Кто в доме хозяин

Разделы: Социальная педагогика


В начале нашего занятия предлагается организовать две команды, которые по ходу занятия будут выполнять задания (представить команды). Оценивать команды будет жюри (представить членов жюри). Кроме того, жюри должно оценивать культуру поведения членов команд во время задания: за выкрики, неэтичные высказывания снимаются баллы на усмотрение членов жюри.

Содержание занятия

I. Собственность детского дома.

Предложить участникам вспомнить русскую народную сказку "Теремок" и ответить на вопросы:

1. Чем является теремок для тех, кто в нем живет?

Чтобы найти правильный ответ, командам предлагается выполнить задание 1 [1].

Напомнить значение слова "собственность" - все то, что по праву, по закону принадлежит определенным лицам, предприятиям, учреждениям, государству; чем они могут владеть, распоряжаться, пользоваться. Того, кому принадлежит объект собственности, вещь, называют собственником.

2. Какие еще виды собственности вы знаете? Предлагается выполнить задание 2 [1].

3. Каким видом собственности является теремок? (общественной)

4. К какому виду собственности относится детский дом и все, что в нем находится?

В результате обсуждения подвести детей к выводу, что детский дом - это государственная собственность. Но государство предает право распоряжаться ею тем людям, которые в нем живут и работают. Значит, детский дом является не только государственной, но и общественной собственностью. Следовательно, все, что находиться в детском доме, является общественной собственностью и называется имуществом детского дома.

Пусть дети перечислят имущество детского дома, находящееся в общественной собственности.

А что такое "детский дом"? (Место, где живут дети) Подвести детей к тому, что это не только место, а именно дом. А так как в любом доме есть хозяйство и хозяин, то детский дом тоже является хозяйством, а вы - его хозяева.

Тема нашего занятия так и называется "Кто в доме хозяин?"

Жюри в, ходе занятия, предстоит определить, члены какой команды являются более бережливыми и экономными хозяевами своего дома. Дополнительные баллы начисляются командам за активность работы во время занятия и за оригинальность мышления.

Для ведения любого хозяйства нужны деньги. Нужны ли деньги детскому дому? Зачем? (обсуждение)

Ежегодно в детском доме составляется план доходов и расходов, называемый бюджетным.

Вместе с детьми заполнить таблицу:

№ п/п доходы расходы
I Государственные средства Оборудование, мебель, бытовая техника
    Постельные и туалетные принадлежности
Питание
Одежда, обувь
Медицинское обеспечение
Хозяйственные нужды (стекла, гвозди, инструменты, сантехника, краска, обои и т. п.)
Обслуживание техники
Оплата коммунальных услуг (водоснабжение, отопление, канализация, вывоз мусора, электричество, телефон)
Канцелярские принадлежности
Книги, игрушки, игры, спортивный инвентарь
Транспортные расходы
Ремонтные работы
Зарплата сотрудником
Ежемесячные пособия воспитанникам
Летний отдых детей
II Благотворительные средства Поощрения детям, подарки, заграничные поездки

Заполнив таблицу, обсудить, могут ли воспитанники получать дополнительные денежные доходы, а также уменьшать расходную часть бюджета. (Изготовление и продажа на ярмарках различных поделок, сбор и сдача ягод - вырученные деньги частично идут на покупку литературы по рукоделию, на покупку ниток, лент, рамок, спиц, крючков, бисера и т. п. Самостоятельное изготовление швабр; ремонт обуви; пошив штор, покрывал, чехлов на мягкую мебель, прихваток, фартуков, рабочих рукавиц; вязание носков, рукавиц, шарфов и т. д. Выполнение части работ своими силами: ремонт мебели, комнат; уборка территории.) Все это и многое другое позволяют, снижая расходную, экономить доходную часть бюджета и вырученные деньги тратить на удовлетворение более высоких потребностей: покупка литературы, игровых компьютерных программ; экскурсии и т. п.

