Е.Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить освоению процесса самостоятельного чтения во внеурочное время ;
  • учить ориентироваться в структуре, содержании художественного произведения;
  • учить ориентироваться в тексте типа повествования и рассуждения, замечать особенности их построения;
  • учить определять главную мысль текста, формулировать идею, пользуясь авторскими словами;
  • учить сжато излагать повествовательный текст; активизация словарного запаса путём уточнения значения слов и фразеологических оборотов, точного употребления их в речи;
  • воспитывать трудолюбие, силу воли.

ХОД УРОКА

1. Постановка цели урока

– Начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня мы отправимся в мир сказки Евгения Львовича Шварца « Сказка о потерянном времени».
Будем учиться анализировать сказку, составлять план, определять идею и готовиться к письму будущему четверокласснику о прочитанной сказке.

2. Рассказ о писателе

– Е.Л.Шварц родился в 1896 г. в Казани в семье врача. С детства увлекался театром, писал шуточные стихи. Однажды мама его спросила: «Кем же ты будешь?» Он ответил: «Романистом», от волнения забыв слово «писатель». По его пьесам до сих пор идут спектакли, сняты фильмы. Он переосмыслил русские народные сказки, сказки Андерсена, Ш. Перро и написал свои на современный лад. Всем известны его пьесы «Снежная королева», «Золушка», «Марья-искусница», «Два брата», «Два клёна».

3. Работа с выставкой книг

– Эти пьесы и сказки вы найдёте в этих книгах. «Сказка о потерянном времени» была написана в 1940 г. для театра кукол. Впервые опубликована в 1945 г. в журнале «Мурзилка».

4. Структурный анализ

– О сказках Е. Шварц говорил так: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Так давайте для себя откроем «Сказку о потерянном времени».
– Определите тип речи текста. (Повествование с элементами рассуждения).
– Назовите тему текста. (О ребятах, которые понапрасну теряли время). Прочитайте, где она сформулирована в сказке.
– Прочитайте заглавие. Заглавие-это своеобразная входная дверь текста. В заглавии формулируется тема и выражается идея текста. Давайте уточним смысл выражения «потерянное время». (Работа с карточкой).
– Составим план сказки. Разделите её на части.
– С какого предложения начинается 1 часть? Где заканчивается? Озаглавьте.
– 2 часть. С какого предложения начинается? Где заканчивается? Озаглавьте.
– 3 часть. С какого предложения начинается? Где заканчивается? Озаглавьте.
– 4 часть. С какого предложения начинается? Где заканчивается? Озаглавьте.

5. Языковой анализ сказки

– Мы определили тему сказки, составили план. А сейчас проведём языковой анализ сказки. Будем учиться у автора точному употреблению слов и выражений для раскрытия идеи сказки. Прочитайте название 1 части.
– На что постоянно надеялся ученик Петя Зубов? Нравится ли автору Петя? Какие слова автор повторяет 2 раза? - Опаздывал да отставал. Почему? Что хочет подчеркнуть?    - Время идёт, а Петя не меняется.
– Давайте попробуем составить краткую характеристику П. Зубова. Дополните предложения  подходящими фразеологическими оборотами (см. карточку 1). А вы встречались с такими ребятами? Как Петя был наказан за это? Прочитаем отрывок этот по ролям.
– Прочитайте название 2 части. Найдите и прочитайте, о чём задумался Петя,  попав в беду? Что удивило Петю, когда он увидел в избушке незнакомых ребят? Как вы думаете, почему они не стали настоящими детьми? Послушаем, какую тайну злых волшебников узнал Петя. – Сценка (показывают подготовленные дети).
– Прочитайте название 3 части. Герои сказок, попав в беду, начинают действовать, меняться. Найдите отрывок, где Петя начинает действовать. Что чувствуем в этом отрывке? – Движение. Какая часть речи подчёркивает это? - Глаголы. Какое открытие сделал для себя Петя утром в городе? Сколько времени он искал стариков-школьников? – Почему автор затянул действие до позднего вечера? - Чтобы показать напряжённость событий.
– В каких классах учились эти ребята? – Почти ваши ровесники. А у вас были ситуации, когда вы чувствовали, что теряете время? Кто хоть раз сожалел об этом? Прочитайте название 4 части. Какая новая беда ждала ребят? Почему? Чем закончилась эта сказка? Как автор теперь относится к героям? Что он в них уважает? Кто помогал ребятам исправить ошибку? – Никто. Они сами боролись. Прочитайте ещё раз слова Е. Шварца о сказках. Какую главную мысль сформулировал Е. Шварц в этой сказке? Прочитайте.
Идея: спастись от несчастья может только сам человек. Не теряйте время понапрасну. Действуйте.

6. Подготовка к письму будущему четверокласснику

Как вы думаете, эта сказка интересна будет другим ребятам? Полезно ли ёё прочитать? Мы им можем помочь. Напишем письмо, где посоветуем прочитать сказку.

– Какие части выделяют в письме? (см. карточку 2). После обращения напишем от кого письмо.
– Какого типа речи будет наше письмо? Что напишем в основной части? Какая это сказка? О ком она? Чему научила меня эта сказка? Что я понял?
– Как закончите письмо? - Вот почему я советую прочитать эту сказку.

7. Домашнее задание

Написать письмо будущему четверокласснику.

8. Итог. Оценки

Приложение