Урок-обобщение по теме "Синтаксис. Пунктуация"

Разделы: Русский язык


Основные этапы урока.

I Стадия "Вызов".

Работа с высказыванием А.П. Чехова, записанным на доске: "Знаки препинания служат нотами при чтении".

Учитель:

- Как вы понимаете смысл слов А.П. Чехова?

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Докажите справедливость данного утверждения на основе следующего текста:

"Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу".

- Попробуйте понять этот текст, записанный без знаков препинания. Всё ли ясно?

А ведь когда-то в Древнем Риме писали без знаков препинания и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такой текст.

- Попробуем поставить точку в тексте, записанном без неё:

"Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу".

- Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слова за "детьми".

- Итак, какова же тема сегодняшнего урока?

(Обсуждается формулировка темы)

Мотивационная установка.

- Кто из вас, ребята, хочет получить по этой теме индивидуальное задание или поработать в паре?

- Кому хочется поработать у доски?

- Кто желает получить оценку в кредит?

II Стадия "Осмысление".

1. Синтаксическая пятиминутка "Подскажи словечко!"

- Учащиеся поочерёдно подходят к магнитной доске, на которой изображено солнышко. На его лучиках - разноцветные карточки с вопросами.

- Синтаксис - это:

- Пунктуация изучает:

- Подлежащее и сказуемое составляют:

- Односоставные предложения - это:

- Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из:

- В распространённом предложении есть:

- Обращение не является:

- Сложное предложение состоит из:

- Сложные предложения делятся на две группы:

- К союзным предложениям относятся:

2. Анализ предложений.

Висят от жары на ветвях посинели шары.

Учитель: Ребята, соберите "рассыпанную" загадку, запишите её в тетрадь, постройте схему предложения.

На ветвях висят шары, посинели от жары. (Сливы)

Учитель: Текст следующей загадки не очень удачный. Попробуем его отредактировать, используя синонимы.

Стоит колокольчик
На тоненькой ножке
В лиловой одёжке.

Стоит звонок
На тоненькой ножке
В фиолетовой одёжке.
(Колокольчик)

Запишите предложение по памяти, подчеркните определения.

Учитель: Прочитайте ещё одну загадку. Она тоже может стать лучше, если мы над ней поработаем. Попробуйте изменить порядок слов, затем сделайте синтаксический разбор предложения.

Вдали на опушке
Расцвело из-под снега
Второе небо.
На опушке из-под снега
Расцвело второе небо.

Синтаксический разбор производится по "цепочке".

Учитель: А сейчас докажите, что следующее предложение является сложным.

- На травинке солнце бьётся

С ветерком на небо рвётся,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

(Ромашка)

Составьте на его основе предложение по следующей схеме:

Ромашка - :

(Ромашка - солнечное чудо)

Запишите предложение в тетрадь, дайте ему характеристику.

Творческая работа.

Звучит запись песни "Пять минут" из фильма "Карнавальная ночь"

Учитель: Итак, вы прослушали песенку про пять минут.

- Как вы думаете, пять минут - это много или мало?

- Что же можно сделать за это время?

- Вам предлагается начало фразы: За пять минут можно сделать многое: : Составьте и запишите предложение с однородными членами и обобщающим словом.

III Стадия "Рефлексия".

1. "Плюс, минус". Ведётся кодовая запись.

- Сказуемое может быть выражено прилагательным (+)

На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение (+)

- Односоставные предложения не могут быть распространёнными (-)

- В предложении "Зимняя ночь коротка" ставится тире ( -)

- Подлежащее может быть выражено сочетанием слов (+)

- Простые предложения бывают союзными и бессоюзными (-)

- Сложные предложения могут быть нераспространёнными (- )

- Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? кто такой?(+)

IV Подведение итогов урока. Выставление оценок.

1. Домашнее задание (по выбору учащихся).

Составление предложений по картине

П.П.Кончаловского "Сирень в корзине".

2. Работа в тестовой тетради.