Центр и радиус

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с понятиями "центр окружности(круга)" и "радиус".

Задачи урока: сформировать понятия : центр окружности (круга), радиус; совершенствовать навык работы с циркулем; развивать творческие способности, логическое мышление, память, воображение; воспитание аккуратности, культуры общения и поведения в учебном процессе.

Ход урока

Организационный момент.

Презентация.

Устные упражнения.

  • Сегодня на уроке я предлагаю поиграть в игру "Можно ли сказать, что:"
  • Можно ли сказать, что эта фигура квадрат (слайд 1)
  • Можно ли сказать, что эти фигуры четырехугольники (слайд 2)
  • Можно ли сказать, что все эти фигуры прямоугольники(слайд 3)
  • Можно ли сказать, что все эти фигуры многоугольники (слайд 4)
  • Можно ли сказать, что на рисунке изображены геометрические фигуры (слайд 5)

Дети высказывают свои мнения.

Сообщение темы и цели урока.

У. Сегодня на уроке мы продолжим говорить о фигурах, о которых говорили на прошлом уроке. Вспомните, как называются эти геометрические фигуры.

Д. Круг и окружность.

У. Да. совершенно верно эти геометрические фигуры называются круг и окружность. А при помощи какого инструмента мы можем построить окружность?

Д. Окружность мы можем построить при помощи циркуля.

У. Ребята, а что мы должны отметить на листе бумаги, прежде чем начать построение.

Д. На листе бумаги мы должны отметить точку, в которой будет находиться иголка циркуля.

У. А знаете ли вы, что точка, в которой будет находиться иголка циркуля, является ЦЕНТРОМ окружности. На странице 47 учебника, нам предлагают начертить две окружности, изменяя раствор циркуля. И отметить центр каждой окружности красным карандашом.

Дети выполняют задание.

У.А теперь отметьте любую точку на одной из окружностей и соедините эту точку с центром окружности.

Дети отмечают точку и соединяют её с центром окружности.

У. Построенный нами отрезок - это РАДИУС окружности, которую вы выбрали. А сейчас постройте радиус другой окружности. Обведите, синим карандашом больший из двух радиусов. Где радиус будет больше?

Д. Радиус будет больше в большей окружности.

У. Начертите ещё одну окружность. Постройте несколько радиусов этой окружности. Сравните эти радиусы между собой с помощью раствора циркуля. К какому выводу вы пришли?

Д. Радиусы одной окружности между собой равны.

У. Вы совершенно правы. Все радиусы одной окружности между собой равны. А сейчас измерьте радиусы каждой из окружностей, изображённых на с. 48 №5

Какая окружность имеет самый большой радиус? Начертите отрезок, который по длине равен радиусу этой окружности.

Начертите окружность с таким радиусом.

Какая окружность имеет самый маленький радиус? Начертите отрезок, который по длине равен радиусу этой окружности. Начертите окружность с таким же радиусом.

Закрепление знаний. Работа в тетради на печатной основе.

У. Откройте тетради на печатной основе на с. 25. Найдите №1. Вам необходимо построить окружность так, чтобы одна из точек была центром окружности, а другая точка лежала на ней.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

У. Постройте две окружности, длина радиуса каждой из которых равна длине одного из отрезков. (Построение выполняется в рабочей тетради).

Дети самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.

У. Прочитайте задание №3 в рабочей тетради. Как вы его поняли? Что необходимо сделать.

Д.нужно построить три окружности с общим центром.

У. Всё ли нам известно для того, чтобы построить окружности?

Д. Нет. Нам неизвестны радиусы второй и третьей окружностей.

У. Чему равен радиус первой окружности?

Д. Радиус первой окружности равен 2 сантиметрам.

У. Что известно о радиусе второй окружности?

Д. Радиус второй окружности больше радиуса первой окружности на 2 сантиметра?

У. Каков будет радиус второй окружности?

Д. Радиус второй окружности будет равен 4 сантиметрам.

У. Что известно о длине радиуса третьей окружности?

Д. Радиус третьей окружности на 1 сантиметр меньше, чем радиус второй.

У. Как узнать радиус третьей окружности?

Д. Нужно из 4сантиметров вычесть1сантиметр. Получится 3 сантиметра.

У. Теперь мы можем построить окружности?

Д.Да. Теперь нам известны все необходимые данные.

Учащиеся выполняют построения.

Решение заданий повышенной сложности. Работа с учебником. (с. 49 №6,№7)

У. На листе бумаги циркулем начертили окружность, а отметить карандашом центр забыли. Как узнать, где находится центр этой окружности? Проверьте правильность предположения.

Д. Можно внимательно рассмотреть чертёж. Там где виден след от иголки циркуля и есть центр окружности.

Если круг вырезали, то его центр будет находиться на пересечении следов от двух сгибов.

У. Ребята, а вы знаете, что оказывается, даже существует такой специальный прибор, который так и называется "центроискатель". Он помогает находить центр самой большой окружности. Но нам он сегодня не пригодился. Вы сами нашли выход из создавшейся ситуации.

А теперь давайте перейдём к выполнению следующего задания. В чём особенность расположения двух данных окружностей?

Д. Окружности соприкасаются друг с другом.

У. Измерьте радиусы этих окружностей.

Д. Радиус меньшей окружности равен 1 сантиметру. А радиус большей окружности равен 2 сантиметрам.

У. Измерьте расстояние между центрами данных окружностей.

Д. Расстояние между центрами данных окружностей равно 3 сантиметрам.

У. А можно ли было не измерять расстояние между центрами, а вычислить его.

Д. Да, можно было не измерять, а сложить радиусы этих окружностей.

У. А теперь давайте. обратим внимание на хорошо известную круговую схему и узнаем, сколько окружностей с общим центром и разными радиусами нужно построить?

Д. нужно построить три окружности с общим центром и разными радиусами.

У. Какие ещё геометрические фигуры присутствуют на схеме?

Д. Квадраты.

6. Домашнее задание.

У. Дома вам необходимо будет вычислить значение числовых выражений (с. 26 №4). Для этого вам нужно вспомнить порядок выполнения действий.

№5 Расставить величины в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания?

Д. От меньшего к большему.

7. Итог урока.

У. С какими математическими терминами мы сегодня познакомились?

Д. Центр окружности, радиус.

У. Вам понравился сегодняшний урок? Что вызвало затруднения?

Дети высказывают свое мнение об уроке.