Класс (возраст): 5А (11 лет)
Форма проведения: классно-урочная
Цели урока: развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся в процессе изучения темы через систему знаний, с опорой на тексты предложенных заданий.
Задачи урока.
- Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме “Обыкновенные дроби. Сложение обыкновенных дробей”
- Активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке игровых моментов и средств ИКТ, повышать интерес к изучению предмета
- Развивать умение работы с интерактивной доской
- Формирование навыков самоконтроля и оценки своей деятельности
- Воспитание усидчивости, уверенности в своих силах, чувства коллективизма.
Технические средства: интерактивная доска Smart Board
План урока
№ п/п | Название этапов урока | Время (мин.) |
1 | Организационный момент, постановка целей урока | 2 |
2 | Повторение теоретического материала | 3 |
3 | Устный счет | 5 |
4 | Отработка основных видов задач: - работа с координатной прямой; - применение свойств сложения |
4 4 |
5 | Физкультминутка | 3 |
Расположение величин в порядке
возрастания Решение задачи на совместную работу |
5 8 |
|
6 | Запись домашнего задания | 2 |
7 | Самостоятельная работа | 8 |
8 | Итог урока | 1 |
Ход урока
1. Организационный момент, постановка целей урока (приложение 1, слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.
- Сегодня на уроке мы будем повторять материал по теме “Обыкновенные дроби. Сложение обыкновенных дробей”, нам предстоит вспоминать правила, сокращать дроби, выделять целую часть, складывать дроби, обозначать их на координатной прямой, решать задачи. Я надеюсь, что сегодняшний урок во многом станет для вас уроком – развития и повысит интерес к предмету “математика”. Откройте тетради, подпишите число и тему урока.
- Весь урок с нами будут два смайлика (улыбающийся и печальный), они будут помогать вам оценивать себя на каждом этапе.
2. Повторение теоретического материала (приложение 1, слайд 2)
- Вам предложены 5 утверждений:
1) Неправильной дробью называется дробь, у которой числитель больше знаменателя
2) Сокращение дроби – это деление числителя и знаменателя на одно и тоже число
3) Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями нужно сложить их знаменатели, а числители оставит прежними
4) Чтобы сложить дроби с разными знаменателями нужно сложить их числители и знаменатели
5) Чтобы сложить смешанные числа, нужно сначала сложить их целые части, а потом их дробные части.
- Проставьте в тетради цифры от 1 до 5 и напротив номера верного утверждения поставьте букву (в), неверных (н) (на доске ученик способом перетаскивания расставляет необходимые буквы).
- Проверим работу, выполненную на доске. Исправим те утверждения, которые оказались неверными (учитель смещает неверное 4 утверждение и открывает верное).
- Оцените себя. Если у вас все получилось, нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если нет – печального.
3. Устный счет (приложение 1, слайд 3)
- Вам предложены 5 видов заданий, которые понадобятся нам при решении более сложных задач. Работаем самостоятельно, записываем одни ответы.
- Проверяем (учитель щелчком мыши открывает ответы каждого задания). Оцените себя.
4. Отработка основных видов задач
5. Работа с координатной прямой (приложение 1, слайд 4).
РТ часть 1 № 130. Покажите примерное расположение чисел на координатной прямой (один из учеников у доски расставляет дроби на прямой)
- Проверяем (учитель вытаскивает прямую с верным решением). Оцените себя.
6. Применение свойств сложения (приложение 1, слайд 5)
- Вам дан пример на сложение смешанных чисел.
=
- Попробуем вычислить, используя наиболее удобный способ.
- Какие свойства сложения нам в этом помогут? (Учитель открывает подсказку)
- Заполним пропуски, сгруппировав слагаемые (Ученик на доске расставляет или вписывает слагаемые в скобки, остальные работают в тетради).
= (+ + ) + (+) =
- Проверяем (учитель открывает занавес). Оцените себя.
