Я.М. Тайц "Приказ"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с рассказом Я.Тайца "Приказ".
  • Развитие представления учащихся о добре и зле.
  • Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброжелательности, чувство гордости за свою страну и родную деревню.

Оборудование: папка с файлами, содержащими материалы про ветеранов войны своей деревни, выставка детских рисунков "Война и мир глазами внуков и правнуков", фотографии участников ВОВ- односельчан, фонограмма песни "Дорога добра", таблица "Правила доброты", сочинение учащихся "Ветеран живет рядом", плакаты с пословицами.

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня я предлагаю вам сесть по кругу. Ведь в кругу все равны и есть возможность видеть друг друга, смотреть в глаза. А глаза, говорят - это душа человека. Люди с давних времен, всматривались в лица друг друга, пытаясь этим угадать настроение человека. Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков. Что они выражают? (Радость, огорчение, страх, гнев, удивление).

С каким гномиком вам было бы приятно общаться?

Каким чаще бываете вы?

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце- доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек помогает другому, он способен чувствовать радость и боль другого человека, как свою. Народная мудрость гласит: "Жизнь дана на добрые дела".

В словаре С.И.Ожогова дается следующее определение: Добро - положительное, хорошее, полезное. Противоположное - зло. Зло- это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Философ Альберт Швейцер писал, что добро- это то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает и препятствует.

II. Постановка темы урока.

Мы продолжаем путешествие по ленте времени. Познакомимся одним из рассказов военных лет Я.М.Тайца "Приказ", в котором маленькая девочка остается с мамой одна, отец уходит на войну.

В начале урока мы говорили о доброте и зле. "Война - это всегда страшно. Это слезы, кровь, страдания. Это смерть.: Это зло.

(Ученик читает стих)

Ученик:

Война - жесточе нету слова
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А.Твардовский.

Почему она называется Отечественная?

(Потому что защищали Отечество, Родину).

Сколько бы лет не прошло с мая 45 года мы всегда будем помнить, что это была великая победа справедливости над злом и насилием, победа в войне за независимость нашей Родины. Мы бережно храним память о тех, кому обязаны жизнью, счастьем, тем, что живем в свободной и благополучной стране.

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение.

Дети читают рассказ самостоятельно.

2. Проверка понимания содержания.

- Понравился рассказ?

- Почему автор назвал рассказ "Приказ"? Подтвердите словами рассказа.

(Папа написал с фронта письмо: "Светик, исполняй все мамины приказы, как на войне все равно. У нас на войне командир, если дал приказ, значит, умри, но сделай. А мама для тебя вроде как командир").

- Запомнила ли Света наставление отца?

- Куда ушла однажды утром мама?

- Какой приказ дала мама Свете?

- Испугалась девочка, когда осталась дома одна? Почему?

- Какую сказку напомнила мама Свете?

- Кто приходил к Свете пока мамы не было дома?

- Открывала она дверь?

- Почему Света не открыла дверь своему отцу? Что она подумала?

(Света растерялась, и подумала, а может быть, это серый волк прикинулся папой? Она сказала: "Мой папа на войне!").

Прочитайте этот диалог по ролям (ролевое чтение по учебнику).

- Как вы считаете, правильно ли поступила Света? (Ответ учащихся).

- Одобрил отец ее поступок? Почему?

- Чем он ее наградил?

(Он снял с себя медаль и повесил на Свету. Правда, он сейчас же отнял ее, но все равно Света чуть не целых пять минут носила на груди настоящую серебряную медаль с надписью: "За боевые заслуги".)

- Как бы вы поступили на месте Светы?

- Какой девочкой была Света? Почитайте.

(Сейчас Света уже большая и ходит в школу. Но во время войны она была маленькой и ходила в детский сад. А по воскресеньям оставалась дома с мамой и всегда помогала. Надо принести что-нибудь - принесет, надо убрать- уберет, надо конфетку съесть - съест!)

Дайте полную характеристику.

(Она была ответственной, исполнительной, в трудные годы войны была верным другом и помощницей мамы).

Беседа о благотворительности.

Прочитав данный рассказ, познакомившись юной героиней военных лет какие чувства у вас возникли?

(Сочувствие, желание помочь близким людям)

Очень приятно, что у вас возникло сочувствие, желание помочь близким. Это и служит началом добрых дел. Ведь в мире всегда найдется место благотворительности.

Взрослые делают больше добрые дела,а маленькие малые.

2010 год весь народ отмечает 65 годовщину незабываемого дня Победы, который принес нам счастье и мир. 1418 дней и ночей Советские люди вели кровопролитную войну против фашистских агрессоров, отстояли свободу и независимость своего Отчества. Из наших маленьких деревень Чувашское Сиренькино, Русское Сиренькино и Кителга ушли на фронт 450 человек, из них вернулись только 109 (демонстация слайдов с фотографиями ветеранов).

В центре нашей деревни Сиренькино высится мраморный обелиск. На нем высечены имена погибших. Мы никогда не забудем их подвиг! Они ковали победу. Мы перед ними вечно в долгу. Их осталось совсем немного - живых свидетелей и участников тех великих и трагических для нашей Родины событий. Они выстояли тогда, в кровавые сороковые, в послевоенные годы, поднимали страну из разрухи. К сожалению, ряды участников тех героических лет с каждым годом редеют. Это говорит о том, что их остается все меньше и меньше среди нас.

