Цели урока:
- рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;
- формировать навыки работы с различными текстами, анализа исторических источников,
- воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, тексты документов, иллюстрации.
Ход урока
Вводная беседа, постановка целей урока.
На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в причинах, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Вступительная беседа, актуализация знаний.
Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.
- А что такое революция?
- А что бы мы назвали промышленной революцией? (Коренные изменения в промышленном производстве).
- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?
- Что такое мануфактура?
Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.
А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? Какое событие произошло в этой стране в XVII веке?
Какие последствия имела эта революция для дальнейшего развития страны?
- Частная собственность на землю.
- Рост торговли и промышленности и торговли.
- Переход к парламентской монархии.
Однако промышленный переворот произошёл не сразу после буржуазной революции, а только в 60-70-х гг XVIII века. Почему ? По мнению экономистов, для этого необходимы определённые условия, или предпосылки (записываются на доске)
Предпосылки промышленного переворота
- Появление свободной рабочей силы.
- Наличие капитала.
- Наличие рынка сбыта товаров.
Вопросы (записываются на доске)
- Имелись ли в Англии условия промышленного переворота?
- Какие события способствовали появлению этих условий?
- Как произошёл промышленный переворот?
- Как изменилось положение рабочих?
- Какими были ранние формы борьбы рабочих против эксплуатации?
Работа в группах - выполнение заданий на раздаточном материале.
- 1 группа - работа с документами о наличии свободной рабочей силы (Приложение №1).
- 2 группа - работа с документами о наличии капиталов и рынка сбыта товаров (Приложение №2).
- 3 группа - работа с текстом учебника, составление таблицы о начале промышленного переворота (Приложение №3).
- 4 группа - работа с документами о положении рабочего класса (Приложение №4).
- 5 группа - работа с документами и текстом учебника о движении луддитов (Приложение №5).
Примерные выводы группы №1.
- В Англии произошла аграрная революция.
- Её результатом стало исчезновение крестьянства, в сельском хозяйстве появляются наёмные рабочие.
- Правительство принуждало людей к найму введением жестоких и кровавых законов.
- В результате огораживаний, закона о бродягах в Англии сложился рынок рабочей силы.
Примерные выводы группы №2.
- Англия обогащалась за счёт ограбления колоний, работорговли, огораживаний.
- Здесь сложился рынок капиталов и рынок сбыта товаров.
- Вывод общий.
- К середине XVIII века в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота.
К этому времени в Англии стала острее ощущаться необходимость резко увеличить производство товаров. Можно ли было это сделать в условиях мануфактуры? Почему?
Выступление группы с результатами работы - представление в таблице.
Примерные выводы группы.
- В конце XVIII века в Англии были созданы системы машинного производства, называемые фабриками.
- Экономическими последствиями промышленного переворота были значительный рост объёмов производства и улучшение качества продукции.
Сообщение группы №4.
Примерные выводы.
- Переход к фабричному производству не облегчил, а ухудшил положение рабочих.
- Условия труда рабочих были очень тяжёлыми: освещение плохое, вентиляции не было. Это приводило к травмам и заболеваниям.
- Широко применялся труд детей, которых жестоко наказывали за различные провинности.
Сообщение группы № 5.
Примерные выводы.
- Одной из ранних форм протеста рабочих является луддизм - движение разрушителей машин.
- Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.
Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них? Что же такое- промышленный переворот? Как вы считаете, в чем состоит его техническая сторона, а в чём- общественная?(Запись в тетради определения)
Закрепление изученного материала - письменная работа.
Согласны ли вы с утверждениями?
- Аграрный переворот- это переход земли в руки крестьян (Нет).
- Для промышленного переворота не обязательно существование в стране парламентской системы (Да).
- Первые технические изобретения связаны с ткацким производством (Да).
- Промышленный переворот начался в Англии в начале XVIII века (Нет).
- В результате промышленного переворота улучшились условия труда и жизни рабочих (Нет).
- Луддизм был одной из ранних форм рабочего движения, направленного против машин (Да).
Подведение итогов урока, выставление оценок за работу в группах.
Домашнее задание: П. 21, подготовить кроссворд по теме или сообщение о каком-либо изобретении этой эпохи.
Список использованной литературы.
1. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500-1800. учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М., "Просвещение", 2006.
2. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800".-М.: "Просвещение", 2006.
3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории.9 класс.-М., "Просвещение",1989.
4. Репин А.В. Новая история. 7 класс. Рабочая тетрадь.- Саратов: Лицей, 2007.
5.Соловьёв К.А. универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.-М.: "ВАКО", 2006.