Формирование культуры здоровья младших школьников как важнейшее условие саморазвития и самореализации

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Создание в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников - одна из основных задач школы. Причем речь идет не только о спорте и физическом воспитании, практически все образовательные учреждения включают вопросы формирования культуры здоровья в целом и на каждом конкретном уроке в частности.

В 2007-2008 учебном году я начала обучение первоклассников. Самое важное, что мне необходимо было выяснить при первой встрече с родителями это то, каких результатов ожидают они от обучения ребенка в начальной школе? Оказалось, многие “запросы” родителей к результатам обучения, по сути, являются не более чем благими пожеланиями. Из ответов родителей, например, последовало, что для большинства очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться.

Цель моей работы как учителя заключалась в том, чтобы создать оптимальные условия для формирования культуры здоровья учащихся. Под культурой здоровья мы понимаем не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности человека вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

Всю свою деятельность я выстраиваю, опираясь на принцип “Не навреди”, сотрудничая со школьным врачом, педагогами, родителями и детьми. Полем своей деятельности считаю три направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения:

- мотивационное;

- когнитивное;

- деятельностное.

Мотивацию учащихся и родителей по формированию у них культуры здоровья осуществляю через урочную и внеурочную деятельность. Провожу беседы об успешности адаптации детей в школе, о состоянии их здоровья, режиме дня школьника, о важности быть уверенным в собственных силах; консультации для родителей и педагогов. По инициативе детей в классе создан “Уголок Мойдодыра”, “Уголок Здоровья”, где ребята могут поместить полезную информацию (рецепты “Волшебных фитосборов”, комплекс точечного массажа, профилактика плоскостопия и нарушений осанки) не только для себя, но и для родителей и педагога. Вношу коррективы в предметное содержание, а именно, интегрирую основы безопасной жизнедеятельности в уроки физической культуры и окружающего мира. Формирую у детей знания о профилактике простудных заболеваний: закаливание; фито и ароматотерапия (в период предполагаемого всплеска простудных заболеваний дети приходят в школу с мелконарезанным луком или чесноком, который помещают на парты), как результат- снижение количества заболевающих.

В процессе бесед, совместных проектов дети узнают о значении комнатных растений как лучших источников полезных и гармоничных запахов, знакомятся с их основными группами и видами, оздоравливающих воздушную среду и отрицательно влияющих на здоровье, и приходят к выводу о необходимости разведения в классах хлорофитума, алоэ, бальзамина, герани, каланхоэ, мирта. Но в совместной деятельности с детьми при подборе растений для данного класса соблюдаем два обязательных условия:

  • запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
  • присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.

Выращивание растений, безусловно, целесообразно и должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья.

Среди множества внеклассных событий (и для учащихся, и для родителей), направленных на сохранение здоровья младших школьников, наиболее эффективными считаю:

- совместные встречи в спортивном зале (“Час весёлых эстафет”, “Крепок телом – богат и делом”), за круглым столом (“Наша увлечённая семья”);

- просмотр мультипликационных “Уроков осторожности”, “Уроков хорошего поведения”;

- встречи с педиатром о профилактике простудных и кишечных заболеваний;

- встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки, в том числе учащимися и их родителями;

- устные журналы (“Режиму дня мы друзья”, “Лекарственные растения”);

- различные игры и КВНы (“Мы и наше здоровье”);

- выставки рисунков (“Секреты здоровья”), акции “За здоровый образ жизни”, “Спорт вместо наркотиков”, “Скажи наркотикам – “Нет!”);

- классные часы, беседы;

- сотрудничество со школьной медицинской сестрой;

- участие в НОУ с работами о здоровьесбережении (“Моя жизнь в БМХ-спорте – сохранение здоровья и продвижение к своей цели”, “Можно ли вырастить чеснок среди зимы?”). Большое влияние на состояние организма младшего школьника и его работоспособность оказывает рациональное чередование различных видов деятельности обучающихся и педагога; сочетание труда и отдыха учащихся; учёт индивидуальных особенностей детей.

Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье им необходимы ежеурочные двигательные минутки, которые сочетаются с содержанием проводимого урока. Дети после физминуток становятся более активными в закреплении полученных знаний, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук детей нуждаются в специальной пальчиковой гимнастике, которая служит не только отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличивает их подвижность и силу, развивает мышление, речь детей. Для проведения дыхательной гимнастики использую игрушки, изготовленные детьми из бумаги, ваты, ниток (паучок, лягушка, кораблик). Они легко скользят по парте, если на них подуть. Такие упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне.

С целью профилактики дефектов осанки, зрения создаются оптимальные гигиенические условия, проводятся специальные упражнения с применением “зрительных тренажеров”, осуществляется воспитательная работа. Мои ученики любят хором повторять “волшебные” слова: “Кто правильно сидит, тот правильно работает”. После таких слов все хотят правильно работать.

Минуты тишины являются не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров. В самом начале обучения предупреждаю детей, что когда они услышат слово “тишина”, то должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, шепнув друг другу “тишина”, удобно сесть и сидеть тихо. Или прошу показать мне “волшебников тишины” - тогда в классе царит тишина. Но при этом нужно помнить, что на переменах необходимо создать условия для двигательной и эмоциональной разрядки.

Эффективным средством борьбы с переутомлением, воздействия на настроение и психическое состояние организма ребёнка считаю музыку. Она с древних времён сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Использую музыкотерапию на уроках изобразительного искусства, трудового обучения, окружающего мира и литературного чтения. Например, “Колыбельные природы”, “Голоса птиц и зверей”. Одним из важных приёмов, помогающих сохранить здоровье детей, является безотметочное обучение в первом классе и его элементы в последующих классах. Оно даёт возможность учителю определить результативность обучения в соответствии с темпом каждого ученика, не ставя его при этом в ситуацию неуспеха, позволяет проводить рефлексию, формируя адекватную самооценку, тем самым, сохраняя его здоровье.

Нервно-психические нагрузки, возникающие по причине большого потока информации на ребёнка, не позволяют развивать у него мышление, не учат преодолевать трудности, решать творческие задачи. Именно эти трудности массовой практики породили во мне необходимость поиска, освоения и применения в своей педагогической деятельности технологии проблемно – диалогического обучения. Её внедрение позволяет снижать риск стресса у учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и “открытия” знаний. Опыт показывает, что проведенная работа дает положительные результаты, а именно, у детей появилось бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, доброжелательность и отзывчивость к людям, замечаю стремление к физическому совершенствованию (дети с огромным желанием посещают секции) и умение самостоятельно укреплять свое физическое и психическое здоровье.
Данная совокупность всех используемых в моей педагогической практике приёмов, технологий, не только оберегает здоровье учащихся, родителей и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствует воспитанию у учащихся культуры здоровья. Это позволит учащимся более успешно адаптироваться при переходе в среднее звено, а самое главное – всесторонне саморазвиваться, стать самостоятельными и успешно реализовывать свои возможности. В заключении хочется сказать, что выше блага детей и их здоровья действительно ничего нет.

Литература

1. Абасов З.А. Ученик как субъект педагогической технологии.//Школьные технологии. - 2001. №2.

2.Агаджанян Н. А., Труханов А.И, Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. - М.: 2002.

3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 2000.

4. Материалы курсов повышения квалификации по теме “Организация учебной деятельности младших школьников в системах развивающего обучения” на базе БОУ ДПО “ИРОО”, 2008.

5. Материалы семинара по теме “Разработка механизма реализации ФГОС общего образования, структура и содержание ФГОС” на базе БОУ ДПО “ИРОО”, 2010.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.

7. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: 1991.

8. Семашко Е.А. Система безотметочного обучения. // Начальная школа- 2007. - №1. - C.4-14.

9. Сухарев А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2000. № З. С. 43-45.

10. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: 1988.

11. Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве”. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

12. Якиманская И.С. Личностно ориентированное образование в современной школе. - М.: Сентябрь,1996.