Выделить основные хозяйские качества:

  1. Изготовление всего необходимого, по возможности, своими силами.
  2. Выполнение части хозяйственных работ своими силами.
  3. Бережное отношение к имуществу.
  4. Поддержание чистоты и порядка.
  5. Уважительное отношение к труду персонала.
  6. Разумное потребление коммунальных услуг (об этом поговорим чуть позже).

Продолжить занятие сценкой басни А. Ильина "Обиженная парта" с последующим обсуждением.

Можно ли назвать Витю хозяином своей школы? Есть у нас такие воспитанники, как Витя? Привести примеры. Можно ли назвать такое отношение к своему имуществу хозяйским?

Прочитать отрывок из рассказа Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома".

Спросить детей, знают ли они, чем закончилась эта история. Если дети знают, попросить их рассказать о дальнейших событиях, если не знают, предложить дослушать продолжение истории. По окончании чтения обсудить с детьми: "Как теперь поступить с пятном, если оно не отмывается? (Надо делать ремонт) В беседе подчеркнуть, что для ремонта требуются кисти, краска, мел, другие материалы, надо найти мастера, заплатить ему за работу. Напомнить, как однажды воспитанники 1-й и 2-й групп собирали деньги на ремонт испорченной ногомойки, покупали мел, краску, синьку, кисть, валик, нанимали старшего воспитанника для ремонта, пришлось заплатить ему за работу.

А если бы все воспитанники нашего детского дома берегли бы свое имущество, как настоящие хозяева, то деньги, потраченные на подобные ремонты, могли бы пойти на другие цели: подарки именинникам, угощения для праздничного стола, покупка видеодисков для DVD и т. п. Делается вывод о важности сохранения имущества детского дома, школы, о поддержании чистоты и порядка.

Другой пример бесхозяйственности: весной прошлого года по периметру детского дома было установлено ограждение в связи с опасностью сползания с крыши ледяных глыб, которое было снесено в тот же день. Выполнив задание 3, команды подсчитают убытки детского дома за напрасную работу.

Еще раз подчеркнуть, что имущество детского дома надо беречь, труд обслуживающего персонала уважать, поскольку, впоследствии на ремонт, на покупку материалов для ремонта, на зарплату специалистам приходится тратить большие деньги, которые можно было бы потратить с большей пользой для себя, для хозяев, т. к. бережное отношение позволяет снизить расходы и соответственно экономно расходовать доходы.

Предложить командам игру "Выбери самое нужное" (см. задание 4).

После обсуждения прослушанных ответов, подвести детей к выводу, что ведение хозяйства детского дома, так же как и ведение семейного хозяйства, должно строиться с учетом не только потребностей, но и возможностей.

"Никогда не могут быть полностью удовлетворены все возрастающие потребности человека, поэтому всегда необходимо соизмерять свои финансовые возможности со своими запросами, человек всегда вынужден делать выбор между хочу и надо.

Таков закон экономики. Экономика учит нас рационально тратить имеющиеся средства, обдуманно подходить к покупке". [1]

Предложить командам выполнить задания 5 и 6.

Все цены в заданиях реальны, суммы получаются немалые. Вы, как хозяева, должны понять, что доходная часть денежного плана не увеличится, если вдруг окажется что несколько кроватей и стульев будут сломаны и надо купить новые взамен. Это будет значить, что покупку придется сделать в ущерб себе, хозяевам. Возможно, была запланирована покупка велосипедов, телевизора, компьютера, которую придется отложить, ведь без кроватей и стульев не обойтись:

II. Коммунальные услуги и расходы на их потребление.

Предложить детям загадки:

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем -
Как мы это назовем? (водопровод)

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество -
Это : (электричество)

Дом стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется -
Ярким пламенем зажжется. (лампа)

Загляни-ка под окошко -
Там растянута гармошка.
Но гармошка не играет,
Детский дом наш согревает (отопительная батарея).

