Цели:
- учить освоению процесса самостоятельного чтения во внеурочное время ;
- учить ориентироваться в структуре, содержании художественного произведения;
- учить ориентироваться в тексте типа повествования и рассуждения, замечать особенности их построения;
- учить определять главную мысль текста, формулировать идею, пользуясь авторскими словами;
- учить сжато излагать повествовательный текст; активизация словарного запаса путём уточнения значения слов и фразеологических оборотов, точного употребления их в речи;
- воспитывать трудолюбие, силу воли.
ХОД УРОКА
1. Постановка цели урока
– Начинаем урок внеклассного чтения. Сегодня
мы отправимся в мир сказки Евгения Львовича
Шварца « Сказка о потерянном времени».
Будем учиться анализировать сказку, составлять
план, определять идею и готовиться к письму
будущему четверокласснику о прочитанной сказке.
2. Рассказ о писателе
– Е.Л.Шварц родился в 1896 г. в Казани в семье врача. С детства увлекался театром, писал шуточные стихи. Однажды мама его спросила: «Кем же ты будешь?» Он ответил: «Романистом», от волнения забыв слово «писатель». По его пьесам до сих пор идут спектакли, сняты фильмы. Он переосмыслил русские народные сказки, сказки Андерсена, Ш. Перро и написал свои на современный лад. Всем известны его пьесы «Снежная королева», «Золушка», «Марья-искусница», «Два брата», «Два клёна».
3. Работа с выставкой книг
– Эти пьесы и сказки вы найдёте в этих книгах. «Сказка о потерянном времени» была написана в 1940 г. для театра кукол. Впервые опубликована в 1945 г. в журнале «Мурзилка».
4. Структурный анализ
– О сказках Е. Шварц говорил так: «Сказка
рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для
того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь
голос то, что думаешь». Так давайте для себя
откроем «Сказку о потерянном времени».
– Определите тип речи текста. (Повествование с
элементами рассуждения).
– Назовите тему текста. (О ребятах, которые
понапрасну теряли время). Прочитайте, где она
сформулирована в сказке.
– Прочитайте заглавие. Заглавие-это
своеобразная входная дверь текста. В заглавии
формулируется тема и выражается идея текста.
Давайте уточним смысл выражения «потерянное
время». (Работа с карточкой).
– Составим план сказки. Разделите её на части.
– С какого предложения начинается 1 часть? Где
заканчивается? Озаглавьте.
– 2 часть. С какого предложения начинается? Где
заканчивается? Озаглавьте.
– 3 часть. С какого предложения начинается? Где
заканчивается? Озаглавьте.
– 4 часть. С какого предложения начинается? Где
заканчивается? Озаглавьте.
5. Языковой анализ сказки
– Мы определили тему сказки, составили план. А
сейчас проведём языковой анализ сказки. Будем
учиться у автора точному употреблению слов и
выражений для раскрытия идеи сказки. Прочитайте
название 1 части.
– На что постоянно надеялся ученик Петя Зубов?
Нравится ли автору Петя? Какие слова автор
повторяет 2 раза? - Опаздывал да отставал. Почему?
Что хочет подчеркнуть? - Время идёт, а
Петя не меняется.
– Давайте попробуем составить краткую
характеристику П. Зубова. Дополните предложения
подходящими фразеологическими оборотами (см.
карточку 1). А вы встречались с такими ребятами?
Как Петя был наказан за это? Прочитаем отрывок
этот по ролям.
– Прочитайте название 2 части. Найдите и
прочитайте, о чём задумался Петя, попав в беду?
Что удивило Петю, когда он увидел в избушке
незнакомых ребят? Как вы думаете, почему они не
стали настоящими детьми? Послушаем, какую тайну
злых волшебников узнал Петя. – Сценка
(показывают подготовленные дети).
– Прочитайте название 3 части. Герои сказок,
попав в беду, начинают действовать, меняться.
Найдите отрывок, где Петя начинает действовать.
Что чувствуем в этом отрывке? – Движение. Какая
часть речи подчёркивает это? - Глаголы. Какое
открытие сделал для себя Петя утром в городе?
Сколько времени он искал стариков-школьников? –
Почему автор затянул действие до позднего
вечера? - Чтобы показать напряжённость событий.
– В каких классах учились эти ребята? – Почти
ваши ровесники. А у вас были ситуации, когда вы
чувствовали, что теряете время? Кто хоть раз
сожалел об этом? Прочитайте название 4 части.
Какая новая беда ждала ребят? Почему? Чем
закончилась эта сказка? Как автор теперь
относится к героям? Что он в них уважает? Кто
помогал ребятам исправить ошибку? – Никто. Они
сами боролись. Прочитайте ещё раз слова Е. Шварца
о сказках. Какую главную мысль сформулировал Е.
Шварц в этой сказке? Прочитайте.
Идея: спастись от несчастья может только сам
человек. Не теряйте время понапрасну. Действуйте.
6. Подготовка к письму будущему четверокласснику
Как вы думаете, эта сказка интересна будет другим ребятам? Полезно ли ёё прочитать? Мы им можем помочь. Напишем письмо, где посоветуем прочитать сказку.
– Какие части выделяют в письме? (см. карточку 2).
После обращения напишем от кого письмо.
– Какого типа речи будет наше письмо? Что напишем
в основной части? Какая это сказка? О ком она? Чему
научила меня эта сказка? Что я понял?
– Как закончите письмо? - Вот почему я советую
прочитать эту сказку.
7. Домашнее задание
Написать письмо будущему четверокласснику.
8. Итог. Оценки