Классный час "Посвящение в пятиклассники"

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цели:

  • диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов;
  • развитие внутригрупповых отношений;
  • помощь в осознании особенностей обучения и общения в средней и старшей школе.

Необходимые материалы:

  • три группы карточек разного цвета: с названиями школьных предметов, с именами, с отчествами (желательно заламинировать для повторного использования) приложение 1;
  • скотч (стоит прикрепить на доске тремя вертикальными полосками, завернув улиткой);
  • фотоаппарат;
  • наклейки "смайлики";
  • памятки для пятиклассников приложение 2.

Участники: ученики пятого класса, классный руководитель, завуч первой смены, психолог.

Этапы игры:

  1. Введение в игру.
  2. Корабль класса.
  3. Счет.
  4. Что мы учим, кто нас учит.
  5. Фотография.
  6. Итоги.

Введение в игру.

Дети сидят за своими партами. Психолог сообщает ученикам, что сегодня в их классе должно произойти важное и интересное событие - посвящение в пятиклассники.

Ребятам предлагается подумать, что может значить "посвящение в пятиклассники". Выслушав мнение школьников, психолог подводит итог (или сообщает смысл этого мероприятия).

В этом году у вас многое изменилось. Появились новые учителя и одноклассники, новые учебные предметы, новый классный руководитель. Теперь вы ученики 5 класса. И сегодня у вас маленький праздник "Посвящение в пятиклассники". Этот праздник устраивают, когда хотят присвоить человеку новое звание или титул, но не совсем уверены, а достоин ли он этого и потому предлагают пройти ему несколько испытаний.

Когда-то в прошлом вас посвятили в первоклассники. Когда-нибудь в будущем вас посвятят в студенты. Сейчас, в настоящем мы собрались, чтобы пройти посвящение в пятиклассники. Для этого мы специально пригласили завуча первой смены (психолог представляет завуча), которая поможет нам выбрать самых достойных кандидатов для звания "Пятиклассник".

Корабль класса

Итак, давайте начнем. Первое испытание называется "Корабль класса".

Все вы в этом году отправились в долгое семилетнее плавание: из пятого класса в одиннадцатый класс. Насколько интересным будет это путешествие, зависит только от вас самих. Насколько спокойной и безопасной будет эта поездка, зависит от того насколько прочным будет ваш корабль, дружным и сплоченным ваш класс.

Сейчас я предлагаю вам на доске нарисовать проект вашего корабля. Поскольку это корабль класса, то и создавать мы его будем все вместе.

Послушайте, как это будет происходить. Каждый из вас по очереди выйдет к доске и сможет нарисовать одну линию, составляющую ваш корабль.

При этом есть условие: вы получаете возможность выйти к доске, только сообщив классу, какой личный вклад вы можете сделать для того, чтобы в школе о вашем классе сложилось хорошее мнение.

Во время выполнения задания психолог следит за тем, чтобы дети говорили именно о собственном вкладе в общее дело, а не пытались предложить советы, как следует себя вести другим. При этом следует обращать особое внимание на то, какие конкретные последствия будет иметь то или иное поведение детей. Например, высказывание ребенка "я могу хорошо учиться" стоит подвести к мысли о том, что тогда его одноклассники получат возможность взять с него пример, будут тянуться к знаниям, это в свою очередь создаст благоприятные условия для работы педагогов в классе (всегда приятнее работать с тем, кто этого хочет), а хороший настрой учителя - залог хороших с ним отношений и т.д.

В конце с детьми подводится итог: получился ли у них прочный корабль, на котором можно спокойно отправиться в семилетнее плавание, или это скорее "старое корыто", которое вот-вот развалиться.

Счет

Второе испытание называется "Счет до 10". В этом задании вам надо показать, насколько вы умеете слушать друг друга, заявить о себе, как об одном едином сплоченном коллективе, классе.

