Элективный курс “Мир народной культуры” рассчитан на приобщение детей к истокам культуры своего народа, тесное сотрудничество с родителями и педагогами. Знакомство с изобразительным искусством и прикладным творчеством связано с окружающим миром, с природой, трудом, желанием заглянуть в будущее и помнить о прошлом.
Цели курса:
Детям предоставляется возможность не просто изучать народный календарь, но и жить по его годовому кругу. Курс разбит на 7 тем – 7 составляющих жизни человека, и рассчитан на 1 года.
Особенности содержания курса определяются:
- научными знаниями;
- народностью;
- трудовым воспитанием;
- православием.
Сюжет курса: “Птица радуется весне, а ребенок матери”. Тема “Рождение” проходит через весь годовой цикл и народных праздников, и практических дел. В конце года – праздник Рождества и выставка по теме. Курс начинается с темы “Природа”, может быть, потому, что, по преданию, мир начался с дерева, ствол которого – ось Вселенной, корни в Землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Тема “Дом” для детей связана с восприятием сказочной избушки и домом своей бабушки. Поэтому занятия строятся на совмещении представления о волшебстве и знаний по домостроительству, названий, пришедших к нам из глубины веков и расшифрованных на занятиях. Дом – это и семья, и устройство мира, и символ Родины. Очень интересная и неисчерпаемая тема “Игрушки”; ведь именно с игрушки начинается мир детства, поэтому ребята увлеченно изучают и изготавливают ее – как старинную, так и современную.
Тема “Пир на весь мир” - это не знакомство только с особенностями русской кухни, но и с культурой праздников, культурой гостеприимства, а также изучение обрядов, связанных с земледелием. Эти занятия позволяют по-новому взглянуть и на привычные продукты (хлеб, соль), и на обрядовость стола – праздничного и поминального.
Завершающая тема года – “Народные промыслы”, хотя понятие “ремесло” изучается вместе со “строительством дома” (“Дом”).
Курс построен из блоков, поэтому есть возможность иногда исключать некоторые блоки и вводить новые.
Особенности методики:
- ребенок как субъект обучения;
- добровольность посещения занятий;
- помощь в самоопределении и поиске своих задатков и способностей;
- возможность изменить образовательную ориентацию в процессе обучения;
- формирование особого стиля преподавания – “педагогика сотрудничества”, где преподаватель и ребенок – коллеги по творчеству.
Возрастные этапы:
- игровые формы творческой деятельности;
- знакомство с произведениями различных видов искусств, народной культурой, эталонами отношений людей, историей развития морали в народном христианском понимании;
- освоение элементов творчества в практической деятельности;
- формирование коллективно-оценочного отношения к творчеству сверстников и результатам, адекватное восприятие критики.
Учебно-тематический план 1-го года
Темы | Теорет. часов |
Практич. часов |
Всего часов |
1. Природа и человек | 6 | 6 | 12 |
Поэтическое воззрение славян на природу. Мир леса (цветы, животные, деревья). Природа в творчестве русских художников. Христианские праздники (сентябрь, октябрь) | |||
2. Дом | 4 | 4 | 8 |
История славянских построек. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома. Внутреннее убранство крестьянского дома. Искусство в быту народа. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы | |||
3. Моя родословная | 4 | 4 | 8 |
Какого роду, племени? Генеалогическое древо вашей семьи. Ты и твое имя. Крещение ребенка. Предметы младенческого быта и охранительная магия. Праздник Рождества. | |||
4. Игрушки | 6 | 6 | 12 |
Народная игрушка – наивная и забавная. Глиняная игрушка. Основные центры производства глиняной игрушки. Матрешка. Праздник Богоявления Господня. Крещение | |||
5. Хороша Дуняша | 4 | 4 | 8 |
“Куль да рогожа – вот тебе и одежда”. Сокровища бабушкиного сундука. Русский народный костюм. Одежда повседневная и праздничная. Головной убор. Праздник Масленицы | |||
6. Пир на весь мир | 4 | 4 | 8 |
“Хлеб – всему голова”. История хлебной булки. Щепотка соли. Праздник “Сороки-жаворонки”. Песни и заклички весны. Вербное воскресенье. Готовимся к Пасхе | |||
7. Народные промыслы | 6 | 6 | 12 |
Роспись по дереву. Золотые травы хохломской росписи. Виды росписи. Городецкая роспись | |||
Итого | 34 часа 34 часа 68 часов |
Основная часть
Сюжет года: “Птица радуется весне, а ребенок матери”
Тема 1. Природа и человек
1. Вводное занятие. Природа и человек. Знакомство с предметом изучения. Знакомство с выставкой детских работ в ЦДТ. Психологические тесты.
