1. Цели урока:
- образовательные: вспомнить, что такое архимедова сила; рассмотреть условия плавания тел; научиться делать выводы из экспериментальных данных; рассмотреть устройство судов.
- воспитательные: расширение кругозора; развитие познавательной активности, интереса к физике; воспитание умения работать в парах, умения слушать других;
- развивающие: развитие речи, мышления, памяти, воображения
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, плакат с изображением корабля, кюветы с водой, пластилин.
2. Структура урока:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Закрепление
4. Подведение итогов
Ход урока
1. Чтобы узнать тему урока, мы с вами должны разгадать кроссворд. В выделенных клеточках мы найдем название темы урока. (5 минут, кроссворды у каждого)
- Единица давления.
- Единица массы.
- Кратная единица массы.
- Единица площади.
- Единица времени.
- Единица силы.
- Единица объема.
- Единица длины.
Слайд №1 (проверка кроссвордов). Запись темы урока.
2. Перед вами на доске три картинки. Посмотрите на них и выберите ту, на которой изображено условие плавания тела. Попробуйте сформулировать правило. (2 мин)
3. Кто создает корабли? Что такое корабль? (слайд №2)
Судно - это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные надводные суда), под водой (подводные суда) или над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке)
4. Людей, проектирующих корабли, называют конструкторами. Сегодня мы с вами посетим конструкторское бюро и пройдем весь путь от создания этого устройства до плавания на нем. Начнем работу с небольшой исторической справки. Послушаем доклад об истории развития кораблестроения. (доклад ученика) (слайды №3 - 6)
Развитие кораблестроения
Говоря о плавании судов, можно заметить, что необходимость в таком способе передвижения у человека была всегда. Первыми плавательными средствами были стволы деревьев, надутые мешки из шкур животных, плоты, позднее - лодки.
Развитие цивилизации привело к необходимости расширения торговли, перевозки различных видов товаров, открытие новых морских путей. При этом не только изменились размеры плавающих судов, но и их конструкция.
Более 4 тысяч лет назад стали использовать паруса. Парусный флот достиг истинного расцвета к середине 19 века. Некоторые парусники развивали скорость до 20 узлов (1 узел = 1,852 км/ч).
Переворот в строительстве судов произошел в 1807 году, когда Роберт Фултон построил первый речной пароход в США, который работал на энергии водяного пара. Первый морской пароход появился в России в 1815 году. В 1903 году на Волге построили первое в мире дизельное судно - танкер "Вандал".
5. Почему плавает плот? (плотность дерева меньше плотности воды)
А почему плавает железный корабль?
6. Приступим к эксперименту: кусочек пластилина, стакан с водой. Сделайте так, чтобы пластилин поплыл. (2 - 3 минуты) (слайд №7)
Каким образом вы достигли результата? Что произошло с кусочком пластилина? (увеличился объем)
В корпусе кораблей много отсеков, заполненных воздухом. Поэтому тяжелый, но большой корабль плавает и не тонет.
7. Мы сделали корабль, теперь в путь. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, представьте себя на корабле в море. (музыка + видеофрагмент) (слайд №8)
8. Мы говорим, что кроме надводных судов существуют еще и подводные. Что это такое? Чем они отличаются друг от друга? В связи с возникшими вопросами мы заслушаем доклад о подводных лодках. (слайд №9)
Подводные лодки
Подводные суда называют подводными лодками. Первая подводная лодка была построена в 1620 году в Англии, а в России - спустя 100 лет, в 1724 году.
Любая подводная лодка - прочный герметичный корпус с множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливания воды сжатым воздухом при всплытии.
Современные атомные подводные лодки имеют высоту с пятиэтажный дом и длину более 150 метров.
На них устанавливают атомный реактор, который может работать без дозаправки более года.
Лодки оснащены современным оружием и представляют большую опасность для противника.
9. А какие морские термины вы знаете? (каюта, якорь, ватерлиния, палуба, корма, нос). А вы знаете, как они выглядят, где находятся? (на доске плакат с изображением корабля + термины на доске). Ваша задача определить, какие части корабля как называются. (ученики выходят к доске по одному и вешают карточку с словом на рисунок). (при необходимости учитель поясняет значение слов).
10. Рефлексия (у каждого на парте три картинки различных плавательных средств) Необходимо выбрать и повесить на доску ту картинку, на которой изображено судно для плавания (в связи с настроением учащегося).
11. Сейчас огромное количество различных кораблей. У каждого свое назначение. Создаются корабли с экологически чистым топливом, корабли для перевозки грузов, пассажиров. (просмотр слайд-шоу №10 - 20)
12. Домашнее задание.
1. Для строительства плотин используют саморазгружающиеся баржи. У них вдоль бортов расположены большие цистерны. При разгрузке открывают кран, и вода заполняет одну из цистерн, баржа наклоняется, и груз - щебень, камни - высыпается в воду. Ставшую легкой баржу возвращает в исходное положение тяжелый чугунный киль. Но вот для строительства Асуанской плотины в Египте потребовались баржи значительно большего водоизмещения. Для возвращения их в нормальное положение нужен и более тяжелый киль. Значит, часть полезного водоизмещения будет потрачена на то, чтобы возить свой собственный киль. Как быть?
2. Пока корабль "Секрет" стоял на якоре, Ассоль на покидала каюты. В полдень иллюминатор у ее койки находился в семи ярдах от воды. Во время прилива вода начала подниматься со скоростью 2 дюйма в минуту. Через какое время вода достигнет иллюминатора?