Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Оптические явления».
Задачи урока:
- Описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты, применять полученные знания для объяснения явлений и процессов, для решения задач
- Развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе решения проблем.
- Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
Оборудование: дидактический материал программы PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
Сегодня на уроке мы проведем зачет по теме: «Оптические явления» (слайд 1)
Зачет пройдет в два этапа.
1-й этап проверка теоретического материала, работаем по листам опроса.
2-й этап решение задач по теме, работаем в тетрадях.
Чтобы найти решение, мы должны… активизировать ту часть наших знаний, пока пассивно хранящихся в памяти, которая имеет отношение к данной задаче.
Д. Пойа (слайд 2)
II. Повторение теоретического материала.
1. «Отгадай-ка» (слайды 3-4)
Необходимо отгадывать загадки и записывать ответы в столбик. (10мин)
-
Белая кошка лезет в окошко.(Солнечный свет)
-
Из окошка в окошко – золотой прут. (Солнечный луч)
-
Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от нее ни зла, ни пользы нет.(Тень) -
И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
-
Перед нами – вверх ногами,
Пред тобой – вверх головой. (Отражение) -
Посредине поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро) -
Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
-
Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза)
-
Посреди поля серебряные зерна. (Роса)
Отгадки (слайд 5). Проверяют и самостоятельно оценивают. За каждый правильный ответ – 1 балл
2. «Кто быстрее?» (5 мин.)
(слайд 6)
Перед вами – серия вопросов. Нужно не мешкая, ответить на них, вписав буквы из ответов в данную цепочку пустых клеток. Какие именно буквы вписывать – указывают цифры над клетками. Ответив верно на вопросы, оценку своей работы.
1 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
о | т | л | и | ч | н | о |
- Линия, являющаяся осью узкого светового пучка. (ось)
- Электромагнитные волны способные вызывать у человека зрительные ощущения (свет)
- Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями (линза)
- Единица оптической силы (диоптрия)
- Линия, являющаяся осью узкого светового пучка (луч)
- Изображение, в котором светлые места сфотографированного предмета выглядят темными, а темные, наоборот, светлыми (негатив)
- Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе лучи, падающие на нее параллельно ее оптической оси (фокус)
Проверяют и самостоятельно оценивают. (слайд 7)
За правильное выполнение задания – 5 баллов, за 1 ошибку – 4 балла, за 2 ошибки – 3 балла.
3. Выполнение задания с выбором ответа. (13 мин.)
Выберите ответ. (слайды 8-16)
Задание | Ответы | |
1. Ниже приведена формулировка одного из законов физики: Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Назовите этот закон. | А. Закон отражения света. Б. Закон преломления света. В. Закон прямолинейного распространения света. Г. Среди ответов А-В нет правильного. |
В. |
2. Доказательством, какого закона является образование тени? | А. Только закона преломления света. Б. Только закона отражения света. В. Только закона прямолинейного распространения света. Г. Всех трех законов, названных в А-В. |
В. |
3. Известно, что мы видим тела и не являющиеся источниками света. Какое явление приводит к этому? | А. Отражение света. Б. Преломление света. В. Поглощение света. Г. Все три явления, названные в А-В. |
А. |
4. На пути тонкого светового пучка АО помещают стеклянный полуцилиндр. Какая стрелка показывает направление отраженного луча? |
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. Ни одна из названных в А-Г. |
Б. |
5. На рисунке изображена схема падения луча света АО наповерхность МN. Назовите угол падения луча. | А. МОС. Б. АОВ. В. ВОС. Г. СОN. |
Б |
6. На рисунке изображен ход лучей через линзу. Какой отрезок является фокусным расстоянием? | А. АF Б. ОF В. ВF Г. DF |
В |
7. Угол между падающим лучом и плоскостью равен 30°. Чему равен угол отражения? | А. 30°. Б. 60°. В. 15°. Г. 90°. |
Б |
8. Укажите рисунок с верным ходом светового луча в прямоугольной трехгранной призме, если ее преломляющий угол равен 30°. | В |
(Слайд 17) Проверяют и самостоятельно оценивают.
За каждый правильный ответ – 1 балл, за 8 – 3балла (итого 10 баллов)
III. Решение задач (15 мин.)
(Слайд 18)
- Учебник Физика – 9 (Громов С.В.) Стр. 148 №143, №145
- Проверка решения задачи по образцу. (3 мин.)
(Слайды 19-20)
Учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, и проверяют работы, сверяясь с образцом на слайде. Оценивают работы
IV. Рефлексия (2 мин.)
Проверив во время самостоятельной работы листы опроса учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок (можно это сделать на экране, если предварительно заготовить списки), записывают задание на дом.