Цель урока: знакомство с понятием "ветер" и его характеристиками, развитие познавательной потребности у учащихся.
Задачи:
- помочь учащимся выявить основные причины образования ветра и его характеристики;
- формировать навыки выявления причинно-следственных связей;
- научить учащихся приемам построения графика;
- стимулировать и развивать интерес к предмету на основе местного материала, стихов и устного народного творчества;
- прививать у ребят навыки работы с опережающими заданиями.
Оборудование: физическая карта полушарий, календарь погоды, флюгер, жетоны (выдаются учащимся за правильный ответ)
Ход урока
Учитель: Ребята, отгадайте про какое явление природы эта загадка?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий но, бывает,
Груши с веток отбивает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде -
Миг - и нет его нигде
Учащиеся отгадывают - "ветер".
Учитель: В тетрадях записываем число и тему урока "Ветер".
Каждый из нас знаком с этим природным явлением и многое о нем знает
(на доске представлена таблица, 2 первых столбика которой учитель заполняет с помощью учеников).
знаю | хочу узнать | узнал |
Ураган - это: Направление ветра :.. |
Почему дует ветер Названия ветров :: |
Заполняется в конце урока |
Демонстрация опыта
Над зажженной лампой размещаются полоски тонкой (курительной) бумаги, которые начинают колебаться от потоков поднимающегося теплого воздуха.
Вопрос учащимся: Почему так происходит?
Ребята дискутируют и приходят к выводу, что потоки воздуха устремляются снизу вверх, поднимая за собой полоски бумаги.
Учитель: Вам теперь понятно, что высокие заводские трубы строят для того, чтобы была хорошая тяга. Значит, для создания движения воздуха нужна разница давления.
холодный воздух | вытесняет | теплый воздух |
давление высокое | ветер | давление низкое |
В тетрадях учащиеся записывают определение:
Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.
На доске записаны значения атмосферного давления и ребятам предлагается стрелками обозначить направление ветра.
762 мм.рт.ст. 754 мм.рт.ст.
749 мм.рт.ст. 752 мм.рт.ст.
Учитель: В первом примере стрелку следует удлинить. Как вы думаете, почему?
Учащиеся высказывают свои предположения и делают вывод, что сила и скорость ветра зависят от величины разности давления (чем больше разность давления, тем сильнее ветер).
Учитель: А в каких единицах измеряется сила и скорость ветра?
Учащиеся высказывают свои варианты ответа. Правильный ответ: сила - в баллах, скорость - в метрах в секунду.
Учитель: К нам на урок прибыл британский адмирал Бофорт, который еще в1805 году для определения силы ветра разработал шкалу, которая впоследствии была названа его именем.
Ученик, заранее получивший задание играет роль Бофорта и делает небольшое сообщение (2-3 минуты) про данную шкалу, используя картинки форзаца учебника.
Учитель: Люди уже давно заметили, что одни ветры (например, западные) приносят осадки, пасмурную погоду; другие - ясную солнечную погоду. Поэтому уже давно стало необходимостью уметь определять направление ветра. Если ветер дует с юга, его называют южным, с севера - северным, с юго-востока - юго-восточным и т.д.
Учащимся предлагается вспомнить и начертить в тетрадях схему основных и промежуточных сторон горизонта и стрелками показать направление ветра
Учитель: Для каждой местности характерны те или иные преобладающие направления ветров. График, на котором показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров (рис.75,стр. учебника 118).
Затем учащиеся, используя наблюдения календаря погоды составляют розу ветров за декабрь-месяц для своего поселка. На схеме основных и промежуточных сторон горизонта от центра откладывают отрезки по 0,5 см, сколько в этом месяце было дней, когда дули северные ветры; затем на линии, изображающей направление на северо-восток, откладывают столько таких же отрезков, сколько было северо-восточных ветров. То же самое делают на всех направлениях. После соединения концов отложенных отрезков на каждом направлении получают чертеж, по которому можно определить, какие ветры преобладали в декабре в нашей местности.
Учитель: направление ветра определяют с помощью прибора. Кто знает как он называется? Демонстрируется модель флюгера, показывается как будет поворачиваться флюгарка при различных направлениях ветра.
Учащиеся упражняются в установлении флюгарки.
Учитель: Ветер играет большую роль как в жизни Земли, так и жизни людей.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Ветер, ветер, не свисти,
Тучей снежной налети.
Все деревья запуши,
Все кусты запороши.
Ветер веет, веет, веет
Теплым снегом сеет, сеет.
Учащиеся приводят примеры значения ветра:
- перемещает воздух;
- приносит осадки;
- перемещает воду в океане, образуя течения;
- разрушает горные породы;
- плавание на парусных кораблях;
- ветряные мельницы;
- ветряные двигатели;
- перенос семян растений и т.д.
Учитель: А что означают следующие поговорки?
"Ищи ветра в поле".
"В голове ветер гуляет".
"Ехать с ветерком".
"Держать нос по ветру".
Учащиеся приводят свои примеры пословиц и поговорок про ветер.
В конце урока учитель вновь обращается к колонке таблицы "Узнал" и предлагает ребятам ее заполнить. Подводятся итоги работы, ребята сдают жетоны и получают оценки за урок.