Особенности фонопедии при функциональных дисфониях в пожилом возрасте. Особенности слухопротезирования

Разделы: Логопедия


Вопросы практической геронтологии привлекают внимание различных специалистов в связи с отчетливой тенденцией к росту числа лиц пожилого возраста /старше 60 лет/ и старческого /свыше 70 лет/ возраста. В настоящее время в г. Москве живут около 2,5 миллионов пенсионеров.

Естественная возрастная инволюция, пониженная реактивность, особенности возрастной психологии, сопутствующие заболевания создают фон при обследовании и лечении пожилых людей. Помимо этого имеются специфические условия, присущие каждой конкретной патологии, в частности, функциональной дисфонии.

В структуре ЛОР-заболеваемости лиц пожилого возраста заболевания голосового аппарата составляют 3,5 и 6,2 случая на 1000 лиц 60-69 лет и 70 лет и старше.

Под нашим наблюдением находилось 58 пациентов пожилого возраста с функциональной дисфонией.

При ларингоскопии выявилась субатрофичная истонченная сухая слизистая оболочка. Голосовые складки были тусклыми, при фонации смыкались не полностью. Для лиц пожилого возраста характерна гипотонусная дисфония.

Возрастные изменения внешнего дыхания, нервно-психической сферы и эндокринной системы создавали дополнительные трудности в фонопедической работе. У некоторых пациентов отмечены вредные привычки (курение), нарушение артикуляционного аппарата (частичная и полная адентия), неправильное фонационное дыхание и голосоведение, что также отрицательно сказывалось на фоновосстановительном процессе.

Особенности голоса и слуха пожилых людей оказывают взаимное негативное влияние. Сила голоса пожилых людей ослаблена, эмоциональная окраска бедна, тембр глухой, тональный диапазон голоса сужен. На все эти компоненты голоса влияет состояние слуха, в особенности центрального отдела слухового анализатора.

Возрастные особенности слуха пожилых людей сводятся к следующему: прогрессирующее симметричное снижение слуха, преимущественно на высокие тоны с последующим снижением слуха по всему диапазону частот; увеличивается время, необходимое на распознавание звуков, особенно в шуме. Пожилые люди с трудом разбирают речь окружающих и плохо контролируют свою собственную. Они форсируют голос, говорят или излишне громко или, наоборот, тихо, т.к. динамический диапазон между уровнем максимальной разборчивости речи и дискомфортом громкости существенно уменьшается. Если к этому естественному возрастному фону присоединяется функциональная дисфония, а снижение слуха требует электроакустической коррекции (слухопротезирования), то фонопедическая работа значительно усложняется.

В связи с тугоухостью пожилые пациенты не могли дифференцировать патологическую и физиологическую фонацию на слух, что затрудняло выработку правильных кинестезий.

В общей структуре заболеваний органов слуха наиболее распространено (до 70-80%) поражение звуковоспринимающего аппарата – так называемая нейросенсорная тугоухость, обусловленная дегенеративными изменениями улитки или слухового нерва. Эффективная помощь многим больным нейросенсорной тугоухостью может быть оказана слухопротезированием и специальным обучением.

За последние годы технология слухопротезирования претерпела огромные изменения. Миниатюризация отдельных компонентов привела к появлению косметически привлекательных слуховых аппаратов, обладающих улучшенными акустическими характеристиками. Основным их преимуществом является более точное соответствие настраиваемых параметров аудиологическим потребностям пользователя. Доминируют программируемые (аналоговые и цифровые) слуховые аппараты. Процесс адаптации пациента к слуховому аппарату сопровождается определенными трудностями: привычка к другому характеру звука, появление новых звуков, которые прежде не приходилось слышать.

Слухопротезирование, как метод компенсации недостатков слухового восприятия приобретает значение социальной важности, так как обеспечивает возможность улучшения слуха, голоса, речи, т.е. восстановление коммуникативной функции.

Практически у всех пациентов выявлены сопутствующие заболевания: гипертоническая болезнь, остеохондроз шейного отдела позвоночника и т.п. При психоневрологическом обследовании у них отмечены признаки церебрального атеросклероза, негрубое интеллектуально-мнестическое снижение, эмоциональная неустойчивость. У некоторых – недостаточная критика к своему состоянию, завышенные требования к своему голосу. Эти пациенты просили «сделать» им певческий голос, чтобы они могли петь в церковном хоре или художественной самодеятельности, хотя до выхода на пенсию никогда не занимались вокалом. На занятиях они были суетливы, многословны, предъявляли массу жалоб, часто с трудом понимали фонопедические инструкции. Из-за снижения памяти эти больные нуждались в многократном объяснении упражнений и постоянной их коррекции.

Методика фонопедических занятий была обычной для функциональной дисфонии. Самостоятельно пациенты занимались недостаточно из-за плохого самочувствия, упражнения фоновосстановительной терапии выполняли неправильно.

С такими пациентами целесообразно организовать работу по типу дневного стационара, т.е. все упражнения длительно отрабатывать на фонопедических занятиях и дыхательной лечебной гимнастике и только отдельные элементы этих функциональных тренировок рекомендовать закреплять дома самостоятельно. Больные, как правило, не могли посещать фонопедические занятия и ЛФК чаще 1 раза в неделю из-за плохого соматического состояния (подъем артериального давления, обострение радикулита или остеохондроза и пр.), а также из-за утомительности поездки в городском транспорте. Многие из них прервали курс фонопедии, не завершив его. Во время проведения фоновосстановительной терапии больные нередко отмечали головокружение, быструю утомляемость, поэтому занятия с ними проводились со сниженной нагрузкой по щадящей методике на фоне лечения терапевта и психоневролога.

Таким образом, восстановление голоса при функциональной дисфонии у пожилых людей часто представляет значительные трудности из-за возрастных изменений голосового аппарата и снижения компенсаторных особенностей организма. Тем не менее, индивидуальный подход, настойчивость логопеда и пациента позволяют добиться успеха.