Далее спросить детей, где люди встречаются с этими явлениями? Как часто?

"Обратить внимание детей на то, что с водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой не замечая этого: когда отрываем кран, чтобы помыть руки; включаем свет, чтобы в помещении было светло - мы начинаем потреблять коммунальные услуги". [1]

Спросить детей, где они уже встречались с этим понятием, указать название организаций, обеспечивающих детский дом водой, электроэнергией, теплом.

Познакомить с перечнем расценок на воду, электроэнергию, тепло, рассказать, что ежегодно в детском доме составляется примерный план расходования воды, электроэнергии, тепла (составить таблицу). Обратить внимание детей на необходимость придерживаться норм расходования воды, электроэнергии, тепла, заложенных в этом плане.

Предложить командам выполнить задание 7.

Зачитать отрывок из рассказа В. Михиевич "Хочешь быть богатым": " :Надо ли экономить то, чего на первый взгляд, у нас достаточно: обычную воду, электроэнергию? Отвернул кран и из него бьет звонкая, прозрачная струя воды - лей, сколько угодно! Щелкнул выключателем - и разольется по комнате свет от электрической лампочки:".

Задать ребятам вопросы?

  • Как люди заставили воду прийти в дом?
  • Всегда ли были электрические лампочки?
  • Каких ее "родственников" вы знаете(лучина, факел, свеча, керосиновая и газовая лампы).

Сообщить, что:

":Много человеку потребовалось труда, ума, изобретательности, чтобы разные явления природы стали друзьями и верными помощниками. А раз они помощники и друзья, о них надо заботиться и беречь. Ведь богатства земные не беспредельны". [1]

Обсудить с детьми проблему экономического отношения к потреблению света, воды, тепла, не быть равнодушными к бесполезной их трате. Текущая без нужды чистая вода попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Чтобы из этой жижи получить чистую воду, строят специальные очистные сооружения, которые не успевают очищать огромное количество грязной воды. Они работают на пределе. Если кран остался открытым, то не только впустую истрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды и соответственно нагрузка на очистные сооружения. Пока водопроводную воду можно пить, но ее качество с каждым годом все ухудшается.

Можно предложить стихи С. Погореловского:

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана - кап, кап, кап:
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря:
А то пройдет немного лет
И нет водицы - нет, нет, нет.

Можно закончить четверостишием:

Бережливым будь с водой!
Шевельни чуть-чуть рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Предложить командам выполнить задание 8 [1] и задание 9.

Жюри подводит итоги.

III. Заключительное слово.

Одним из важнейших законов ведения любого хозяйства являются бережливость и экономность. Человек не может стать хорошим хозяином своего дома, своей семьи, своего города внезапно, вдруг, просто потому, что он стал взрослым.

Придет время и у каждого из вас будет своя семья и, конечно же, свое хозяйство, очень хочется верить, что это будет хорошая семья и крепкое хозяйство, а чтобы это действительно так и было, необходимо готовить себя к взрослой успешной жизни уже сейчас.

Навыки бережливого и экономного отношения к своему или общественному имуществу закладываются и развиваются с детства.

Вы пока еще дети, но уже должны серьезно задуматься и изменить свое отношение к окружающим вас вещам, беречь их и приумножать богатство детского дома. Чтобы потом, когда уйдете из него, мы, ваши воспитатели, вспоминали вас добрым словом, ставили в пример новым поколениям воспитанников. Чтобы вам не стыдно было приходить сюда, в дом, где вы выросли и стали взрослыми, чтобы мы были рады вас видеть всегда.

Надеюсь, что это занятие поможет вам изменить отношение к имуществу детского дома, поможет стать настоящими его хозяевами.

Приложение.

Презентация.

Литература.

  1. И.А. Сасова, М. М. Фирсова. Экономика для младших школьников. Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2002.
  2. Б.А. Райзберг. Экономика для детей. Учебное пособие. - М.: "Ось-89", 1999.