Урок истории в 7-м классе по теме "Промышленный переворот в Англии"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;
  • формировать навыки работы с различными текстами, анализа исторических источников,
  • воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, тексты документов, иллюстрации.

Ход урока

Вводная беседа, постановка целей урока.

На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в причинах, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Вступительная беседа, актуализация знаний.

Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.

- А что такое революция?

- А что бы мы назвали промышленной революцией? (Коренные изменения в промышленном производстве).

- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?

- Что такое мануфактура?

Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.

А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? Какое событие произошло в этой стране в XVII веке?

Какие последствия имела эта революция для дальнейшего развития страны?

  1. Частная собственность на землю.
  2. Рост торговли и промышленности и торговли.
  3. Переход к парламентской монархии.

Однако промышленный переворот произошёл не сразу после буржуазной революции, а только в 60-70-х гг XVIII века. Почему ? По мнению экономистов, для этого необходимы определённые условия, или предпосылки (записываются на доске)

Предпосылки промышленного переворота

  1. Появление свободной рабочей силы.
  2. Наличие капитала.
  3. Наличие рынка сбыта товаров.

Вопросы (записываются на доске)

  1. Имелись ли в Англии условия промышленного переворота?
  2. Какие события способствовали появлению этих условий?
  3. Как произошёл промышленный переворот?
  4. Как изменилось положение рабочих?
  5. Какими были ранние формы борьбы рабочих против эксплуатации?

Работа в группах - выполнение заданий на раздаточном материале.

  • 1 группа - работа с документами о наличии свободной рабочей силы (Приложение №1).
  • 2 группа - работа с документами о наличии капиталов и рынка сбыта товаров (Приложение №2).
  • 3 группа - работа с текстом учебника, составление таблицы о начале промышленного переворота (Приложение №3).
  • 4 группа - работа с документами о положении рабочего класса (Приложение №4).
  • 5 группа - работа с документами и текстом учебника о движении луддитов (Приложение №5).

Примерные выводы группы №1.

  1. В Англии произошла аграрная революция.
  2. Её результатом стало исчезновение крестьянства, в сельском хозяйстве появляются наёмные рабочие.
  3. Правительство принуждало людей к найму введением жестоких и кровавых законов.
  4. В результате огораживаний, закона о бродягах в Англии сложился рынок рабочей силы.

Примерные выводы группы №2.

  1. Англия обогащалась за счёт ограбления колоний, работорговли, огораживаний.
  2. Здесь сложился рынок капиталов и рынок сбыта товаров.
  3. Вывод общий.
  4. К середине XVIII века в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота.

К этому времени в Англии стала острее ощущаться необходимость резко увеличить производство товаров. Можно ли было это сделать в условиях мануфактуры? Почему?

Выступление группы с результатами работы - представление в таблице.

Примерные выводы группы.

  1. В конце XVIII века в Англии были созданы системы машинного производства, называемые фабриками.
  2. Экономическими последствиями промышленного переворота были значительный рост объёмов производства и улучшение качества продукции.

Сообщение группы №4.

Примерные выводы.

  1. Переход к фабричному производству не облегчил, а ухудшил положение рабочих.
  2. Условия труда рабочих были очень тяжёлыми: освещение плохое, вентиляции не было. Это приводило к травмам и заболеваниям.
  3. Широко применялся труд детей, которых жестоко наказывали за различные провинности.

Сообщение группы № 5.

Примерные выводы.

  1. Одной из ранних форм протеста рабочих является луддизм - движение разрушителей машин.
  2. Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.

Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них? Что же такое- промышленный переворот? Как вы считаете, в чем состоит его техническая сторона, а в чём- общественная?(Запись в тетради определения)

Закрепление изученного материала - письменная работа.

Согласны ли вы с утверждениями?

  1. Аграрный переворот- это переход земли в руки крестьян (Нет).
  2. Для промышленного переворота не обязательно существование в стране парламентской системы (Да).
  3. Первые технические изобретения связаны с ткацким производством (Да).
  4. Промышленный переворот начался в Англии в начале XVIII века (Нет).
  5. В результате промышленного переворота улучшились условия труда и жизни рабочих (Нет).
  6. Луддизм был одной из ранних форм рабочего движения, направленного против машин (Да).

Подведение итогов урока, выставление оценок за работу в группах.

Домашнее задание: П. 21, подготовить кроссворд по теме или сообщение о каком-либо изобретении этой эпохи.

Список использованной литературы.

1. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500-1800. учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М., "Просвещение", 2006.

2. Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500-1800".-М.: "Просвещение", 2006.

3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по новой истории.9 класс.-М., "Просвещение",1989.

4. Репин А.В. Новая история. 7 класс. Рабочая тетрадь.- Саратов: Лицей, 2007.

5.Соловьёв К.А. универсальные поурочные разработки по новой истории: 7 класс.-М.: "ВАКО", 2006.