Пропедевтика – один из этапов изучения химии в современной школе

Разделы: Химия


Сегодня в рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает одно из последних мест. Происходит сокращение учебных часов по предмету, плохо решается проблема экспериментального сопровождения преподавания химии, появляются предпосылки к постепенному сокращению и в конечном итоге к исчезновению такой педагогической специальности, как учитель химии, конечно же, эта ситуация настораживает, но главное – нельзя опускать руки, необходимо искать способы решения этой проблемы.

Одна из них – постепенное введение учащихся в мир удивительной науки, т.е. пропедевтика химических знаний. Для решения данной проблемы одного желания педагога недостаточно, поэтому в начале работы по этому направлению необходимо учитывать различные аспекты этой проблемы.

Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом и изучение его в школе – исключительно инициатива администрации общеобразовательного учреждения.

Для проведения пропедевтики нужно учитывать и наличие материальной базы кабинета. Для решения этой проблемы кабинет химии в МОУ СОШ № 151 был оснащен химическими реактивами, лабораторным оборудованием, возможными техническими средствами обучения.

В начале работы мне, как учителю химии, было сложно выбрать программу изучения химии, очень привлекала работа Г.М. Чернобыльской по пропедевтике химических знаний, но затем было выбрана программа О. С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс». [1] Методическое пособие к данной программе дополняет учебно-методический комплект О. С.Габриеляна, по которому в школе ведется преподавание предмета. На изучение пропедевтического курса химии в школе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Основные цели данного курса:

  • подготовить учащихся к изучению нового учебного предмета;
  • создать познавательную мотивацию к изучению химии;
  • сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчетные и экспериментальные), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы;
  • показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;
  • интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины »Химия». [2]

Курс состоит из четырех частей:

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы: знакомство с несложным лабораторным оборудованием, проведение простейших операций обращения с таким оборудованием и химическими веществами. Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы, продолжительные по времени («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов»).

Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе.

Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на старшей ступени обучения.

Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях. [3]

При отборе материала к урокам я учитываю не только методические рекомендации авторов, но курс предполагает творческое направление в деятельности педагога. Влияние средств массовой информации зачастую развивает у детей неправильное отношение к химии, поэтому предлагаемый для изучения материал должен корректировать суждения учеников о роли и месте химии в современной жизни.

На уроках чаще использую активные формы и методы обучения: повышение роли самостоятельной работы (проведения простого домашнего эксперимента), с дальнейшим обсуждением его результатов. Учащиеся с большим удовольствием принимают участие в создании презентаций, подготовке сообщений для ученических конференций.

Меня, как учителя, радуют первые результаты пропедевтического курса, ученики нашей школы с желанием участвуют в районной олимпиаде по химии, становятся призерами, или входят в почетную десятку.

В начале работы я использовала зачетную систему оценки знаний, но потом перешла на традиционную форму контроля, на следующий учебный год планирую продолжить работу по пропедевтическому курсу и ввести рейтинговую систему оценки за качеством знаний учеников.

Литература:

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс М.: Дрофа, 2006.
2. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.