7. Физкультминутка (приложение 1, слайд 6)
- Встанем. Повторим некоторые случаи сравнения дробей.
- Вспомним движения. Если утверждения верны – “хлопок”, неверны – “руки вверх”.
; ; 3) ;
4) ; 5) ;
6) ; 7) .
- Оцените себя.
8. Расположение величин в порядке возрастания (приложение 1, слайд 7)
- Продолжим сравнение.
- Расположите величины в порядке возрастания 740 кг.
- Можем ли мы сразу расположить величины в порядке возрастания. Нет. Почему?
- К какой единице измерения приведем каждую величину? (Учитель открывает подсказку)
- Работайте в тетради.
- Проверяем (учитель перемещает данные на цветное поле). Оцените себя.
9. Решение задачи на совместную работу (приложение 1, слайд 8)
Таня, Наташа и Алеша упаковывают подарки. Таня может выполнить всю работу за 20 мин, если будет работать одна, Наташа – за 15 мин, а Алеша – за 12 мин. Какую часть работы выполнят они за одну минуту, работая вместе? Упакуют ли они половину всех подарков за 2 мин?
- Откройте учебник на стр.192, № 902. Читаем задачу вслух. Решаем вместе.
- Давайте ответим сначала на первый вопрос. Какие для этого ситуации необходимо рассмотреть? (Наташа работает одна, Таня работает одна, Алеша работает один, они работают вместе).
- Составим модель задачи (слайд 1).
- Обозначим прямоугольником всю работу, которую необходимо выполнить.
- На сколько частей разделим работу, которую сделает Таня за 20 мин? Какая часть работы будет выполнена Таней за 1 мин?
- На сколько частей разделим работу, которую сделает Наташа за 15 мин? Какая часть работы будет выполнена Наташей за 1 мин?
- На сколько частей разделим работу, которую сделает Алеша за 20 мин? Какая часть работы будет выполнена Алешей за 1 мин?
- Рассмотрим ситуацию, когда все ребята работали вместе. Какую часть работы они выполнят вместе за 1 мин?
- Выполните действие (слайд 2).
- Какую часть работы они выполнят за следующую минуту? А две минуты?
- Полученный результат больше или меньше половины?
- Пишем ответ, оцениваем себя.
10. Запись домашнего задания с комментарием учителя (приложение 1, слайд 9). РТ № 128в, 129в, учебник № 932б, 933
11. Самостоятельная работа в блокнотах с копировальной бумагой (приложение 1, слайд 10)
- Открываем блокноты, подписываем вариант. Вам предложены 4 примера для обязательного решения и два дополнительных задания, для тех, кто сделает быстрее других.
Обязательная часть | Дополнительная часть | |
1 вариант | 2 вариант | 1) Заполни пропуск,
обозначенный звездочкой ; 2) Вычислите |
Вычислите: 1) 2) 3) 4) |
Вычислите: 1) 2) 3) 4) |
- По окончании работы отрываем верхний лист блокнота, сдаем учителю на проверку и готовимся к самопроверке по отпечатавшемуся решению (учитель открывает верные решения). Оцените себя.
12. Итог урока (приложение 2)
- Вы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог этой работы. Посчитайте сколько у вас улыбающихся смайликов и сколько печальных.
- Дорисуйте на выданной карточке тот смайлик, которых оказалось больше, раскрасьте и покажите мне.
- Я рада, что у большинства из вас все получилось. Спасибо за урок!
Другие дидактические материалы: модель задачи в презентации MS PowerPoint, тематическая физкультминутка в презентации MS PowerPoint, разработка урока в программе Smart Board.
Методическая литература:
1. Математика: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Математика: дидакт. материалы для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Математика: рабочая тетрадь для 5 кл. общеобразоват. учреждений, часть 1/ Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович. К.А. Краснянская. – М.: Просвещение, 2008.
4. Математика, 5-6: метод. кн. для учителя/ С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова. – М.: Просвещение, 2006.