Цели: обучающиеся должны научиться конструировать тест; уметь отличать тест от набора предложений, распознавать его части и их очерёдность; развивать речь, орфографическую зоркость, умение и навыки самоконтроля; осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием для работы в группах, словарные слова, ребус, кассета с записью физкультминуток.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Минутка чистописания.
- Откройте тетради и запишите число. Какая орфограмма спряталась в слове октябрь?
тк тс кт ст
- Что объединяет эти буквы? Какое слово можно составить из этих сочетаний букв, если добавить одну гласную?
- Как вы думаете, почему выбрано именно это слово?
- Что такое текст?
- Из чего состоят предложения? Без слов мы не сможем провести словарную работу.
III. Словарная работа.
Первое слово вы можете прочитать, если удалите из записи буквы, которые мы использовали в минутке чистописания.
о с р т е к х
- Какое слово получилось? Орех похож на букву О. Орех - это плод. А что ещё мы называем орехом? ( Орехом называют дерево или кустарник, на котором растут плоды).
- Теперь разгадайте ребус. ( Запись на доске ребус слова погода).
Слово образовалось с помощью приставки ПО от слова ГОД и обозначало только "благоприятное время", а пасмурное состояние природы называли НЕПОГОДА. Сейчас значение слова ПОГОДА расширилось; мы говорим: хорошая погода, плохая погода.
(На экране статья из толкового словаря).
- Прочитайте статью из толкового словаря на экране.
ПОГОДА - состояние природы в определённом месте в определённое время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер.
- Запишите транскрипцию слова. (Один ученик выполняет работу на доске).
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.
IV. Физкультминутка.
V. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, из каких частей состоит текст?
(На экране появляется запись).
Текст.
1. Заглавие.
2. Начало.
3. Середина.
4. Концовка.
- Послушайте рассказ. Жил-был текст. Все предложения в нём строго знали своё место. Но однажды подул сильный ветер и предложения разлетелись в разные стороны. - Посмотрите на предложения, записанные на доске.
- Можно это назвать текстом? Почему?
- Тема нашего сегодняшнего урока " Конструирование текста".
- Как вы понимаете слово "конструировать"?
- Попытайтесь сконструировать текст и расставьте предложения в том порядке, как развивались события.
Текст записан на доске. Дети расставляют цифры- магниты около предложений.
У галчонка отросли крылья, и он улетел. 4
Миша нашёл под деревом птенца. 1
Мальчик кормил его червяками и личинками. 3
Галчонок не умел летать. 2
- Запишите по одному предложению. Первый вариант списывает начало текста, а второй - конец.
- Сейчас я предлагаю вам отправиться в лес.
VII . Музыкальная физкультминутка.
VIII. Закрепление изученного.Работа в группах.
- Что можно принести из осеннего леса?
- Я хочу раздать вам осенние листочки. Они не простые, на них записаны части лесной истории.
- Разложите листочки в таком порядке, чтобы получился текст, и озаглавьте его. Для выполнения этого задания, я предлагаю вам объединиться в группы.
(Дети объединяются в группы и получают задание, которое будут выполнять).
Текст. (Каждая часть на отдельном листочке разных цветов).
В лесу растёт кедр. Кедровник - любимое место многих животных и птиц.
Осенью в нём созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладёт их под язык. Под ним помещается до 160 орешков.
Кедровочка прячет своё богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в лесу появляются молодые кедры.
Назовите, в каком порядке вы расположили листья.
- Какое заглавие придумали?
- Давайте прочитаем получившийся текст. (На экране появляется изображение кедра и текст).
- Выберите самое подходящее название текста из всех названных. Давайте запишем его.
- Найдите однокоренные слова в данном тексте. Запишите их в тетрадь.
- Что вы узнали из этого текста?
- О чём мы должны помнить всегда, когда приходим в лес?
IX. Итог урока.
- Скажите, чему вы научились сегодня на уроке?
- Молодцы! Все очень старались, а теперь оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали хорошо, у вас всё получалось - нарисуйте зеленый листик. Если вы сомневались - жёлтый. А если задания для вас оказались сложными, ничего не получалось, тогда нарисуйте красный листик.