста)

Но что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошины падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и исчезают. Поистине волшебная музыка!

В зале лёгкий шум. Знатоки оркестра удивлённо переглядываются: что за инструмент рождает эти поющие хрустальные капельки? Насколько известно, в симфоническом оркестре нет инструмента с таким звучанием.

Действительно, этого инструмента не было, но теперь он существует и вот как это случилось. П. И. Чайковский много путешествовал и за год до первого исполнения балета "Щелкунчик" он побывал в Париже и там случайно наткнулся на необыкновенный инструмент, который изобрёл французский мастер Огюст Мустель. Этот мастер и придумал название инструменту - челеста, что значит "небесная". Этот инструмент был всеми позабыт, но Пётр Ильич выписал его из Парижа и привёз в Россию. Никто ничего не знал об этом инструменте до тех пор, пока челеста не зазвучала в балете и с того времени челеста появилась в составе ударных инструментов симфонического оркестра.

(Продолжить слушание "Танец феи Драже")

- Какой тип музыки?

- Какой характер?

- Понравилось вам звучание челесты?

Следующий житель страны "Ударных инструментов" вам хорошо известен, это - тарелки.

(Приложение слайд№8)

Не каждый оркестр может похвастаться тем, что имеет настоящие турецкие тарелки с неповторимым особым звучанием. Способ изготовления этих тарелок держится в секрете вот уже 350 лет. Тайна выделки этих тарелок передаётся из поколения в поколение только в одной турецкой семье и за пределы её не выходит. Этот инструмент очень нужен в симфоническом оркестре.

- Как называется этот инструмент? (Приложение слайд №9)

- К какой группе ударных он относится?

Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения французского композитора Равеля "Болеро". После прослушивание ответьте на вопросы:

- Какой тип музыки? Какой характер?

- Какой инструмент был солистом?

(Слушание музыкального фрагмента Равель "Болеро", ответы детей на поставленные вопросы)

Это произведение пример того, что не только такие инструменты как рояль, скрипка, виолончель могут быть солистами, ударные инструменты так же с достоинством могут справиться с этой ролью.

Мы поговорили о некоторых ударных инструментах, надеюсь, вы узнали о них много интересного. А теперь давай послушаем разговор этих инструментов, ведь они тоже, в некотором смысле "живые" и иногда любят поговорить, рассказать о себе и даже поспорить.

Инсценировка "Кто главный?" (роли исполняют дети)

Барабан: Я самый главный, я главный! Я! Я! Я!

Тарелки (смеясь): Ах, ах!

Ксилофон: Нахал, невежа! Он самый главный. Да что ты умеешь? У тебя и у всей твоей компании партия умещается на одной нотной линейке! Одной, вместо пяти, как у всякого порядочного инструмента. Вы, однолинеечные, даже "Чижика - Пыжика" сыграть не можете, только одно и знаете - трещать, стучать и барабанить!

Барабан: А на что мне "Чижик"? Я и без того всюду главный: и на войне, и на параде, и на праздниках. А уж на танцах без меня и вовсе не обойтись.

Ксилофон: Ну, конечно, так я и знал, чуть что - сразу "Болеро" Равеля. 20 минут как заведенный выколачивает одно и то же и считает себя солистом. Да разве ты можешь понять, что это такое выступать перед публикой, каждой своей пластинкой откликаться на прикосновение палочек, летающих в руках музыканта. Играть музыку - да, да, да, музыку! Ах, тысячу раз пожалеешь, что попал в эту группу.

Челеста: Успокойтесь, милый ксилофон. Мы, семейство колокольчиковых, и я всецело на вашей стороне. Конечно, никто из нас не знал такой славы как вы, но всё же и нам нередко выпадает честь играть соло. В балете "Щелкунчик" Чайковский специально для меня написал танец Феи Драже. Голоса у нас нежные, тихие. Наша амплуа - сказка, фантастика. Мы в состоянии сыграть любую мелодию. А я лично прихожусь двоюродной племянницей пианино, и все говорят, что нас не различишь. Меня вполне бы могли назвать "маленькое пианино", если бы мой создатель Огюст Мустель не дал мне чудесное имя - челеста, "небесная".

Нет, мы с вами, уважаемый ксилофон, никогда не найдём общего языка стеми, кого вы так метко окрестили "однолинеечными". К тому же некоторые из них, стыдно сказать, сделаны из ослиной кожи.

Тарелки: Тише, тише, а то литавры услышат.

Автор: К литаврам в группе относились с уважением. Литавры действительно сделаны из кожи и эта кожа натянута на огромный медный котёл. Литавры, конечно всё слышали, но сделали вид, будто дремлют. Если обращать внимание на всякую глупость, не то что ослиная - слоновая кожа не выдержит.

В это время литавры вспоминали "звёздный час" ударных инструментов. Было это 200 лет назад в Париже. Тогда улицы Парижа бурлили толпами восставшего народа. Митинги, пламенные речи ораторов, гром невиданных оркестров. Это был действительно "звёздный час" ударных, потому что число литавр и барабанов в оркестрах доходило до 300!

Так же литавры размышляли о том, как изменилась группа ударных с того времени. Появилось много инструментов - новичков. Но размышления литавр были прерваны отчаянным треском, и стало ясно - пора вмешаться. Барабан и ксилофон затеяли драку.

Литавры: немедленно прекратите! Стыдитесь! Какой пример для молодёжи! Тебе, барабан, давно пора забыть своё солдатское прошлое! Вы же, ксилофон виртуоз, равных которому нет в нашей группе, могли бы стать выше уколов самолюбия. К тому же в споре вы оба не правы. Держать на протяжении 20 минут один и тот же ритм очень трудно! Смолкни барабан на минуту или, упаси Бог сбейся - всё рухнет, рассыплется. Но ведь играешь ты не один. Помогают тебе другие инструменты, они твои помощники в "Болеро".

Все инструменты: Неправда! Мы и сами можем играть, нам никто не нужен!

Литавры: Успокойтесь, я это знаю не хуже вас. Да, сейчас нашей группе уделяют всё больше внимание, мы даже становимся солистами, но не будем заблуждаться. Главная наша задача - ритм. Мы были и остаёмся, прежде всего, ритмической группой. Мы - пульс, без которого не может существовать музыка! Но одни мы не в силах выразить всё богатство и многообразие музыкальной мысли. Только все вместе - струнные, духовые, ударные, мы составляем то, что принято называть самым совершенным музыкальным инструментом - симфонический оркестр.

Учитель: Ребята, вы послушали разговор ударных инструментов.

- Какие музыкальные инструменты в нём участвовали?

- О чём вы узнали из этого разговора?

- Какова главная задача ударных инструментов?

Итог: О чем мы говорили на нашем занятии?

- Перечислите инструменты, с которыми вы познакомились?

- Как они появились? На какие группы делятся?

Давайте исполним песню, а помогут нам в этом ударные инструменты.

(Исполнение песни "Дружат дети всей земли" с использованием различных ударных инструментов)

Использованная литература: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов, 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.