По названию испытания вы догадались, что нам придется считать до 10. Однако есть некоторые условия:

  1. Счет начинаю я, а вы продолжаете.
  2. Счет идет по порядку от одного до 10.
  3. Один человек не может назвать несколько цифр подряд (то есть, называем только по одному числу).
  4. Рядом сидящий (сосед по парте) не может назвать следующее по порядку число;
  5. Договариваться о том, кто какое число назовет нельзя.
  6. Если несколько человек одновременно сказали число, счет начинается снова.

Вначале ребята, как правило, стараются как можно быстрее выкрикнуть число, не обращая внимание на своих одноклассников, поэтому психолог должен помочь осознать, что цель может быть достигнута только, если все будут прислушиваться друг к другу.

Что мы учим, кто нас учит

Следующее испытание называется "Что мы учим, кто нас учит".

Настоящие пятиклассники конечно же знают, какие у них есть учебные предметы и кто эти предметы ведет.

Давайте, прежде всего, вспомним, какие у вас в пятом классе есть учебные предметы? Сейчас я буду вам показывать карточки с названием предметов, если они есть в 5 классе - вы хлопаете, если нет - топаете. Готовы.

Далее психолог в произвольном порядке предъявляет карточки с названиями учебных предметов, те из них, которые есть в программе 5 класса, классный руководитель прикрепляет на доску в один столбец. Когда работа закончена, психолог просит подсчитать общее количество предметов (оно впечатляет!).

Если позволяет время, можно предложить нескольким добровольцам проверить себя: выйти к доске и вспомнить все предметы.

А теперь нам предстоит вспомнить имена и отчества наших учителей. Сейчас вам будут розданы карточки: кому-то достанутся имена, а кому-то - отчества. Из вашего набора вам необходимо будет отобрать только те имена или отчества, которые носят ваши учителя.

Классный руководитель и психолог раздают карточки – по 3-4 на парту. В ходе работы психолог при необходимости может еще раз напомнить, что отбираются карточки с именами и фамилиями только тех педагогов, кто работает в этом классе.

Сейчас я буду называть учебный предмет, который есть в вашем расписании. Сначала поднимает руку тот, у кого на карточке имя учителя, ведущего этот предмет, и называет его. Если ваш ответ верный вы отдаете карточку классному руководителю, и она прикрепляет на доску карточку с именем напротив названия соответствующего предмета. Затем руку поднимает тот, у кого отчество этого учителя, и процедура повторяется.

После того как имена и отчества преподавателей прикреплены на доску, можно провести мини-проверку. Добровольцы встают из-за парт и поворачиваются спиной к доске. Психолог называет учебный предмет и просит одного из детей назвать имя и отчество. Затем, наоборот, называет имя и отчество и просит сказать, какой предмет ведет этот учитель.

Фотография

Последнее испытание называется "Фотография".

В этом задании вам необходимо будет построиться для фотографии. Как вы будете это делать? Задание выполняется в полной тишине, то есть разговаривать не разрешается. Сначала кто-нибудь один, желающий выйдет к доске и встанет так, как ему больше всего нравится. Потом еще кто-нибудь присоединиться к нему и выберет удобную для себя позу. Таким образом, весь класс по-одному построится для “удобной фотографии”. Ведь настоящий классный коллектив отличается тем, что в нем каждый себя уютно чувствует.

Стоит обратить внимание, что фото считается полным, когда выстроились все дети и классный руководитель. Когда построение закончено, психолог спрашивает каждого участника о том, удобно ли ему, все ли его устраивает, не хочет ли он поменять место? После того как достигнуто полное согласие психолог фотографирует класс. Потом это фото (или фотоколлажи с классного часа) можно разместить в классном уголке.

Итоги.

Слово дается завучу, который делится своим впечатлением от игры и сообщает вердикт - достойны ли ребята звания Пятиклассников. В случае положительного решения (все испытания пройдены, ребята работали дружно) психолог раздает на память об этом дне наклейки "смайлики".

Классный руководитель и психолог завершают встречу напутственными пожеланиями пятиклассникам и вручают памятку “Заповеди пятиклассника” приложение 2.

Литература

  1. Битянова М.Р. Наши учителя (игра для пятиклассников) // Школьный психолог. - 2002. - №6.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Т. 2. - М.: Генезис, 2003. – 160 с.