Урок-зачет по теме "Оптические явления"

Разделы: Физика


Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Оптические явления».

Задачи урока:

  • Описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты, применять полученные знания для объяснения явлений и процессов, для решения задач
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности в процессе решения проблем.
  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.

Оборудование: дидактический материал программы PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

Сегодня на уроке мы проведем зачет по теме: «Оптические явления» (слайд 1)

Зачет пройдет в два этапа.

1-й этап проверка теоретического материала, работаем по листам опроса.

2-й этап решение задач по теме, работаем в тетрадях.

Чтобы найти решение, мы должны… активизировать ту часть наших знаний, пока пассивно хранящихся в памяти, которая имеет отношение к данной задаче.
Д. Пойа (слайд 2)

II. Повторение теоретического материала.

1. «Отгадай-ка» (слайды 3-4)

Необходимо отгадывать загадки и записывать ответы в столбик. (10мин)

  1. Белая кошка лезет в окошко.(Солнечный свет)

  2. Из окошка в окошко – золотой прут. (Солнечный луч)

  3. Попутчица за мною ходит вслед,
    Мне от нее ни зла, ни пользы нет.(Тень)

  4. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

  5. Перед нами – вверх ногами,
    Пред тобой – вверх головой. (Отражение)

  6. Посредине поля лежит зеркало,
    Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

  7. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)

  8. Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (Линза)

  9. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

Отгадки (слайд 5). Проверяют и самостоятельно оценивают. За каждый правильный ответ – 1 балл

2. «Кто быстрее?» (5 мин.)

(слайд 6)

Перед вами – серия вопросов. Нужно не мешкая, ответить на них, вписав буквы из ответов в данную цепочку пустых клеток. Какие именно буквы вписывать – указывают цифры над клетками. Ответив верно на вопросы, оценку своей работы.

1 4 1 2 3 1 2
  о     т     л     и     ч     н     о  
  1. Линия, являющаяся осью узкого светового пучка. (ось)
  2. Электромагнитные волны способные вызывать у человека зрительные ощущения (свет)
  3. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями (линза)
  4. Единица оптической силы (диоптрия)
  5. Линия, являющаяся осью узкого светового пучка (луч)
  6. Изображение, в котором светлые места сфотографированного предмета выглядят темными, а темные, наоборот, светлыми (негатив)
  7. Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе лучи, падающие на нее параллельно ее оптической оси (фокус)

Проверяют и самостоятельно оценивают. (слайд 7)

За правильное выполнение задания – 5 баллов, за 1 ошибку – 4 балла, за 2 ошибки – 3 балла.

3. Выполнение задания с выбором ответа. (13 мин.)

Выберите ответ. (слайды 8-16)

Задание Ответы  
1. Ниже приведена формулировка одного из законов физики: Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Назовите этот закон. А. Закон отражения света.
Б. Закон преломления света.
В. Закон прямолинейного распространения света.
Г. Среди ответов А-В нет правильного.
В.
2. Доказательством, какого закона является образование тени? А. Только закона преломления света.
Б. Только закона отражения света.
В. Только закона прямолинейного распространения света.
Г. Всех трех законов, названных в А-В.
В.
3. Известно, что мы видим тела и не являющиеся источниками света. Какое явление приводит к этому? А. Отражение света.
Б. Преломление света.
В. Поглощение света.
Г. Все три явления, названные в А-В.
А.
4. На пути тонкого светового пучка АО помещают стеклянный полуцилиндр. Какая стрелка показывает направление отраженного луча?
А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
Д. Ни одна из названных в А-Г.
Б.
5. На рисунке изображена схема падения луча света АО наповерхность МN. Назовите угол падения луча. А. МОС.
Б. АОВ.
В. ВОС.
Г. СОN.
Б
6. На рисунке изображен ход лучей через линзу. Какой отрезок является фокусным расстоянием? А. АF
Б. ОF
В. ВF
Г. DF
В
 7. Угол между падающим лучом и плоскостью равен 30°. Чему равен угол отражения? А. 30°.
Б. 60°.
В. 15°.
Г. 90°.
Б
8. Укажите рисунок с верным ходом светового луча в прямоугольной трехгранной призме, если ее преломляющий угол равен 30°. В

(Слайд 17) Проверяют и самостоятельно оценивают.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за 8 – 3балла (итого 10 баллов)

III. Решение задач (15 мин.)

(Слайд 18)

  1. Учебник Физика – 9 (Громов С.В.) Стр. 148 №143, №145
  2. Проверка решения задачи по образцу. (3 мин.)

(Слайды 19-20)

Учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте, и проверяют работы, сверяясь с образцом на слайде. Оценивают работы

IV. Рефлексия (2 мин.)

Проверив во время самостоятельной работы листы опроса учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок (можно это сделать на экране, если предварительно заготовить списки), записывают задание на дом.

Презентация.