Науки биология и география – это очень мобильные науки, и количество научных знаний, понятий и т.д. с каждым годом все увеличивается. Авторам учебников хочется отразить эти новшества в своих учебных пособиях, в том числе и в мультимедийных, при этом данный материал занимает место фундаментальных теоретических понятий.
Современным школьникам очень часто приходится сталкиваться с тем, что в учебниках по биологии разных авторов один и тот же вопрос может рассматриваться с разных точек зрения. Эти же вопросы в курсе географии могут рассматриваться в совершенно иной проекции. Не стоит забывать о том, что речь идет не просто об учащихся дневной общеобразовательной школы, где учитель может вовремя откорректировать получаемые учениками знания, а об учащихся вечерней школы, где подготовка домашнего задания ложится целиком и полностью на плечи самого учащегося. И в этом случае при подготовке материала учащийся часто чувствует растерянность, так как не обладает достаточным объемом знаний по предмету, не способен критически оценить предлагаемый материал и выбрать то, что ему необходимо на данном этапе. Учителям вечерних школ часто приходится сталкиваться с проблемой нехватки учебного времени, как в преподавании биологии, так и в преподавании географии (1 час в неделю), но при этом объем учебной информации, требующей усвоения учащимися, с каждым годом становится все больше. Исходя из создавшихся условий, чтобы рассмотреть сложный вопрос, тему, учебную проблему учителям приходится искать соответствующие формы преподавания, которые способствовали бы изложению в доступной для учащихся форме большого по объему материала за короткий промежуток времени. Здесь интегрированный урок становится просто находкой. Во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, нам кажется, что в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания. Все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, структурирование, систематизация, обобщение, выделение главного, анализ) объединяет именно интегративное мышление. Учащихся необходимо учить интегрировать полученные знания для успешного их освоения.
Остановив свой выбор на интегрированном уроке, как средстве достижения нескольких целей, мы выдвинули гипотезу: активизировать работу учащихся на уроках, расширить информационное пространство и кругозор учащихся, показать взаимосвязи между изучаемыми курсами (географией, биологией), повысить эффективность урока и качество усвоения знаний учащимися, разрешить вышеупомянутые противоречия можно, если применить интеграцию знаний с использованием межпредметных связей.
В соответствии с целями были выбраны задачи:
– подобрать наиболее оптимальную схему ведения интегрированного урока, такую, которая максимально бы удовлетворяла требованиям, условиям и специфике вечерней школы, и приводила к достижению поставленной цели;
– выработать единую точку зрения на рассматриваемые в темах вопросы, устранить возникающие противоречия;
– провести предварительный мониторинг результатов качества усвоения знаний по темам, выбранным на интеграцию по биологии и географии;
– провести последующий, после интегрированных уроков мониторинг результатов качества усвоения знаний по темам, выбранным на интеграцию по биологии и географии;
– сравнить полученные результаты, сделать выводы.
Для осуществления задуманного и подтверждения гипотезы особых новшеств не вводилось, т.е. не использовалось новое техническое оборудование, не менялась коренным образом обстановка на уроках. Педагогические средства использовались традиционные. Изменены были только мотивационные установки учащихся на усвоение новых знаний, откорректирован по максимуму учебный материал по географии и биологии. Изучаемый материал по географии и биологии был подобран так, что он гармонично дополнял друг друга. Уроки проводились двумя учителями. Присутствие двух учителей на уроке явление необычное для учащихся. Оно должно было способствовать лучшему восприятию учащимися материала и поддержанию внимания в течение всего урока, что является самой важной предпосылкой того, что материал будет усвоен и качество его усвоения будет намного выше. В процессе предварительной подготовки к уроку предполагалось, что немного выше будут темпы уроков (постоянное поддержание внимания это позволяет сделать), за счет чего должна была повыситься интенсивность и эффективность урока. Уроки проводились во всей параллели восьмых классов школы. Все классы со средней успеваемостью, поэтому высокие показатели усвоения материала в конце интегрированных уроков на фоне предыдущих результатов учебы ярко показывало, что учащиеся способны запоминать большой объем материала, ориентироваться в большом количестве заданий, давать грамотные ответы, осуществлять практическую деятельность, оперируя большим количеством знаний. За те же 40 минут урока учащиеся усвоили материала примерно в полтора раза больше обычного. Качество усвоения материала было значительно выше, что показали тесты, проведенные в конце урока по изученному материалу. Количество троек не превысило 20 %, в то время как обычно учащиеся показывали результаты средние. Таким образом, мы сделали для себя вывод, что:
- Интегрированные уроки по предметам естественно-географического цикла необходимы как учащимся, так и учителям. Они помогают оценить материал с совершенно новых позиций, а также увидеть все возможности учащихся, которые, как правило, на обычных уроках скрыты.
- Учащиеся более предрасположены, раскрыть все свои возможности на уроках нетрадиционных для них, что связано, с активизацией мыслительной деятельности на уроках, познавательной деятельности, активизацией внимания.
- Работу над интегрированными уроками в вечерней школе следует продолжать;
- Необходимо использовать возможности включения в работу и интеграции уроков по предметам естественно-географического цикла, а также с предметами физико-математического и гуманитарного циклов;
- Интеграция – важный фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности. Творческий потенциал учащихся становится выше. Учащиеся на интегрированном уроке начинают видеть одни и те же явления и предметы с совершенно другой стороны. Их способность к анализу растет. Выводы учащихся по изучаемому материалу носят уже мировоззренческий, обобщенный характер и опираются на связь предметов, явлений, процессов и жизненный опыт.
- Учащиеся научаются объединять разрозненные элементы в единое целое, учатся оценивать, анализировать и пр., т.е. превращать полученную информацию в качественно новое образование, которое дает новый результат, новое системное и целостное понятие. Установление учащимися связей между отдельными элементами знаний и умений из различных учебных предметов способствует формированию системности знаний, динамичности мышления, развитию творческих способов познавательной деятельности у учащихся, целостному восприятию картины мира.
- Взаимосвязи между изучаемыми курсами (географией, биологией) становятся более понятны учащимся и в последующем они свободнее оперируют многими теоретическими понятиями
На сегодняшний день интегрированные уроки введены в повседневную практику работы учителей нашей школы. В рабочих программах учителей биологии, географии, и на сегодняшний день химии в течение учебного года на долю интегрированных уроков приходится 6 – 9% уроков, то есть 2-3 часа в каждой параллели. Однако работа над методикой проведения интегрированных уроков, системой, технологией проведения учителя продолжают работать. Вопросы технологии проведения таких уроков становятся все сложнее, информационное поле изучаемых вопросов шире, что связано с введением в преподавание предметов информационно-коммуникативных технологий.