2. Поэтическое воззрение славян на природу. Языческие божества Солнца, Лесов (Перун, Святобор, Диво, Макошь). Славянские сказки и предания. Природа родного края. Географическое положение. Реки и озера. Что мы знаем о науке ономастике? Река Медведица. Растительный мир края.
Практическая работа: выполнение рисунка акварелью с предварительным карандашным эскизом. Работа по памяти и по впечатлениям. Тема “Осень”. Сравниваем рисунок и живопись.
3. Мир леса. Кто живет в лесу? Языческие божества: Ворон, Леший. Какими мы представляем обитателей леса? Сказки о лесных чудищах. Сказки А. Пушкина. Стихи о лесе: Ф. Тютчев, М. Волошин, М. Цветаева.
Практическая работа: рисунок карандашом. Тема “Тайны леса”. Работа на воображение, развитие фантазии.
4. Природа в творчестве русских художников. Перунов цвет и одолень-трава. Легенды и были о цветах. Цветы нашего края. Цветы из Красной книги Волгоградской области. Букеты на полотнах русских художников.
Практическая работа: модульное оригами “Букеты в вазах”.
5. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Образы Пресвятой Богородицы в иконописи. Соотношение образов Богоматери и Матери Земли. Символ Женщины в природе. Праздник Пресвятой Богородицы в вашей семье. Осенины – праздник Урожая. Игры и песни славян на празднике Осенины.
Практическая работа: лепка из соленого теста.
6. 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. Праздник Покрова в народной и церковной традиции. Пресвятая Богородица – покровительница русского народа. “Мать Покров! Покров землю снежком, меня, молоду, женишком”. Храмы Руси, построенные в честь Покрова.
Практическая работа: лепка из соленого теста.
Тема 2. Дом
1. История славянских построек. Основные термины и история их происхождения (“изба”, “клеть”, “причелина”, “охлупень”, “полотенце”). Архитектура крестьянского дома. Русские пословицы и поговорки о доме: “Свой уголок – свой простор, своя хатка – родная матка”, “Избушка на курьих ножках, пирогом подперта, блином покрыта”. Избушки в русских сказках.
Практическая работа: проект макета крестьянского дома, освоение техники выполнения сруба из спичек.
2. Обряды и обычаи, связанные со строительством крестьянского дома. Обряды приглашения домового на новое место, которые дошли до наших дней. Охранительная магия росписи и резьбы деталей дома. Разница между архитектурными постройками северных и южных славян, Поволжья. Практическая работа: проект макета крестьянского дома, освоение техники выполнения сруба из спичек.
3. Внутреннее убранство крестьянского дома. Славянские названия комнат. Красный угол, бабий кут, хозяйский угол. Печь как украшение интерьера и центр всей обрядовой жизни человека. “Добрая-то речь, что в избе есть печь”. Расположение печи в северных избах, южных, поволжских. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Практическая работа: изготовление “Домовенка” - оберега.
4. 4 ноября – праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Чудесное явление иконы Богородицы Казанской в Казани. Казанская – хранительница Православной Руси.
Практическая работа: иллюстрация к русской народной сказке “По щучьему велению”.
Тема 3. Моя родословная
1. “Какого роду, племени?”, “Без корня и полынь не растет”. Генеалогическое древо вашей семьи. Термины родства. Знаете ли вы имена ваших прабабушек? Чем они занимались? Этические нормы в крестьянской семье. Народное представление о семейной иерархии. Лад – бог примирения и согласия.
Практическая работа: рисунок на тему “Любимый день в семье”.
2. Ты и твое имя. Крещение ребенка. Происхождение славянских имен. Русская ономастика. Магические свойства имени. Христианские имена при крещении. Семейно-бытовые обряды крещения.
Практическая работа: работа с тканью. Подготовка к выставке “Детская игрушка”.
3. Предметы младенческого быта и охранительная магия. Крестильное покрывало, полотенце. “Мерные иконы”. Колыбельные песни, заговоры. Разучиваем прибаутки, пестушки, потешки.
Практическая работа: работа с тканью. Подготовка к выставке “Детская игрушка”.
4. Праздник Рождества. Рождество в вашем доме. Готовимся к Рождеству. Рождество как древний обряд Египетского календаря. День зимнего солнцестояния. Встреча Солнца-Ярилы у древних славян. Как праздновался этот день на Руси? Славление на Руси, Святки. Разучиваем колядки. Образ Рождества Христова в живописи.
Практическая работа: изготовление ангелочка.
Тема 4. Игрушки
1. Народная игрушка – наивная и забавная. Культовые обряды как олицетворение животворящих сил родной земли. Гончарное производство, глина. Состав глин, особенности состава. Дымковская игрушка.
