Основные этапы урока.
I Стадия "Вызов".
Работа с высказыванием А.П. Чехова, записанным на доске: "Знаки препинания служат нотами при чтении".
Учитель:
- Как вы понимаете смысл слов А.П. Чехова?
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Докажите справедливость данного утверждения на основе следующего текста:
"Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу".
- Попробуйте понять этот текст, записанный без знаков препинания. Всё ли ясно?
А ведь когда-то в Древнем Риме писали без знаков препинания и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такой текст.
- Попробуем поставить точку в тексте, записанном без неё:
"Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу".
- Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слова за "детьми".
- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?
(Обсуждается формулировка темы)
Мотивационная установка.
- Кто из вас, ребята, хочет получить по этой теме индивидуальное задание или поработать в паре?
- Кому хочется поработать у доски?
- Кто желает получить оценку в кредит?
II Стадия "Осмысление".
1. Синтаксическая пятиминутка "Подскажи словечко!"
- Учащиеся поочерёдно подходят к магнитной доске, на которой изображено солнышко. На его лучиках - разноцветные карточки с вопросами.
- Синтаксис - это:
- Пунктуация изучает:
- Подлежащее и сказуемое составляют:
- Односоставные предложения - это:
- Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из:
- В распространённом предложении есть:
- Обращение не является:
- Сложное предложение состоит из:
- Сложные предложения делятся на две группы:
- К союзным предложениям относятся:
2. Анализ предложений.
Висят от жары на ветвях посинели шары.
Учитель: Ребята, соберите "рассыпанную" загадку, запишите её в тетрадь, постройте схему предложения.
На ветвях висят шары, посинели от жары. (Сливы)
Учитель: Текст следующей загадки не очень удачный. Попробуем его отредактировать, используя синонимы.
Стоит колокольчик
На тоненькой ножке
В лиловой одёжке.Стоит звонок
На тоненькой ножке
В фиолетовой одёжке.
(Колокольчик)
Запишите предложение по памяти, подчеркните определения.
Учитель: Прочитайте ещё одну загадку. Она тоже может стать лучше, если мы над ней поработаем. Попробуйте изменить порядок слов, затем сделайте синтаксический разбор предложения.
Вдали на опушке
Расцвело из-под снега
Второе небо.
На опушке из-под снега
Расцвело второе небо.
Синтаксический разбор производится по "цепочке".
Учитель: А сейчас докажите, что следующее предложение является сложным.
- На травинке солнце бьётся
С ветерком на небо рвётся,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)
Составьте на его основе предложение по следующей схеме:
Ромашка - :
(Ромашка - солнечное чудо)
Запишите предложение в тетрадь, дайте ему характеристику.
Творческая работа.
Звучит запись песни "Пять минут" из фильма "Карнавальная ночь"
Учитель: Итак, вы прослушали песенку про пять минут.
- Как вы думаете, пять минут - это много или мало?
- Что же можно сделать за это время?
- Вам предлагается начало фразы: За пять минут можно сделать многое: : Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом.
III Стадия "Рефлексия".
1. "Плюс, минус". Ведётся кодовая запись.
- Сказуемое может быть выражено прилагательным (+)
На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение (+)
- Односоставные предложения не могут быть распространёнными (-)
- В предложении "Зимняя ночь коротка" ставится тире ( -)
- Подлежащее может быть выражено сочетанием слов (+)
- Простые предложения бывают союзными и бессоюзными (-)
- Сложные предложения могут быть нераспространёнными (- )
- Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? кто такой?(+)
IV Подведение итогов урока. Выставление оценок.
1. Домашнее задание (по выбору учащихся).
Составление предложений по картине
П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".
2. Работа в тестовой тетради.