Класс: 8
Цель урока.
- Продолжить формировать умение решать уравнения, содержащие неизвестное под знаком модуля.
- Изучить принципы решения таких уравнений методом разбиения на промежутки.
- Сформировать умение находить наиболее рациональное решение уравнений.
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся так, чтобы у каждого возникла потребность в создании нового способа решения таких уравнений.
- Научить учащихся использовать свойства функции при решении уравнения.
- Научить учащихся самостоятельно формулировать проблему и находить способы ее решения.
- Научить составлять план решения (алгоритм).
- С помощью системы упражнений формировать умение решать уравнения методом интервалов.
- Провести фиксацию затруднений и способы их ликвидации.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы на уроке: фронтальная, работа в парах.
Этапы урока | Задачи | Формы | Средства | Методы | Деятельность учащихся |
Орг. момент | -создать рабочую обстановку; -записать число; -определить тему урока |
-работа в парах; -фронтальная |
-индивидуальные задания; -запись на доске |
-словесный; -иллюстративно-объяснительный |
-решают упражнение в парах; -участвуют в обсуждении для определения темы урока |
Подготовка к восприятию нового материала | -мотивация учащихся на изучение
нового материала; -определение преимуществ решение уравнений с помощью определения модуля числа и недостатков решения таким способом; -сформулировать проблему и определить пути ее решения |
-фронтальная; - работа в парах |
-индивидуальные задания; -запись на доске или использование технических средств обучения |
-репродуктивный; -частично-поисковый; -иллюстративно-объяснительный |
-решают упражнение; -обсуждают и делают выводы по определению задач урока; -отвечают на вопросы |
Изучение нового материала | -создание алгоритма решения уравнений методом интервала | -фронтальная работа | -обучающие; -технические |
-поисковый; -иллюстративный |
-обсуждают и делают выводы; -заполняют техническую карту; -создают алгоритм решения |
Закрепление нового материала | -проверить правильность понимания
изученного материала; -организовать запоминания этапов решения; -создать условия для сознательного и творческого получения знаний и умений |
-работа в парах; -индивидуальная |
-карты-задания с образцами решения; | -репродуктивный; -словестный |
-решают упражнения; -проверка правильности решения в парах друг у друга; -тренинг; -определение возникших затруднений и определение пути их ликвидации |
Информация о домашнем задании | -сообщить домашнее задание; -дать инструкцию по его выполнению |
-фронтальная; -индивидуальная |
-карточки-задания | -словесный | -запись в дневнике |
Подведение итогов урока | -дать общую характеристику работы
на уроке; -провести проверочную работу для определения знаний и умений учащихся, полученных на уроке |
-фронтальная; -индивидуальная |
-карточки задания | -репродуктивный; -частично-поисковый |
-участвуют в беседе; -решают упражнения |
Ход урока
1. Организационный момент.
В ходе беседы повторить известный способ решения уравнений с неизвестной под знаком модуля, повторить этапы решения таких уравнений..
Повторение изученного материала.
Карта-задания 1 (каждому ученику, работают в паре).
Решите уравнение | │2х - 6│ + │x + 3│ = 4 |
Ответьте на вопросы: - каким способом решали это уравнение; - сколько получилось смешенных систем; - определите достоинство этого способа решения; - определите недостатки этого способа решения; - сформулируйте проблему и поставьте задачу для решения этой проблемы |
- найти новый способ решения уравнений с неизвестной под знаком модуля;
- составить алгоритм или план решения;
- научиться применять его;
- определиться с затруднениями, которые могут возникнуть;
- проверить свой знания и умения.
2. Изучение нового материала.
Карта-задание 2 (работа в парах)
Даны функции у=2х-6 и у=х+3. Найдите при каких значения х каждая из функций принимает положительные и отрицательные значения и при каких значениях х функции равны нулю | |
Ответьте на вопросы:
|
Беседа по результатам работы учащихся в парах, одновременно на доска появляется схема
Вопрос:
- помогут ли полученные промежутки раскрыть модуль и составить смешенные системы для решения уравнения │2х - 6│ + │x + 3│ = 4?
- поставьте учебную задачу этого этапа урока (составление алгоритма решения)
Алгоритм решения уравнений с помощью интервалов.
Он может выглядеть так:
1. Найти х, при которых выражение под знаком модуля равно нулю.
2. Отметить, полученные числа на числовой прямой, показать их дугами и расставить знаки выражений на каждом числовом промежутке.
3. Раскрыть модули.
4. Составить уравнения и решить их.
5. Выбрать с помощью системы корни уравнения, принадлежащие рассматриваемому числовому промежутку.
6. Записать ответ.
Вопрос: придумайте название этого способа решения уравнений.
Алгоритм решения учащимися записан в тетради.
3. Закрепление изученного материала.
Решение упражнения (записано на доске, учащиеся решают в парах и поводят проверку решения по образцу, который предоставлен учителем или спроецирован на экран). Можно решать это упражнений с комментариями, которые дает один из учеников.
│2-3х│=│5-2х│
Тренинг (взаимопроверка с помощью образца решения упражнения)
Упражнения для тренинга.
а) │х+4│=│2х-1│;
б) │х+3│+│5-2х│=2-3х
Беседа по определению затруднений, которые возникли во время решения уравнения, и составить план их ликвидации.
4. Информация о домашнем задании.
Вопрос: сформулируйте, пожалуйста, домашнее задание для себя (продолжить учиться решать уравнение с неизвестной под знаком модуля с помощью метода интервалов)
Каждому ученику выдается карта заданий, в которой упражнения для репродуктивного решения и упражнения для творческого применения полученных знаний и умений.
Карта-задание 3
Решите уравнения
а) │7х-3│=│2х+1│;
б) │х-1│+│2-х│=1;
в) │х-1│+│х-2│=│х-3│+4;
г) │х-9│+│х-2│=5
5. Подведение итога.
- Беседа. Подведите итоги урока согласно поставленным учебным задачам (формулируется задача и подводится итог).
- Проверочная работа (проверяет учитель)
В1 | В2 |
Решите уравнение: a) │2х - 4│ = │х + 5│; |
Решите уравнение: a) │4 - 2x│ = │5 - x│; |