Практическая работа: лепка дымковской барыни. Роспись.
2–3. Основные центры производства глиняной игрушки. Глиняные игрушки в нашем крае. Абашевская игрушка – сказочные существа. Каргопольская игрушка – очеловечивание животных, орнаментальная роспись. Тульская игрушка – цветовое великолепие росписи. Стихи В. Василенко о народной игрушке. Игрушки бабушки Ульяны.
Практическая работа: лепка дымковской барыни. Роспись.
4-5. Матрешка. От мудреца Фукурума до Президента. Матрешка улыбается. Виды росписи. Семеновская роспись. Технология изготовления и росписи.
Практическая работа: роспись матрешки (плоскостной вариант) на картоне гуашью.
19 января – Богоявление Господне. Крещение. Водокрещи. Народные поверья и приметы. Б. Кустодиев “Крещенское водосвятие”. Детская игрушка. Древние игрушки-погремушки. Игрушки-обереги. Языческое и христианское осмысление.
Практическая работа: изготовление игрушек-оберегов.
Тема 5. Хороша Дуняша
1. “Куль да рогожа – вот тебе и одежа”. Сокровища бабушкиного сундука. Символические и эстетические функции славянской одежды. Находки археологов. Одежа, риза, порты. Женская рубаха. Типы вышивок с языческой символикой. Детская одежда.
Практическая работа: рисунок “Русская девушка за работой” - акварель.
2. Русский народный костюм. Детали женской одежды. Иллюстрации к сказкам А. Пушкина, русским народным сказкам. Изображение русской народной одежды на полотнах художников.
Практическая работа: кукла из ткани.
3. Одежда повседневная и праздничная. Головной убор. Ткани. Ткачество на Руси. Рукоделия для оформления наряда: вышивка, кружевоплетение, низание, шитье. Мастерицы Древней Руси.
Практическая работа: кукла из ткани.
4. Масленица. Масленица – один из любимых праздников русского народа. Древнеславянский праздник “Проводы зимы”.
Практическая работа: изготовление куклы из соломы.
Тема 6. Пир на весь мир
“Хлеб – всему голова”. История хлебной булки. Славянские божества, покровители питья и еды – Хоре, Услад. Еда древних славян. Ритуальная роль стола в обрядах, сопровождающих
главные события человеческой жизни. Традиции русского гостеприимства. Первое хлебное растение. Каша – “праматерь” хлеба.
Практическая работа: коллективная работа “Хлебная сказка”.
1. Щепотка соли. Словацкая сказка “Соль и золото”. “Русский человек хлеб-соль водит”. Значение соли для организма человека. Соль на вес золота. Соляные деньги.
Практическая работа: учимся солить сухие веточки для аранжировки.
2. Праздник “Сороки-жаворонки”. Обычай на Руси печь из ржаного теста “жаворонков”. Песни и заклички весны.
Практическая работа: лепка жаворонков из соленого теста.
3. Вербное воскресенье. Готовимся к Пасхе. Дохристианское происхождение обычая бить веткой вербы. Вербное воскресенье на Руси. Вербное воскресенье в вашей семье.
Практическая работа: росписи пасхальных яиц.
Тема 7. Народные промыслы
1-2. Роспись по дереву. Золотые травы хохломской росписи. История Хохломы. Староверы-иконописцы. Травщики и живописцы. Названия древнерусской посуды.
Практическая работа: освоение приемов держания кисти для росписи, изучение хохломского завитка, завитка с нажимом. Кистевое письмо гуашью.
3. Виды хохломской росписи. “Верховая”, “под фон”, “кудринская” роспись. Растительный орнамент с использованием элементов хохломской росписи.
Практическая работа: освоение приемов держания кисти для росписи, изучение хохломского завитка, завитка с нажимом. Кистевое письмо гуашью.
4. Виды росписи. Понятие композиции в росписи. Композиция в круге
Практическая работа: эскизы росписи в круге роспись на крышечках.
5-6. Городецкая роспись. Отличительные особенности городецкой росписи. Куда скачут кони Городца? Городецкие прялки. Сюжеты росписи. Цветы.
Практическая работа: зарисовки летней природы.
Знания и умения 1-го года обучения:
- знать правила размещения рисунка на листе;
- работать акварелью, гуашью;
- работать ножницами, знать технику безопасности работы;
- рисовать по памяти;
- знать свойства материала, с которым приходится работать;
- знать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
- освоить лепку из теста;
- узнавать полотна известных русских живописцев;
- разбираться в народной символике, знать народные праздники;
- различать народные промыслы “хохлому” и “городец”;
- вырабатывать терпение в работе;
- уметь работать в коллективе;
- изучать природу родного края, знать названия цветов;
- проявлять интерес к поэзии.