Цели мероприятия:
- познакомить с историей развития региона КМВ, его достопримечательностями; расширять кругозор детей;
- развивать умение выступать перед публикой, эмоциональность и артистизм;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его истории.
Пусть Змейка твоя на Парнас не похожа,
Пусть речка Кума и поменьше, чем Нил.
Но нам они всё же родней и дороже.
Мой город Минводы – я твой гражданин!
Т. Кучер
Летопись земли Минераловодской
Рассказ сочетается с просмотром соответствующих слайдов Презентации.
Слайд 1
Чудесная книга об истории нашей Земли находится у нас под ногами. Её листами служат пласты горных пород, слагающих земную кору, раковины моллюсков, населявших древние моря, отпечатки водорослей и наземных растений, кости различных крупных животных.
Слайд 2 На территории, где располагался наш город, 7 миллионов лет назад находилось Среднесарматское море, которое оставило нам громадные толщи осадочных пород с остатками растительного и животного мира того периода.
С-3 Когда начались горообразующие процессы (конец третичного периода кайнозойской эры), местность изменилась. Участки величественных гор сменялись морскими бассейнами.
С-4 Климат в пределах Северного Кавказа был тропическим.
С-5 Вокруг произрастали густые вечнозелёные леса из многочисленных пальм, магнолий и других растений. Леса населяли животные тропической зоны.
С-6 Трудно представить, что когда-то в районе городского парка, железнодорожного вокзала, на Левокумке гуляли стада носорогов, слонов, жирафов. А то, что было именно так, доказывают археологические находки.
С-7 В октябре 1964г. в 15 км от Минеральных Вод в песчаном карьере станицы Александрийской, где прежде было русло реки Кумы, обнаружен скелет огромного южного слона.
С-8 При изменении климата, связанного с ледниковым периодом, вымерли многие представители фауны. На смену им пришли животные, приспособившиеся к жизни в более холодных климатических условиях. В четвертичный период кайнозойской эры (около 1 млн. лет назад) животный и растительный мир приобрел современный облик.
Хронология заселения нашей местности
Развитие человеческих коллективов можно проследить по археологическим раскопкам. Неолитные памятники (посуда из глины, орудия труда и охоты, украшения) были обнаружены на распаханных участках горы Змейки и села Бородыновки.
С-9 Из этого можно сделать заключение, что люди в районе города Минеральные Воды появились шесть тысяч лет назад. Они учились обрабатывать руду, что ускорило развитие земледелия и скотоводства, зарождение ремёсел.
С-10 Большинство находок, связанных с жизнедеятельностью древнего человека у подножия горы Кинжал, – это каменные орудия труда, еще не имевшие деревянной рукоятки: скребки, чопперы (ручные рубила), отщепы. Человек искал подходящий материал для изготовления таких орудий – крепкие, но в то же время поддающиеся обработке. На Кавминводах такого материала очень мало. Вместо традиционных кремниевых пород древние люди нашли здесь другие крепкие камни: бештауниты, роговики — обожженные раскаленной магмой глинистые сланцы.
С-11 Так же на горе Змейка были найдены обломки древнего жилища. На восточном склоне горы было обнаружено необычное сооружение из камней. Заинтересовавшись находкой, ученые более внимательно осмотрели место и обнаружили там множество глиняных черепков. Примерно метрах в десяти от места археологической находки возвышается отвесная скала. А еще выше – природное нагромождение камней, напоминающее собой древний алтарь. В верхнем камне отверстие, через которое просвечивает голубое небо, камень опирается на плоский валун, который в свою очередь образует как бы крышу над небольшим участком земли. Вполне возможно, что этот «навес» древние племена использовали как культовую площадку. А немного ниже жертвенной скалы, на крутом склоне, явно вырисовывается православный крест, установленный на камне. И здесь же, на этой поляне, мы нашли источник питьевой воды – так что здесь место для жилища было вполне пригодным.
Позже в Предкавказье появляются новые насельники и разноязычные племена аланов, которые выделились из среды полукочевого сарматского населения. В 372 году аланы были разбиты гуннами.
С-12 Часть аланских племен участвовала
«в великом» переселении на Север Африки. Другие
аланские племена осели в районе Пятигорска.
Прямыми потомками аланов являются осетины.
Элементы аланской культуры унаследовали
кабардинцы, карачаевцы, черкесы, ингуши, народы
Дагестана.
Аланское государство в Х-ХН веках, в состав
которого входили земли нашего региона, было
тесно связано с сильными соседями – Византией,
Русью, Грузией. Культурно-экономическим центром
являлся город Маджар (ныне город Буденновск).
С-13 В середине XIII века Северный Кавказ и Предкавказье подверглись опустошительному нашествию монголо-татар. В XIV веке из Золотой Орды выделилось ногайское племя, получившее название по имени Мурзы Ногая. Оно осело на наших землях и занималось в основном кочевым скотоводством. В XVII веке ногайцы стали осваивать земледелие, появились ремесленники, которые организовали свой торговый дом в г.Москве и базар в г. Пятигорске, куда приезжали туристы и купцы.
С 1800 года начинается массовое переселение ногайцев в Турцию, немногие оставшиеся поселились в ауле Канглы. В 1803 году царская кавказская администрация учредила самостоятельное приставство дляногайцев. Во главе был поставлен князь Султан Менгли-Гирей.
