"Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее".
Э.Ренан.
Педагог во все времена на первое место ставит воспитание Человека и Гражданина, патриота своей Родины. Совершенствуется методика, изменились и средства воспитательного воздействия - это Интернет, современные компьютерные технологии, видео- и аудиопродукция, что с одной стороны расширяет диапазон знаний человека, а с другой затрудняет четкое определение человеком своей позиции, своего взгляда, оценку тех или иных событий, происходящих в обществе.
Каждый раз, смотря телевизор или читая газеты, мы ужасаемся страшным фактам.
- "Два подростка забили до смерти малыша за двадцать рублей".
- "Дочь заказала киллеру собственную мать".
- "Девочки-старшеклассницы сделали калекой свою одноклассницу".
Таких жутких фактов множество. И каждый раз невольно спрашиваешь себя: "Как же мы дожили до того, что стало страшно ходить по улице? Как жить в этом мире дальше? Как жить в этом мире нашим детям? Как уберечь их от насилия и нарушения закона?
С каждым годом увеличивается число преступлений, совершаемых подростками и детьми, начиная с 6-летнего возраста. Существует мнение специалистов о том, что в нашей стране насчитывается около миллиона беспризорных детей. Откуда столько сирот в мирное время? Все мы знаем, одна из причин в невиданном расслоении общества на очень богатых и очень бедных. Считается, что если в обществе самые бедные беднее самых богатых в 8 раз, общество уже нестабильно. У нас эта цифра превышена больше, чем вдвое. Самые богатые богаче бедных в 20 раз! И богатство их чаще всего неправедное, что создаёт почву для преступности.
Но криминологи всё чаще приходят к мысли, что изучение только социальных причин преступности не позволяет докопаться до корней. И зовут на помощь психологию.
Изучая личность преступника, специалист слой за слоем снимает грязь, налипшую на его чёрную душу, и если это добросовестный исследователь, он неизменно оказывается перед укромным уголком, у входа в который написано: "Детство. Семья".
Мудрецы давно пытались понять необъяснимую вещь: почему в богатой, благополучной семье может вырасти вор, а в нищей - кристальный человек, неспособный и нитки чужой взять?
Ответа нет. И в этом, может быть, счастье. Ни один специалист не в состоянии представить структуру преступной личности. Не обнаружен "ген" преступности, который так долго искали. Не подтверждается теория Ломброзо о жёсткой биологической, анатомической предрасположенности к криминальному поведению.
Истоки преступного поведения, утверждают специалисты, и им нельзя не поверить, находятся в семье, в сфере отношений ребёнка с родителями. Мать - алкоголичка, отец - наркоман или рецидивист, - что для малыша может быть страшнее? Но в конечном счёте судьбу его решает не запойная мать, не отец, изрисованный татуировками, не пьяные драки между ними, а эмоциональное отношение родителей к ребёнку, его принятие или отвержение. Даже в самых, казалось бы, пропащих семьях может вырасти хороший, честный человек, если ребёнком его любили и принимали.
Природа не даёт, к счастью, жёсткого предписания человеку стать убийцей или карманным вором. Но жизнь может поместить ребёнка в группу риска, и вырваться из неё удаётся далеко не всем.
Дети алкоголиков, наркоманов, рецидивистов уже своим рождением в этих семьях отнесены судьбой к самым тяжёлым группам риска - их шанс стать преступниками в 3 - 4 раза выше, чем у ребят из нормальных семей.
К группе риска относятся и дети из неполных семей, которые живут либо с матерью, либо с отцом. И будь отец или мать хоть образцом во всех отношениях, для их детей перспектива попасть в преступную среду в 1,5 раза реальнее, чем для счастливчиков, живущих с обоими родителями.
Однако и ребята из вполне благополучных полных семей могут быть отнесены к группе риска, если они обладают специфическими чертами характера или такими особенностями психики, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут стать провокаторами беды.
Это дети, которые:
- не умеют сострадать другому человеку, не способны поставить себя на его место;
- не умеют и, значит, не любят трудиться; осложнённый вариант: если они к тому же имеют высокие претензии к уровню жизни. Такие личности предпочитают добиваться своих целей, обычно весьма примитивных, чужими руками; претендуют в преступных группировках на роль лидеров;
- трусливы и несамостоятельны, не обладают чувством собственного достоинства, эти - лёгкая добыча лидеров;
- эмоционально не развиты, не умеют преданно любить и глубоко страдать;
- не в состоянии разумно оценивать последствия своих поступков, заглянуть хотя бы на шаг вперёд;
- не имеют духовных и культурных интересов, все их потребности сосредоточены вокруг элементарного: вкусно поесть, поглазеть "видик", посидеть за "компом", завести шикарный "прикид", "потусоваться", подцепить "клёвого" дружка или подружку;
- завистливы, не способны радоваться чужому успеху и благополучию.
Все эти неприятные качества имеют нечто общее - терпением и любовью воспитатели в состоянии помочь таким детям, если не избавиться от них совсем, то очень сильно скорректировать.
Но порой безжалостная природа наделяет своих чад такими "дарами", которые грозят суровой бедой. Я говорю о детях:
- генетически предрасположенных к гомосексуализму (таких рождается 2-3-%);
- наделённых такой гормональной системой, которая в 14 -16 - 18 лет может взорваться гиперсексуальностью и превратить человека в хронически сексуально озабоченное существо;
- ущербных, имеющих физический или иной изъян или просто какую - то особенность, отличающую их от других ребят, это дети, которые "не как все";
- получивших родовые травмы, родившихся с патологией мозга;
- недоразвитых;
- с дефектами психики.
Если вы наблюдаете у одного из своих детей хотя бы одно из этих свойств, у вас есть повод насторожиться. Нет, вовсе не обязательно они кого - нибудь "замочат" или устремятся на панель. Скорее всего, вашим детям страшная судьба не грозит. Но если существует хотя бы минимальная опасность, хотя бы одна на миллион, разве не обязаны уберечь ребёнка от неё?
И чем раньше вы обнаружите опасность, тем, разумеется, лучше; тем больше надежды на успешное излечение.
Литература.
- А.А.Литвинова "Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов", 2004.
- Н.И.Еременко "Классные часы". Выпуск 2, 2006.
- Л.Тархова "Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели", 1997.