Время берет свое. Некоторым трудно передвигаться без посторонней помощи, плохо видят глаза, слабо слышат. Наша тимуровская операция под названием: "Ветеран живет рядом", целью которой является оказание посильной помощи это большое доброе дело.

Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям требуется не только помощь, но и просто внимание.

Ребята, я рада, что вы умеете слушать и чувствовать души других, не проходите мимо людей, зовущих на помощь. Правильно сказал А.П.Чехов "Спешите делать добро!".

Добрые дела нельзя откладывать на потом. Делать добро надо сегодня и сейчас. Не зря, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Физкультминутка.

(Дети исполняют песню "Дорога добра" на слова Ю.Энтина музыка М.Минкова в движении)

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?

Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди,мой друг,всегда иди
Дорогою Добра!

Ребята, никогда не отвечайте грубостью на грубость, на зло - злом. Помните, что к вам будут относиться так, как вы относитесь к окружающим. Людей помнят по их добрым делам. Мудро поступают те люди, которые стараются оставить после себя добрый след. Не зря говорится в пословице: "Доброе дело два века живет".

Вспомним правила доброты.

(ученики рассказывают по очереди).

1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

2. Прощать ошибки других.

3. Не жадничать.

4. Не завидовать.

5. Жалеть других.

Даже в трудные военные годы люди умели соблюдать эти правила. Вспомните слова Семена Севастьяновича, ветерана войны нашей деревни, который рассказывал нам про военную дружбу, когда мы складывали дрова в его дровяннике.

(Ученики рассказывают)

Семен Севастьянович рассказывал, что на войне была такая дружба, они так ценили друг друга, так жалели. Он с уважением вспоминает ребят своей дивизии. Уважение друг к другу ,- говорит он было великим делом. О национальности не говорили, даже не спрашивали. Ты свой человек говорили, вот и все. Во всем друг другу помогали, умели делиться куском хлеба.

А теперь некоторые ученики прочитают сочинение про своих прадедов и прабабушек - ветеранов Великой Отечественной войны.

Сочинение Ксении Игнатьевой: "Мой прадед ветеран Великой Отечественной войны."

Довоенное детство моего деда прошло в родной деревне Сиренькино. Он говорит, что это были самые счастливые годы его жизни. Лес, полный ягод, чудесная речка. Родители работали, а он учился.

Беда пришла нежданно - с глубокой грустью вспоминает он. Тот день, когда было объявлено о начале войны, запомнился ему слезами и плачами всех собравшихся жителей деревни. Вот так закончились короткие беззаботные годы юности.

В 17 лет его призвали на фронт. Впервые бой встретил под городом Псковом. Затем он обучался в Псковском военном училище. Вскоре его определили в 376 ую стрелковую красноармейскую дивизию.

В бою около границы с Литвой его ранило в руку, однако это было не единственное ранение, затем последовали ранения в голову от осколочного снаряда, сквозное пулевое ранение в живот. Войну окончил мой дед в Эльбоу, но встретить победу с товарищами ему не удалось. Он лежал в госпитале в Риге.

За боевые заслуги он награжден медалями. После окончания войны он служил еще 7 лет. В 1952 году вернулся домой. До пенсионного возраста проработал в родном колхозе животноводом.

Военные годы оставили глубокие следы на его здоровье. Он часто болеет. Плохо слышит. Мы всей семьей окружили его заботой и вниманием. Помогаем во всем. Мы часто с ним беремся за руки и гуляем в тихих, красивых уголках нашей местности. Бывает подолгу сидим возле речки, где рассказывает мне, что в те тяжелые годы никогда он не думал о смерти, верил остаться в живых и мечтал по-прежнему зажить счастливо в кругу своей семьи в родном краю.

Сочинение Тихоновой Алины: "Мои любимые прадедушка и прабабушка".

Мой прадедушка Иван Тихонов - участник Великой Отечественной войны. Он был награжден медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" .Он умер в 1992 году. Его фотографии хранятся в семейном альбоме.

Моя прабабушка Антонида в годы войны трудилась в родной деревне Сиренькино. Всю работу приходилось выполнять в ручную, техники совсем не хватало, - рассказывает она. Жали рожь, снопы таскали на плечах. Лошадей было мало- их надо было кормить, а кормить было нечем. Дрова и сено на зиму возили на себе.

Моей прабабушке 84 года. Сколько трудностей пришлось ей пережить. Она часто достает фотографии прадеда и его письма, с выцветшими чернилами, читает их вздыхая и утирая слезы. От этих горьких слез, текущих по ее морщинистому лицу мне становится невыносимо грустно.

Я очень люблю мою добрую прабабушку. Во всем стараюсь быть ее помощницей.

Вместе убираемся по дому, печем пироги. Летом помогаю полоть и поливать грядки, зимой - расчищаю дорожки от снега. Мое сокровенное желание, чтобы она прожила еще много-много счастливых лет под мирным небом.

Итог урока.

Ребята нелегко досталась эта победа.

Трудно найти в нашей стране семью, дом, куда бы не пришло горе, человека, который не потерял отца или мать, сына или дочь, брата или сестру, или просто друга.

Поэтому об этом должны знать и помнить ,вы самые маленькие граждане нашей страны. И окружить каждого нуждающегося заботой и вниманием.

Домашнее задание: приготовить рассказы о героях ВОВ.