Цель урока: познакомить учащихся с понятиями "центр окружности(круга)" и "радиус".
Задачи урока: сформировать понятия : центр окружности (круга), радиус; совершенствовать навык работы с циркулем; развивать творческие способности, логическое мышление, память, воображение; воспитание аккуратности, культуры общения и поведения в учебном процессе.
Ход урока
Организационный момент.
Устные упражнения.
- Сегодня на уроке я предлагаю поиграть в игру "Можно ли сказать, что:"
- Можно ли сказать, что эта фигура квадрат (слайд 1)
- Можно ли сказать, что эти фигуры четырехугольники (слайд 2)
- Можно ли сказать, что все эти фигуры прямоугольники(слайд 3)
- Можно ли сказать, что все эти фигуры многоугольники (слайд 4)
- Можно ли сказать, что на рисунке изображены геометрические фигуры (слайд 5)
Дети высказывают свои мнения.
Сообщение темы и цели урока.
У. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о фигурах, о которых говорили на прошлом уроке. Вспомните, как называются эти геометрические фигуры.
Д. Круг и окружность.
У. Да. совершенно верно эти геометрические фигуры называются круг и окружность. А при помощи какого инструмента мы можем построить окружность?
Д. Окружность мы можем построить при помощи циркуля.
У. Ребята, а что мы должны отметить на листе бумаги, прежде чем начать построение.
Д. На листе бумаги мы должны отметить точку, в которой будет находиться иголка циркуля.
У. А знаете ли вы, что точка, в которой будет находиться иголка циркуля, является ЦЕНТРОМ окружности. На странице 47 учебника, нам предлагают начертить две окружности, изменяя раствор циркуля. И отметить центр каждой окружности красным карандашом.
Дети выполняют задание.
У.А теперь отметьте любую точку на одной из окружностей и соедините эту точку с центром окружности.
Дети отмечают точку и соединяют её с центром окружности.
У. Построенный нами отрезок - это РАДИУС окружности, которую вы выбрали. А сейчас постройте радиус другой окружности. Обведите, синим карандашом больший из двух радиусов. Где радиус будет больше?
Д. Радиус будет больше в большей окружности.
У. Начертите ещё одну окружность. Постройте несколько радиусов этой окружности. Сравните эти радиусы между собой с помощью раствора циркуля. К какому выводу вы пришли?
Д. Радиусы одной окружности между собой равны.
У. Вы совершенно правы. Все радиусы одной окружности между собой равны. А сейчас измерьте радиусы каждой из окружностей, изображённых на с. 48 №5
Какая окружность имеет самый большой радиус? Начертите отрезок, который по длине равен радиусу этой окружности.
Начертите окружность с таким радиусом.
Какая окружность имеет самый маленький радиус? Начертите отрезок, который по длине равен радиусу этой окружности. Начертите окружность с таким же радиусом.
Закрепление знаний. Работа в тетради на печатной основе.
У. Откройте тетради на печатной основе на с. 25. Найдите №1. Вам необходимо построить окружность так, чтобы одна из точек была центром окружности, а другая точка лежала на ней.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
У. Постройте две окружности, длина радиуса каждой из которых равна длине одного из отрезков. (Построение выполняется в рабочей тетради).
Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.
У. Прочитайте задание №3 в рабочей тетради. Как вы его поняли? Что необходимо сделать.
Д.нужно построить три окружности с общим центром.
У. Всё ли нам известно для того, чтобы построить окружности?
Д. Нет. Нам неизвестны радиусы второй и третьей окружностей.
У. Чему равен радиус первой окружности?
Д. Радиус первой окружности равен 2 сантиметрам.
У. Что известно о радиусе второй окружности?
Д. Радиус второй окружности больше радиуса первой окружности на 2 сантиметра?
У. Каков будет радиус второй окружности?
Д. Радиус второй окружности будет равен 4 сантиметрам.
У. Что известно о длине радиуса третьей окружности?
Д. Радиус третьей окружности на 1 сантиметр меньше, чем радиус второй.
У. Как узнать радиус третьей окружности?
Д. Нужно из 4сантиметров вычесть1сантиметр. Получится 3 сантиметра.
У. Теперь мы можем построить окружности?
Д.Да. Теперь нам известны все необходимые данные.
Учащиеся выполняют построения.
Решение заданий повышенной сложности. Работа с учебником. (с. 49 №6,№7)
У. На листе бумаги циркулем начертили окружность, а отметить карандашом центр забыли. Как узнать, где находится центр этой окружности? Проверьте правильность предположения.
Д. Можно внимательно рассмотреть чертёж. Там где виден след от иголки циркуля и есть центр окружности.
Если круг вырезали, то его центр будет находиться на пересечении следов от двух сгибов.
У. Ребята, а вы знаете, что оказывается, даже существует такой специальный прибор, который так и называется "центроискатель". Он помогает находить центр самой большой окружности. Но нам он сегодня не пригодился. Вы сами нашли выход из создавшейся ситуации.
А теперь давайте перейдём к выполнению следующего задания. В чём особенность расположения двух данных окружностей?
Д. Окружности соприкасаются друг с другом.
У. Измерьте радиусы этих окружностей.
Д. Радиус меньшей окружности равен 1 сантиметру. А радиус большей окружности равен 2 сантиметрам.
У. Измерьте расстояние между центрами данных окружностей.
Д. Расстояние между центрами данных окружностей равно 3 сантиметрам.
У. А можно ли было не измерять расстояние между центрами, а вычислить его.
Д. Да, можно было не измерять, а сложить радиусы этих окружностей.
У. А теперь давайте. обратим внимание на хорошо известную круговую схему и узнаем, сколько окружностей с общим центром и разными радиусами нужно построить?
Д. нужно построить три окружности с общим центром и разными радиусами.
У. Какие ещё геометрические фигуры присутствуют на схеме?
Д. Квадраты.
6. Домашнее задание.
У. Дома вам необходимо будет вычислить значение числовых выражений (с. 26 №4). Для этого вам нужно вспомнить порядок выполнения действий.
№5 Расставить величины в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания?
Д. От меньшего к большему.
7. Итог урока.
У. С какими математическими терминами мы сегодня познакомились?
Д. Центр окружности, радиус.
У. Вам понравился сегодняшний урок? Что вызвало затруднения?
Дети высказывают свое мнение об уроке.