Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
СЛАЙД 2
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
СЛАЙД 3;СЛАЙД 4
Так как, использование ИТ дает преподавателю: возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.
Использование ИТ предоставляет учащимся:
доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.СЛАЙД 5;СЛАЙД 6
Вот поэтому основным направлением моей исследовательской деятельности является активизация познавательной деятельности учащихся через использование компьютерных технологий и интегрирование тем самым информационные знания с курсом химии средней школы. Таким образом интеграция позволяет разрабатывать новые подходы к обучению химии, сделав изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества
СЛАЙД 7
Таким образом, использование ИТ на уроке рассматривается: не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
- как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка;
Чтобы процесс обучения с использованием ИТ был эффективным необходима на мой взгляд пройти систему использования ИТ в ОУ.
Система использования ИТ при обучении химии в ОУ. СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11,12
На первом – подготовительном этапе – выявляются те вопросы, изучение которых для лучшего понимания учащимися следует рассматривать в “компьютерной подаче”, а также учитель может подобрать, выбрать темы, используемые для контроля.
Второй этап заключается в подборе и выборе электронных версий тем из существующего богатого рынка медиапродуктов, а также создание обучающих и демонстрационных предметных программ, презентаций уроков, Web-сайтов, набор и распечатка текстов, создание электронной базы рефератов .
Третий этап – применение созданных и подобранных информационных продуктов – реализуется через практику: проведение медиа-уроков, применение мультимедийных продуктов, внеклассную работу по предмету и через подготовку и проведение олимпиад.
Четвертый этап – анализ эффективности использования ИТ предусматривает отслеживание результативности применяемой системы посредством предметного рейтинга, контрольных срезов, анализа ЗУН.
Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.
Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения и т.д. СЛАЙД 13
Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.
Программная поддержка курса.
СЛАЙД 14
Использование электронных пособий, прежде всего, определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях – это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.
Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии базового и профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
Создание презентаций.
СЛАЙД 15
Вместе с тем хочется отметить, что, каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ вновь приходят на помощь учителю для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.
В моей методической копилке много разработано уроков по разным темам.
Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.
СЛАЙД 16
Так на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:
- создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;
- максимально целесообразно располагать материал;
- обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
- подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.
На этапе проведения уроков компьютер позволяет: СЛАЙД 17
- экономить время;
- красочно оформлять материал;
- повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
- оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
- индивидуализировать обучение;
- концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
- в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
- самостоятельно использовать учебный материал учащимися.
На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности: СЛАЙД 18
- аккумулировать совместные усилия учителей;
- развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;
- систематически накапливать материал;
- повышать мотивацию преподавания и обучения.
Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.
Проектная деятельность.
СЛАЙД 19
Метод проектов один из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель – ученик”. Вместе мы освоили возможности программ: Publisher, Movie Maker.
Контроль знаний.
СЛАЙД 20
Важным в работе учителя является организация контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Здесь мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы: например, для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Excel.
Таким образом, использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. СЛАЙД 21
Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. СЛАЙД 22
Обобщая вышесказанное, хочется пожелать учителям: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте, и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может заинтересовать учащихся своим предметом”. СЛАЙД 23
“Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании
и искусном применении всего того, что знаешь”.
СЛАЙД 24
Дистерверг