Адаптация методов эйдетики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Вопрос о развитии творческих способностей детей интересует педагогическую общественность, педагогическую науку и психологию постоянно. И это понятно. Государство испытывает потребность в личности нового типа, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей реагировать на изменение обстоятельств, находить оригинальное, нестандартное решение проблем. Этим потребностям удовлетворяют качества личности, которые психологи определяют, как "творческие".

Практически в каждом ребёнке есть творческий потенциал. У каждого есть свои способности, свойственные только ему, и потому - уникальные. В связи с этим, задача современной школы, системы образования в целом - помочь отыскать, распознать и развить в себе эти способности.

В психологии понятие общих творческих способностей отождествляется с понятием "креативность". Креативность - способность человека к выдвижению оригинальных нестандартных идей, умение действовать в неординарных ситуациях. То есть это нестандартное мышление. Творчески продуктивная личность обладает креативностью, широтой интересов и увлечений, мечтательностью, чувствительностью, богатым внутренним миром, эстетической восприимчивостью, естественностью, смелостью, непосредственностью, эмоциональностью. Такие качества личности успешно развиваются на занятиях по "Развитию памяти, образного мышления и воображения", основу методики которых разработал И.Ю.Матюгин [2].

В методике используются приёмы нестандартных ситуаций, которые вызывают у детей позитивные эмоции, учат фантазировать, видеть образами, творчески мыслить. Эйдетика (от греческого "эйдос" - яркий образ) - методика развития памяти, воображения и образного мышления человека [2,12]. Эта методика не нова. В ней собраны разные способы запоминания и обработки информации, известные с древнейших времён. Систематизировал и обобщил, дополнил их оригинальными методиками И.Ю.Матюгин.

Для работы со своими учениками в нашей школе мы выбрали те методы, которые смогли адаптировать к учебной программе, а также те, которые были апробированы в школе № 8 г. Долгопрудного и описаны в книге "Магия памяти". Теперь на наших уроках всегда есть место творчеству и фантазии, смеху и шуткам. На таких уроках и нам, и детям легко и интересно. При систематическом использовании методов постепенно развиваются врождённые способности, сенсорные ощущения, сознательное использование этих возможностей в обучении, в повседневной жизни, творческой деятельности.

Творческие способности связаны с созданием оригинального продукта, с нахождением новых способов в процессе деятельности. Но, чтобы быть творческой, она должна вызывать у ребёнка сильный и устойчивый интерес, положительные эмоции, удовольствие и удовлетворение от её выполнения. Тогда возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься интересным делом. Использование методов эйдетики вызывают у детей именно такие эмоции.

У творческих детей способность мыслить образами проявляется очень ярко и сохраняется на всю жизнь. Методы эйдетики соответствуют восприятию ребёнка. Они опираются на образное мышление, которое является для него естественным.

На уроках дети учатся видеть, мыслить образами. Цифры и буквы для них уже не безмолвные значки: они движутся, разговаривают, имеют запах, вкус, цвет. Умение фантазировать и воображать делает детей естественными, раскованными, раскрепощёнными. Такими же становятся и их мысли, а это раскрывает творческий потенциал.

Задания по созданию образа могут быть промежуточным этапом для других, более развёрнутых заданий. Так, на основе метода связанных ассоциаций, у нас организована работа по запоминанию правописания словарных слов. Теперь словарная работа на уроках русского языка проводится при помощи открыток или картин. Такой способ запоминания правописания словарных слов развивает фантазию, воображение, устную речь учащихся, умение находить аналогию. Вот как это происходит.

Сначала учитель показывает любую картинку или открытку; называет слово (его значение уточняется коллективно); предлагает найти на открытке несуществующий предмет.

Дети рассказывают и показывают, где увидели этот предмет, сравнивая его с чем-то, находя что-то похожее на каком-то фрагменте картины.

Называем вместе с учащимися безударную гласную, написание которой нужно запомнить.

Ищем её на рисунке (что-то похожее на неё). Проговариваем слово так, как его нужно записать, и записываем его.

Работая над изучением орфограмм "Правописание слов с буквосочетаниями: жи-ши, ча-ща, чу-щу и т.д." дети запоминают группу слов. Для этого используется метод последовательно связанных ассоциаций: дети придумывают фантастические рассказы, используя опорные слова в данной последовательности. Все эти рассказы получаются очень разные, неповторимые. Когда ребёнок сочиняет, речь идёт о творческой операции. Но на уроках дети не только сочиняют. Они успешно обрабатывают готовый материал: стихотворные и прозаические тексты. В этом помогает метод пиктограмм - один из самых любимых видов работы у наших учеников на уроках чтения, русского языка, окружающего мира.

Пиктограмма - изображение, содержащее сообщение, переданное рисунком [2]. Для уроков чтения они очень эффективны, как с точки зрения запоминания слов, так и с точки зрения развития художественного и творческого мышления. Сначала, для общего восприятия текст читается целиком; затем, либо построчно, либо по смысловым частям. После этого - пауза, и дети рисуют пиктограмму к каждому отрывку. Затем учитель продолжает читать, а дети слушают и опять рисуют. Рисунок не должен всё отражать, он должен только напоминать слова и строки.

После таких упражнений дети вдумываются в смысл каждого слова, просят объяснить незнакомое. Ведь чтобы изобразить, нужно хорошо представлять. Важно показать детям, как не надо рисовать, т.е. указать на различие иллюстрации и пиктограммы: последняя более схематична, более подробна, быстрее выполняется, не требует умения хорошо рисовать.

Пиктограммы, как правило, получаются такие, что они читаемы и узнаваемы только автором. Поэтому лучше, когда ученик сам их составляет, не срисовывая у других. Это не исключает коллективного обсуждения рисунка: при чтении все вместе обсуждают, как лучше изобразить то или иное слово, строку, а затем каждый сам выполняет свой рисунок.

Таким образом, пиктограммы способствуют запоминанию информации без напряжения. Главное - это не механическое заучивание, а осмысленное, сознательное запоминание материала. Составляя пиктограммы, ребёнок размышляет над лексическим значением каждого отдельного слова, целой фразы, строки (если речь идёт о стихотворении), рассуждает о прямом и переносном значении слов, анализирует их, подбирает слова, созвучные данным.

Американский психолог Р.Ф.Томпсон считал: "Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить её по определённому руслу" [1,149]. Это называется свободное ассоциирование. Дети очень любят выполнять графические импровизации, где, подключая воображение, в нескольких произвольно проведённых линиях можно увидеть различные предметы, фантастические образы. Когда мы можем любую мысль мгновенно превратить в живой, яркий образ, тогда и появляется творческая, исследовательская работа мозга.

Использование методов оживления, вхождения, трансформации, фонетических ассоциаций и т.д. (всего их 27) даёт возможность с помощью памяти, воображения и неординарного мышления изучать разные учебные предметы. В целом эти методы оптимизируют процессы осознанной обработки и усвоения информации, вырабатывая навыки активной творческой мыслительной деятельности.

Нам, как учителям, знакомство с этими методами дало очень многое. Их использование дало возможность рационально перестроить работу на уроке и получить позитивный результат.

Литература.

  1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухов/ Издательство Московского университета, 1981 г.
  2. Матюгин И.Ю. Магия памяти. - Сталкер.: 1998 г.
  3. Шрагина Л.И. Логика воображения. - М.: Народное образование, 2001.