Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством Сельмы Лагерлеф;
- развитие словарного запасы учащихся;
- воспитывать любовь и добро к ближнему;
- воспитывать уважительное отношение к православной культуре.
Используемая методическая литература:
- Библия.
- Журнал "Воспитание школьника" № 7, 2006 г.
Используемое оборудование: Ноутбук, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Наш урок проходит в праздничные дни, в преддверии дня Святой Троицы.
Я желаю, чтобы урок прошел для вас с пользой. Может быть, вам удастся что-то для себя открыть.
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлеф, которая поведует нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа.
3. Рассказ об авторе.
– Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф.
Легенды родились в сердце Швеции – Вермланде – и поселились в дворянской усадьбе Морбакка. Это они шуршали на чердаке, играли ветвями огромных рябин, плотным кольцом окружавших Морбакку, порхали вокруг колыбели, где лежала дочь отставного военного и учительницы, хозяев усадьбы.
Но, увы, легенды не были всемогущи. Они не сумели уберечь ребенка от тяжелой болезни, лишившей возможности ходить. Единственным развлечением девочки стали рассказы ее тетушек и бабушки. А в 5 лет девочка потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.
Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.
Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи “Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции”, “Сага о Йесте Берлинге”, трилогия о Левеншельдах.
В книге “Сказания о Христе” писательница собрала легенды, рожденные на Востоке. А начала она эту книгу с рассказа о Спасителе, услышанного от бабушки в рождественскую ночь.
4. Чтение и анализ первой части текста.
(Чтение детьми законченными частями.)
– Прочитайте заголовок. Как вы думаете, о чем поведует нам автор?
(О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)
1-я ч. “Когда мне было…” до слов “Не было детей более счастливых…”
– От чьего имени идет повествование?
(Повествование идет от имени автора рассказа.)
– Какое настроение автора вы почувствовали?
(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)
– Что было для детей настоящим счастьем?
(Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)
– Прочитайте, как об этом пишет автор?
(Выборочное чтение.)
2-я ч. “Я смутно помню…” до слов “Как холодно веет ветер…”
– Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти?
(Выборочное чтение.)
– Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка.
(Выборочное чтение.)
– Как вы думаете, зачем она это делала?
(Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть поэтому Сельма Лагерлеф стала писательницей.)
3-я ч. “Вспоминаю я …” до слов “…когда она умерла.”
– Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?
(Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом.)
4-я ч. “Я помню то утро, …” до конца.
– Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?
(Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир.)
– Подтвердите ответ текстом.
(Выборочное чтение.)
– Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?
(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)
Словарь: псалом – религиозное песнопение.
5. Физкультминутка.
А сейчас мы встанем дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработайте ногами,
Поработайте руками!
Улыбнемся, день хороший!
И похлопаем в ладоши!
6. Инсценирование.
Помню я, как в детстве в первый раз,
Слышала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слез,
Ведь родился маленький Христос.
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе…
– Это случилось два тысячелетия назад в окрестностях города Вифлеема в стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи.
1-й пастух: Как темно было – и вдруг такой яркий свет!
2-й пастух: В небе звезда зажглась новая, большая.
(Появляется Светлый ангел.)
Светлый ангел: Родился Спаситель мира, о котором предвозвещали пророки!
Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!
1-й пастух: Смотри, та далекая пещера вся словно в огне!
2-й пастух:
Чтоб на Христа взглянуть,
Чтоб поклониться Богу,
Отправимся мы в путь,
В опасную дорогу.
1-й пастух:
В дар Младенцу принесем
Меду, трав душистых.
Путь по звездочке найдем
Яркой, серебристой.
(Пещера, в которой Мария качает колыбель и поет.)
Мария:
Как пылают звезды над горами,
Пастухи в долинах бродят со стадами.
Смолкни, колокольчик, не шуми, овечка,
Спит Младенец в яслях, догорает свечка.
Ослик: Постой-ка, может Младенец немного озяб?
Вол: Мы нашим дыханьем согреем его.
Ослик: Гляди-ка, кажется, кто-то идет?
Вол: Пришли пастухи и стоят у ворот.
Мария: Бог в помощь, друзья! Заходите скорей!
1-й пастух: А где новорожденный?
2-й пастух: Да вот же он!
1-й пастух:
Прими, Христос, дары простые.
Вот хлеб и мед, а вот вода,
Мы люди бедные, но верим –
Грядут иные времена.
(Чтение учителем стихотворения А.А.Фета “Ночь тиха..” )
* * *
Ночь тиха. По тверди зыбкой Ясли тихо светят взору,
Звезды южные дрожат. Озарен Марии лик,
Очи Матери с улыбкой Звездный хор к иному хору
В ясли тихие глядят. Слухом трепетным приник.Ни ушей, ни взоров лишних, – И над Ним горит высоко
Вот пропели петухи – Та звезда далеких стран:
И за ангелами в вышних С ней несут цари Востока
Славят Бога пастухи. Злато, смирну и ладан.
7. Чтение второй части текста.
(Чтение по ролям: маленькая девочка, бабушка, пастух, человек.)
Словарь: Рождественский сочельник-канун церковного праздника Рождества; лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой.
8. Обобщение.
– Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?
(Родился Иисус Христос и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем.)
– Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю?
(Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус-значит Спаситель. Христос-помазанник Божий.)
– А в чем, по – вашему, счастье?
(Счастье-это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.)
– Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова:
“Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной”,– как вы их понимаете?
– Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ?
(“Рождество”. “Ночь перед Рождеством”. “Рождение Господа”.)
9. Домашнее задание:
– Дома, чтобы прочувствовать каждое художественное слово и образ, перечитайте текст еще раз. Подготовьте по содержанию вопросы, которые будете задавать друг другу.
10. Подведение итогов.
– Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали?
(Высказывания детей.)
– Ребята, помогите мне оценить наш урок. Чтобы вы взяли: солнышко или тучку?
(Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор.)
– Пусть ваши добрые дела просветляют нашу душу, как солнечные лучики, а грехи и пороки только затемняют ее, как тучки небо.
У наших предков была традиция: в Святки “сжигать” все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, вспоминайте про себя, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом пламени и больше не повторятся никогда.