На оставшихся после падения Золотой Орды землях Предкавказья заселяются адыгейские племена, черкесы и кабардинцы, которые основывают здесь свои аулы. И земли Пятигорья объединяются в Большую Кабарду, в XVI веке присоединившуюся к России.
Этническая карта края резко меняется во второй половине XVIII века. Предкавказье активно заселяется русскими, украинцами, а также армянами, греками и немцами.
Один из первых исследователей геологии Кавказа – Абих – нарек этот район «скалистым архипелагом». Позже горы Минеральных Вод ученые назвали лакколитами, или «несостоявшимися вулканами». Раскаленная магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи вышележащих горных пород, а лишь приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов.
Легенда о нартах-великанах
С-14Пятигорские вулканы особенные,
сказочные и величественные. Недаром народная
фантазия рождала легенды о них. Послушайте одну
такую легенду.
«…Давно это было … жило здесь племя
Нартов-великанов сильное и красивое, мудрое и
справедливое.
С-15 Всех краше была Машука, горячо любившая сына вождя.
С-16 Но сам седоглавый вождь вспылал страстью к юной красавице. Отправил он своего сына в степь на охоту, чтобы тот не мешал ему сделать Машуку своей женой. Отвергла девушка его любовь и, убегая, обронила колечко, надетое ей на палец возлюбленным в знак верности.
Наткнулся на кольцо сын вождя и на крыльях тревоги прилетел домой. Но приняли его не объятия отца, а меч.
С-17 Старый вождь сбил с головы сына железный шлем.
С-18 Пятью ударами меча старик отнял у сына когда-то подаренную им жизнь, но и сам не уберёгся.
С-19 Единственный удар сына глубоко рассёк его седую голову, и он, пошатываясь, пошёл умирать в долину. Не смогла перенести гибель жениха прекрасная Машука, как камень, катящийся с горы, помчалась она к растерзанному телу молодого богатыря и ударом его кинжала остановила боль своего любящего сердца.
С-20 Многие нарты обнажили свои мечи в поддержку сына, но и немало их сражалось на стороне отца. Жестоко сражались друг с другом исполины-нарты, тряслась, качалась земля, бездонные пропасти разверзались под их ударами. Но не может быть на земле битв, которые бы не заканчивались...
Когда утром взошло солнце, то взору предстало поле боя, сплошь покрытое погубившими друг друга гигантами. Живых не было.
С-21 Исчезло с лица земли племя нартов. Под лучами солнца их останки окаменели. Так появились горы в этих местах – вечный памятник богатырям.
С-22 Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы сына.
С-23 Сам он превратился в пятиглавую гору, названную людьми Бештау.
С-24 Неподалёку от любимого – гора Машук, Чуть подальше, еще до недавнего времени, сверкал на солнце острой вершиной исковерканный людьми окаменевший Кинжал.
С-25 И самая большая гора уходит седой раздвоенной головой в туманы, и называют её Эльбрус. Не тает на нём снег в жаркое лето, и не каждый день предстаёт он взгляду людей. А когда смотрит с высоты на сына, Машуку, на всех своих поверженных нартов, слёзы раскаяния стекают по склонам в виде речных потоков. Но холодны эти слёзы, не могут воскресить окаменевших нартов…»
Дополнительный материал.
Легенда о рождении Кавказа
В стародавние времена жил да был на самой
высокой из гор Кавказа – тогда еще гряды ровных,
зеленых холмов – Отшельник. И повадился к нему
ходить в гости Дьявол. Безжалостно мучила
нечистая сила старца – не было у Отшельника ни
дня покоя. И обратился Отшельник за помощью к
Богу, и разрешил ему Бог проучить хорошенько
исчадие ада.
Отшельник раскалил на огне добела клещи и стал
ждать, когда появится Дьявол. Как только Дьявол
подошел к хижине и, как всегда, просунул в нее
голову, чтобы испугать своим мерзким видом
Отшельника, ловкий старец сотворил крестное
знамение и схватил нечистую силу за нос
раскаленными клещами.
Дьявол взвыл от боли и принялся в ярости топать
ногами и хлестать все вокруг хвостом. И такой
величины был у него хвост, что вздыбил он всю
землю от Анапы до Баку.
Каждый удар хвоста, обезумевшего от боли Дьявола,
прокладывал в некогда аккуратных, ухоженных
Богом холмах пропасти и стремнины, разрезал
расщелинами плодородные долины и вздымал до
небес целые горы. Таким – в полнейшем и
живописном беспорядке – остался Кавказ во веки
веков, вплоть до наших дней.
Значение слова «Кавказ» не находит объяснения ни в греческом, ни в грузинском, армянском, иранском и кавказских языках, нет этого слова ни в санскритских источниках, ни в Библии.
Вот некоторые его значения:
- искажение туземного "Кох-аз" и означает с иранского «Гора азов»;
- скифское название Кавказа – "Крауказ", т. е. белеющий от снега;
- от санскритского "Каз" – блестеть и "граван" – скала, камень;
- на тюркских языках – «Кабк» – «ворота», «двери», слово "каз"("кас") означает «возвышенность», «холм», «гора», т.е. «КАВКАЗ» – ворота + горы.