Цели:
- Дидактическая. Дать определение понятия "мода", познакомить воспитанников с её законами, функциями.
- Коррекционная. Коррегировать искажённые представления о моде.
- Воспитательная. Развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
- Здоровьесберегающая. Формировать здоровьесберегающий подход к моде.
Тип урока. Изучение нового материала.
Методы ведения урока. Урок-лекция.
Оборудование. Доска, ноутбук, тетрадка, ручка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка присутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня мы поговорим о моде и её капризах.
III. Сообщение новой темы (слайд1).
Давайте подумаем. Что такое мода?
В энциклопедии даётся следующее определение: "Модой называют существующее в определённый период и общепринятое на данном этапе отношение к внешним формам культуры, в том числе одежды".
А мы попробуем вывести своё определение моды. Мода это то, что носит большинство людей сегодня.
Воспитанники записывают в тетрадь.
Историческое развитие одежды человека непрерывно связанно с модой, и между ними обычно ставиться знак равенства.
Подражание является необходимой предпосылкой моды, её противоречием; процесс развития моды - слияние противоречий. Человек приспосабливается к окружающему миру, он приемлет моду, но с помощью моды стремиться отличиться от окружающих.
Закономерности развития (слайд 2).
Каждая мода является зеркалом времени, а модельер посредником. Но каждая мода нуждается в крёстных родителях. Только после того как она будет признана в определённом кругу, она может стать модой. Растет её популярность, увеличивается число тех, кто получает от неё удовольствие. Когда подражание достигает высшей точки, мода перестаёт быть модой и затухает.
Воспитанники зарисовывают в тетрадь схему.
Фазы:
- Возникновение оригинала модели.
- Признание в узком кругу.
- Распространение удешевлённого варианта среди масс.
- Пресыщение.
- Затухание интереса или полное исключение товара.
- Некоторые модные новинки после признания переходят в категорию стандарта.
Всегда рядом с модой шла антимода, т.е. отрицательная реакция на любое нововведение. Она разрушает идеальные образы, служит своеобразным обновителем стиля, убыстряет темпы развития моды, порождает контрастные, но популярные и демократические формы.
Функции моды: (слайд3).
Воспитанники записывают в тетрадь.
Социальная.
- безобидная игра фантазии, каприз людей
- даёт возможность избежать тирании обычаев
- позволяет демонстрировать своё "я"
- используется для маскировки
- служит средством идентификации людей разного социального уровня.
Обеспечение жизненных процессов.
Модный ритм чётко соответствует смене природных ритмов.
Мода - отношение между двумя ритмами - ритмом обновления и ритмом износа, соотношение спроса и предложения.
IV. Закрепление темы по вопросам.
1. Дайте определение понятия "мода".
2. Назовите закономерности развития моды.
3. Перечислите функции моды.
V. Физ.минутка.
VI. Сообщение познавательного материала.
Человек всегда стремился себя приукрасить.
Казусы моды (слайд 4).
Украшения наших предков были весьма разнообразны: кости и зубы людей и животных, перья, мех, камни. Во имя прекрасного они шли на жертвы. Например, вес украшения, которое надевал на себя представитель африканского племени динга, превышает 20 килограммов. И по сей день есть племена, которые носят тяжелые украшения в ушах, носу (слайд 5).
Так почему же молодёжь стремиться быть похожей на отсталых дикарей внешне? Хотите быть дикарями откажитесь от благ цивилизации и живите среди них (слайд 6). Дикое поклонение пирсингу вредит нашему здоровью и даже может привести к смерти от заражения крови.
Широко был распространён обычай красить кожу тела. Белые цветные полосы появлялись вокруг глаз, на носу, на руках, на рёбрах. Это служило признаком племени или знаком сословного отличия. Древний обычай чернения бровей и ресниц сохраняется и в наши дни (слайд 7,8).
В стремлении довести свою внешность до совершенства человек непрерывно изменял способы окраски тела и рисунки на нем. Появилась потребность закрепить и увековечить свои творения при помощи татуировки (слайд 9).
После второй мировой войны в результате падения колониального строя в мире появилось большое количество эмигрантов из стран Африки, Азии и Латинской Америки, которые принесли в Европу свою культуру, традиции, моду. Так появились оголённые животы, пирсинг, татуировка, смешение стилей в одежде.
То, что было на Руси признаком позора, стало верхом моды (татуировка). Пирсинг и татуировка приводят к многочисленным случаям заражения крови и даже смерти.
Не менее изощрённо мы издеваемся над своим телом при помощи современной моды.
Костюм восточных танцовщиц стал хитом 2000- тысячных. И ни кто не задумывается о том, что это костюм отвергаемых мусульманством женщин - рабынь (слайд10). Но, то, что хорошо в тёплом климате как-то не согласуется с сибирскими морозами. В результате многочисленные воспаления и женское бесплодие.
Туфли средневекового феодала вытягивались на 60 сантиметров. В XVI веке появились деревянные подставки к обуви до25 сантиметров (слайд11). Сегодня молодые девушки нося обувь с каблуком высотой 10-12 см. не задумываясь о нагрузке на их неокрепший позвоночник. Искривляют свои стопы ради моды в неудобной обуви. Калечат ноги, ходя зимой на каблуках (слайд 12).
VII. Закрепление темы по вопросам.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятием мода и увидели, какие странные виды она может принимать. Как вы думаете, полученные сегодня знания остановят вас при выборе стиля жизни.
Воспитанники отвечают.
1. Какие нелепости и излишества можно встретить в облике современных модников.
Воспитанники отвечают.
2. К чему может привести поклонение идеалам моды.
Воспитанники отвечают.
3. Встаньте и посмотрите друг на друга. Какие модные детали есть в вашей одежде или на вашем теле.
Воспитанники рассматривают друг друга и отвечают.
Во все времена лучшим украшением человека всегда была здоровая и красивая кожа, хорошее настроение, доброжелательное отношение к людям. Чего и вам желаю.
VIII. Подведение итогов.
1. Лучшие ответы.
2. Выставление оценок с комментарием.
3. Уборка рабочих мест.
IX. Домашнее задание.